"Наместники Моисея" в Церкви

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Нижегородов
    Ветеран

    • 20 July 2004
    • 2663

    #1

    "Наместники Моисея" в Церкви

    Любое деяние, даже имеющее большое историческое значение, возможно рассматривать в аспекте личного греха. И потому достаточно выдернуть из контекста библейской истории совершенное Моисеем убийство египтянина (см.: Исх. 2:12), как оно сразу становится банальным событием в духе самых мрачных традиций древнего мира. Этот поступок сам по себе являющийся греховным (1), не делает Моисея (2), ставшего родственником всесильного монарха (см.: Исх. 2:10; Евр. 11:24), вождем национально-освободительного движения. Изначально, для братьев своих, он не начальник и не судья, а человек, который, совершив одно убийство, способен совершить и другое (см.: Исх. 2:14). Отсутствие одобрения, со стороны иудеев, делу освобождения из плена, наблюдается до момента осознания каждым того, что «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4:31) и восприятия политической деятельности Моисея сквозь призму предания (см.: Быт. 50:24), которого держалась еврейская диаспора (3) во враждебном Египте. Но политические успехи «израильского лидера» не главная заслуга его перед евреями. Гораздо в большей степени они были благодарны Моисею за закон, дарованный Богом при его посредничестве (см.: Втор. 5:27) и потому, в дальнейшем, иудейская религиозная традиция, усвоила за ним титул законодателя. Тем не менее, память о греховном поступке, совершенном Моисеем во вполне зрелом возрасте (см.: Деян. 7:23), жила в среде избранного народа и в последующем.
    И не случайно, пришедший в мир Спаситель, обличая нравственное несовершенство духовных лидеров Израиля, в то же время, защищает их право быть учителями закона, присваивает их словам авторитет Моисея: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:2,3). Это повеление содержит, с одной стороны, указание на Моисееву кафедру, как символ истинности возвещаемого учения, с другой стороны, на личности Моисея, книжников и фарисеев как лиц, которых объединяет несвобода от греха. Но если Моисей, совершая, без Божественной санкции, попытку восстания, промыслом Божьим отправляется в изгнание, но не как герой, а как преступник. Это смиряет его и заставляет в дальнейшем соотносить свои поступки с волей Господа. То «благочестивые миряне», будучи исполнителями только юридической стороны закона (4), принялись за духовное воспитание «уважающей их толпы» и, не получив достаточно сурового вразумления от Господа, окончательно развратились. Нравственное оскудение повлекло за собой выработку нового кодекса законничества обрядовых преданий, не имеющих основания в Моисеевом законодательстве, упрощавших духовную жизнь «учителей». Тем самым, они отвергли слова почитаемого ими законоучителя: « не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4:2), ради человеческого предания (см.: Мф. 15:3). Своим же «ученикам» они возложили на плечи (см.: Мф. 23:4) все тяжести исполнения неискаженного закона, и потому, остаются верны Богу, в том смысле, в котором и « Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр. 3:5). Следовательно, Спаситель допускал возможность служение закону нравственно несовершенных личностей, каковыми были книжники и фарисеи.
    Слова Иисуса Христа, изложенные в Мф. 23:2,3, обращены к «народу (5) и ученикам Своим» (Мф. 23:1), к тем, кто не «отошли от Него» после произнесения непонятных слов «о плоти и крови» (см.: Ин. 6:47-66). Это те, в ком имелась способность стать той «малой закваской» для мира, лежащего в языческом мраке. Это те, которые были объединены в день Пятидесятницы (см.: Деян. 2:1-4) в Церкви. А раз Священное Писание явилось ради Церкви, и употребляется ею на пользу своих членов (6), то и слова Христа-Спасителя, закрепленные в нем, обращены ко всем членам Церкви (7) пребывающим в мире и по сей день. Таким образом, для православного сознания актуальными остаются все слова, с которыми обращался Сын Божий к слушавшим Его проповеди иудеям (8).
    В православной Церкви обязанности духовных учителей исполняют священнослужители, обязанные заботиться «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). И хотя условием вступления на стезю пастырского служения с апостольских времен являлись высокие нравственные качества кандидата в священство (см.: 1 Тим. 3:2-4; Тит. 1:6-8) и верность его вероучению Церкви (см.: Тит. 1:9), однако уже с именем Петра связан совершенный некоторыми Апостолами грех лицемерия (см.: Гал. 2:11-14). А св. Иаков, наблюдая жизнь христианской общины буквально с первых её дней, предостерегает верующих: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1,2). Как и законники, не все пастыри новозаветной Церкви могли реализовать в своей жизни нравственные идеалы христианства. Но интересно также и то, что св. Павел, прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви (см.: Деян. 20:17,18), не дает им каких-либо нравственных наставлений, а пророчествует: « из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:30). Очевидно, что для первоверховного Апостола, вопросы чистоты учения важнее, чем нравственное состояние отдельных «служителей культа». И послеапостольская история Церкви полностью подтвердила слова великого христианского учителя, оставив нам не только множество примеров святости и греховного поведения пастырей (9), но также имена лжеучителей. Увлекая учеников за собою, а не за Христом (см.: Деян. 20:30; Рим. 16:17,18), «они не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось что не все наши» (1 Ин. 2:19). Любой духовный руководитель покидает «Моисеево седалище» и сам себя выводит из Церкви, только потому, что исказил содержание апостольского благовестия (см.: Гал. 1:8). И блаженный Феофилакт, объясняя слова Спасителя, изложенные в Мф. 23:2,3, считает основным критерием для определения местонахождения Моисеевой кафедры, прежде всего вероучение: «Он (Иисус Христос прим. авт.) говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему» (10). Сам Спаситель, своими делами, подтверждает слова блаженного Феофилакта, дав власть Иуде Искариоту «над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1), необходимую для проповеди Царства Небесного (см.: Мф. 10:7). Следовательно, в православной Церкви возможна (хотя и нежелательна) деятельность духовных наставников, обладающих не самыми высокими нравственными качествами.
    В наши дни Православие продолжает стояние в истине, и, сохраняя духовную трезвость, вырабатывает внутрицерковные механизмы защиты «Моисеева седалища». Это выражается в установлении Церковью общих правил духовнической практики. Главный смысл этих правил заключается в том, «что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним» (11). Поэтому, вглядываясь в деятельность любого духовного наставника, необходимо первостепенное значение придавать его общественно-религиозному служению, а не увлекаться исследованием его грехов (12). Действительно, рассматривая чужие поступки только в аспекте личного греха, можно не увидеть другого, гораздо более важного. Так, смакуя опьянение Ноя (см.: Быт. 9:21), как это сделал Хам (см.: Быт. 9:22), можно не заметить его (Ноя) веры (см.: Евр. 11:7), которая засвидетельствована св. Павлом. И самого Павла можно упрекнуть в том, что он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3), но тогда, данная ему от Бога премудрость (см.: 2 Пет. 3:15), может оказаться невостребованной таким «исследователем».
    Архивируя в своей памяти грехи православного священника, можно отвлечься от главного и не осознать того, что ты, полагая, что находишься в Церкви, остался совершенно один. А ведь «Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости уставных старух, ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, голос Человека и Бога: Иисуса Христа» (13). А если такого пути нет, то ты остаешься в одиночестве, за пределами Церкви, где согрешения «Наместников Моисея» еще более заметны, поскольку в душе нет Христа (14), заполняющего и покрывающего собою всё, а есть лишь память о чужом грехе и свой собственный грех грех осуждения.

