НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ
1 Тим. 3:1-2. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей».
Если человек хочет быть «епископом» (греч. «эпископос», т.е. тот, кто осуществляет пасторский надзор, блюститель церкви, пастор), он желает благородного и важного труда (1 Тим. 3:1). Однако такие люди должны согласовать это желание со Словом Божьим (3:1-10; 4:12) и с церковью (3:10), поскольку Бог установил для церкви конкретные требования. Это значит, что церковь не должна рекомендовать на служение, основываясь только на собственном желании, образовании, чувствах, планах или даже внутреннем призвании желающего. Для тех, кто ищет служения пастора, учителя, миссионера, и заявляет о своем призвании от Бога на этот труд, должно быть также испытание со стороны членов церкви согласно Библейским стандартам 1 Тим. 3:1-13; 4:12; Тит. 1:5-9. Сегодня церковь не имеет права приуменьшать эти требования, которые Бог установил Святым Духом. Они абсолютны, и им надлежит следовать ради имени Божьего, Его Царства, ради чести и депутации самого пасторского служения.
(1) Библейские стандарты, перечисленные для пасторов, - главным образом духовные и нравственные. Проверенность тех, кто ищет пастор-ства в церкви, гораздо важнее, чем личный талант, проповеднические способности, умение управлять (быть хорошим администратором) или академическое образование. Фокус, центр этих качеств - это личное поведение человека, постоянство в мудром благочестии и правильных выборах. Поэтому духовная жизнь человека, желающего пасторства, должна быть «испытана»: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения». (ср. 1 Тим. 3:10). Святой Дух предъявляет высокие стандарты: желающий пасторства должен быть твердо предан праведности и поэтому может служить примером и образцом верности, истины, честности и чистоты. Другими словами, его характер должен отражать учение Христа. В Мф. 25:21 верность в малом ведет к положению правящего «над многим».
(2) Любой христианский лидер должен быть прежде всего и в основном «образцом для верных» (1 Тим. 4:12; ср. 1 Пет. 5:3). Это значит, что его христианская жизнь и твердость в вере может быть представлена как достойный образец для подражания, (а) Пасторы должны являть высший пример постоянства в благочестии, чистоте перед лицом испытаний, верности и любви к Христу и Евангелию: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:12-16). (б) Народ Божий должен учиться христианской нравственности и истинному благочестию не только из Слова Божьего, но и на примере своих пасторов, живущих по апостольским стандартам. Пастор, жизнь которого - пример веры, абсолютно необходим в Божьем плане для христианских руководителей. Оставить принцип благочестивого пасторства, как безукоризненного образца для церкви - значит пренебречь ясным библейским учением. Пастор должен быть таким, чтобы его верность Христу могла быть поставлена в пример или образец (ср. 1 Кор. 11:1; Фил. 3:17; 1 Фесс. 1:6; 2 Фесс. 3:7, 9; 2 Тим. 1:3).
(3) Святой Дух придает значение руководству будущего пастора в доме, браке, семье. Это - вопрос высшей важности (1 Тим. 3:2, 4-5); «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1:6). Это значит, что пастор должен быть примером для семьи Божьей, особенно своей верностью жене и детям. После всего, если он сомнителен, ненадежен в этой сфере, «как он будет пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Он должен быть «муж одной жены» (1 Тим. 3:2). Это выражение подразумевает нравственную верность претендующего на пасторство своей жене. Буквальный перевод греческого выражения («миас понайкос») это - «мужчина одной женщины», т.е. верный муж своей жены. Это значит, что претендент на пасторство должен быть человеком, доказавшим свою верность в этой неизмеримо важной области.
(4) Следовательно, лица в церкви, впавшие в серьезный грех или нравственное преступление, лишают себя права быть пасторами и занимать любую руководящую должность в поместной церкви: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (ср. 1 Тим. 3:8-12). Такие люди могут получить в изобилии прощение и милость по благодати Бога, но потеряли уже возможность служить примером непоколебимой стойкости в вере, любви и чистоте (4:11-16; Тит. 1:9). Как претенденты на лидерство, они уже не могут называться непорочными (3:2).
(5) Более того, 1 Тим. 3:2, 7 устанавливает принцип, что всякий пастор, утративший непоколебимую верность Богу и Его Слову, а также супружескую верность жене и семье, должен быть удален со служения. Такой человек не может считаться «непорочным», т.е. безупречным. Слово Божье утверждает о тех в народе Божьем, кто совершает прелюбо-деяние: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится» (Прит. 6:32-33).