    __________________________________
    1 « и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13).
    2 «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли» (Деян. 7:25).
    3 См.: Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. - Монреаль: Изд. братства преп. Иова Почаевского Монреальской и Канадской Епархии РПЦЗ, 1986. С. 85.
    4 О духовной и юридической сторонах законодательства Моисея см.: Тер-Акопов А. Законодательство Моисея: источники и применение// Российская юстиция. 2003. № 10. С. 40.
    5 Т.е. к тем, кто не являлись членами иудейских сект I века н.э.
    6 См.: http://www.bible-center.ru/article/pisanie (Илларион (Троицкий), архиеп. Священное Писание и Церковь).
    7 Т.е. к тем, кто не являются членами сект христианского толка.
    8 «Ориген, , применяет изречение Спасителя и к лицам, служащим в христианской церкви, где многие владеют способностью учения и разумного изложения, но не хотят поступать согласно тому, чему учат: учение их следует слушать, но делам их не подражать» (Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания/ Под ред. Лопухина А.П. Б.м.: Харвест, 2001. Т. 2. С. 680).
    9 Обзор церковной истории с точки зрения нравственного благополучия ее членов см.: http://kuraev.vinchi.ru/zoloto.html (диакон Андрей Кураев. О нашем поражении.).
    10 http://www.wco.ru/biblio/books/feofil1/Main.htm. (Блаженный Феофилакт (архиеп. Болгарский). Толкование на Евангелие от Матфея).
    11 Пункт 12 определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 29.12.1998 г.
    12 Стремление в поступках каждого выявлять греховные элементы свидетельствует, по крайней мере, о духовном неблагополучии такого «ревнителя благочестия». Это хорошо подметил св. Григорий Богослов: «Ты, ни мало не упоминая о тех, которые совершили течение успешно, именуешь одних падших. А я именую преуспевших. Ты выставляешь на вид самых порочных, потому что сам худ; а я выставляю добродетельных. Отдельно ставь ведущего жизнь непристойно и целомудренного. Из-за одного худого не почитай всех скверными. Лучше тебе уважать чистого, нежели питать ненависть к порочному» (Св. Григорий Богослов. Не должно клеветать на живущих только потому, что иные падают// Собрание творений: В 2 т. Т. 2. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 309).
    13 http://www.krotov.org/history/20/fudel.html. (Фудель С.И. У стен Церкви).
    14 « только в Церкви можно быть со Христом. Ибо Христос только в Церкви, которая и есть «тело Его». Церковь есть Христос, как Он пребывает в мире, после Вознесения» (Флоровский Г., прот. Христианин в Церкви// Флоровский Г.В. Вера и культура. СПб.: РХГИ, 2002. С. 758).
Обработка...