(6) Это не значит, что Бог или церковь не простят такого человека. Бог поистине простит любой из грехов, перечисленных в 1 Тим. 3:1-3, если есть искренняя скорбь и покаяние за этот грех. Должно быть совершенно ясно, что такой человек может быть милосердно прощен и восстановлен в своих отношениях с Богом и с церковью. Однако, Дух Святой утверждает здесь именно то, что есть грехи столь тяжкие, что позор и бесчестие останется на человеке даже после прощения: «зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (ср. 2 Цар. 12:9-14).
(7) Как рассмотреть случай царя Давида? Он ведь остался царем Израиля несмотря на свои грехи прелюбодеяния и убийства (2 Цар. 11:1-21; 12:9-15). Некоторые считают этот факт библейским оправданием того, что можно якобы оставаться пастором даже нарушив перечисленные выше нормы. Однако такое сравнение ошибочно по ряду соображений, (а) Положение (роль) царя Израиля в Ветхом Завете и положение духовного блюстителя церкви Иисуса Христа в Новом Завете - это две совершенно разные вещи. Бог позволил не только Давиду, но и другим царям, исключительно развращенным и Нечестивым, оставаться царями Израильского народа. Руководство же Новозаветной церковью, выкупленной ценою крови Иисуса Христа, требует гораздо более высоких духовных стандартов, (б) Согласно Божьему откровению и требованиям Нового Завета, Давид не мог бы занимать положение пастора в Новозаветной церкви. У него было много жен, он был виновен в супружеской неверности, очень плохо управлял своим домом, был убийцей, жестоким человеком, пролившим много крови. Заметьте также, что из-за своего греха Давид нес наказание Божье всю свою жизнь (2 Цар. 12:9-12).
(8) Современные церкви не должны отвращаться от праведных требований для пасторов, которые Бог установил в изначальном апостольском откровении. Церковь должна требовать от своих руково-дителей высшего уровня святости, твердости в верности Богу и Его Слову, и благочестивой жизни. За них нужно серьезно молиться, ободрять их, поддерживать, поскольку они служат «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).
1 Тим. 3:1-2. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей».
Если человек хочет быть «епископом» (греч. «эпископос», т.е. тот, кто осуществляет пасторский надзор, блюститель церкви, пастор), он желает благородного и важного труда (1 Тим. 3:1). Однако такие люди должны согласовать это желание со Словом Божьим (3:1-10; 4:12) и с церковью (3:10), поскольку Бог установил для церкви конкретные требования. Это значит, что церковь не должна рекомендовать на служение, основываясь только на собственном желании, образовании, чувствах, планах или даже внутреннем призвании желающего. Для тех, кто ищет служения пастора, учителя, миссионера, и заявляет о своем призвании от Бога на этот труд, должно быть также испытание со стороны членов церкви согласно Библейским стандартам 1 Тим. 3:1-13; 4:12; Тит. 1:5-9. Сегодня церковь не имеет права приуменьшать эти требования, которые Бог установил Святым Духом. Они абсолютны, и им надлежит следовать ради имени Божьего, Его Царства, ради чести и депутации самого пасторского служения.
(1) Библейские стандарты, перечисленные для пасторов, - главным образом духовные и нравственные. Проверенность тех, кто ищет пастор-ства в церкви, гораздо важнее, чем личный талант, проповеднические способности, умение управлять (быть хорошим администратором) или академическое образование. Фокус, центр этих качеств - это личное поведение человека, постоянство в мудром благочестии и правильных выборах. Поэтому духовная жизнь человека, желающего пасторства, должна быть «испытана»: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения». (ср. 1 Тим. 3:10). Святой Дух предъявляет высокие стандарты: желающий пасторства должен быть твердо предан праведности и поэтому может служить примером и образцом верности, истины, честности и чистоты. Другими словами, его характер должен отражать учение Христа. В Мф. 25:21 верность в малом ведет к положению правящего «над многим».
(2) Любой христианский лидер должен быть прежде всего и в основном «образцом для верных» (1 Тим. 4:12; ср. 1 Пет. 5:3). Это значит, что его христианская жизнь и твердость в вере может быть представлена как достойный образец для подражания, (а) Пасторы должны являть высший пример постоянства в благочестии, чистоте перед лицом испытаний, верности и любви к Христу и Евангелию: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:12-16). (б) Народ Божий должен учиться христианской нравственности и истинному благочестию не только из Слова Божьего, но и на примере своих пасторов, живущих по апостольским стандартам. Пастор, жизнь которого - пример веры, абсолютно необходим в Божьем плане для христианских руководителей. Оставить принцип благочестивого пасторства, как безукоризненного образца для церкви - значит пренебречь ясным библейским учением. Пастор должен быть таким, чтобы его верность Христу могла быть поставлена в пример или образец (ср. 1 Кор. 11:1; Фил. 3:17; 1 Фесс. 1:6; 2 Фесс. 3:7, 9; 2 Тим. 1:3).
(3) Святой Дух придает значение руководству будущего пастора в доме, браке, семье. Это - вопрос высшей важности (1 Тим. 3:2, 4-5); «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1:6). Это значит, что пастор должен быть примером для семьи Божьей, особенно своей верностью жене и детям. После всего, если он сомнителен, ненадежен в этой сфере, «как он будет пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Он должен быть «муж одной жены» (1 Тим. 3:2). Это выражение подразумевает нравственную верность претендующего на пасторство своей жене. Буквальный перевод греческого выражения («миас понайкос») это - «мужчина одной женщины», т.е. верный муж своей жены. Это значит, что претендент на пасторство должен быть человеком, доказавшим свою верность в этой неизмеримо важной области.
(4) Следовательно, лица в церкви, впавшие в серьезный грех или нравственное преступление, лишают себя права быть пасторами и занимать любую руководящую должность в поместной церкви: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (ср. 1 Тим. 3:8-12). Такие люди могут получить в изобилии прощение и милость по благодати Бога, но потеряли уже возможность служить примером непоколебимой стойкости в вере, любви и чистоте (4:11-16; Тит. 1:9). Как претенденты на лидерство, они уже не могут называться непорочными (3:2).
(5) Более того, 1 Тим. 3:2, 7 устанавливает принцип, что всякий пастор, утративший непоколебимую верность Богу и Его Слову, а также супружескую верность жене и семье, должен быть удален со служения. Такой человек не может считаться «непорочным», т.е. безупречным. Слово Божье утверждает о тех в народе Божьем, кто совершает прелюбо-деяние: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится» (Прит. 6:32-33).
(6) Это не значит, что Бог или церковь не простят такого человека. Бог поистине простит любой из грехов, перечисленных в 1 Тим. 3:1-3, если есть искренняя скорбь и покаяние за этот грех. Должно быть совершенно ясно, что такой человек может быть милосердно прощен и восстановлен в своих отношениях с Богом и с церковью. Однако, Дух Святой утверждает здесь именно то, что есть грехи столь тяжкие, что позор и бесчестие останется на человеке даже после прощения: «зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (ср. 2 Цар. 12:9-14).
(7) Как рассмотреть случай царя Давида? Он ведь остался царем Израиля несмотря на свои грехи прелюбодеяния и убийства (2 Цар. 11:1-21; 12:9-15). Некоторые считают этот факт библейским оправданием того, что можно якобы оставаться пастором даже нарушив перечисленные выше нормы. Однако такое сравнение ошибочно по ряду соображений, (а) Положение (роль) царя Израиля в Ветхом Завете и положение духовного блюстителя церкви Иисуса Христа в Новом Завете - это две совершенно разные вещи. Бог позволил не только Давиду, но и другим царям, исключительно развращенным и Нечестивым, оставаться царями Израильского народа. Руководство же Новозаветной церковью, выкупленной ценою крови Иисуса Христа, требует гораздо более высоких духовных стандартов, (б) Согласно Божьему откровению и требованиям Нового Завета, Давид не мог бы занимать положение пастора в Новозаветной церкви. У него было много жен, он был виновен в супружеской неверности, очень плохо управлял своим домом, был убийцей, жестоким человеком, пролившим много крови. Заметьте также, что из-за своего греха Давид нес наказание Божье всю свою жизнь (2 Цар. 12:9-12).
(8) Современные церкви не должны отвращаться от праведных требований для пасторов, которые Бог установил в изначальном апостольском откровении. Церковь должна требовать от своих руково-дителей высшего уровня святости, твердости в верности Богу и Его Слову, и благочестивой жизни. За них нужно серьезно молиться, ободрять их, поддерживать, поскольку они служат «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).
