СЛОВА, КОТОРЫМИ В БИБЛИИ ОБОЗНАЧАЕТСЯ СПАСЕНИЕ
Рим. 1:16. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину».
Бог даром предлагает нам вечную жизнь в Иисусе Христе. Но нам порой трудно охватить разумом, как именно это происходит. Поэтому Бог приводит в Библии различные примеры, образы, иллюстрации спасения, каждая из которых подчеркивает свою, особую сторону этого процесса. Данная статья исследует три таких образа или аспекта:
спасение, искупление и оправдание.
СПАСЕНИЕ. Спасение (греч. «сотериа») означает «избавление», «безопасный выход или проход», «сохранение от зла или вреда». Этот аспект описан в Библии как «путь» или дорога, которая ведет через жизнь к вечному общению с Богом на небе (Мф. 7:14; Мк. 12:14;
Ин. 14:16; Деян. 16:17; ср. Деян. 9:2; 22:4; Евр. 10:20; 2 Пет. 2:2, 21). По этой дороге спасения следует идти до самого конца. Мы можем описать спасение как один путь с двумя сторонами и с тремя этапами.
(1) Один путь спасения. Христос это путь к Отцу (Ин. 14:6;
Деян. 4:12). Спасение обеспечено нам Божьей благодатью, которую Он дает в Иисусе Христе (Рим. 3:24), основанной на Его смерти (3:25; 5:8), воскресении (5:10) и постоянном ходатайстве за верующих (Евр. 7:25).
(2) Две стороны спасения. Спасение получается по благодати, через веру в Христа (Рим. 3:22, 24-25, 28). Таким образом, спасение это результат Божьей благодати (Ин. 1:16) и человеческого отклика или ответа на нее отклика веры (Деян. 16:31; Рим. 1:17; Еф. 1:15; 2:8;
см. статью «Вера и благодать», с. 492).
(3) Три стадии спасения.
(а) Прошлая стадия спасения включает личный опыт в жизни верующего, которым мы получаем прощение грехов (Деяи. 10:43;
Рим. 4:6-8) и переходим из духовной смерти в духовную жизнь (см. статью «Возрождение», с. 242; 1 Ин. 3:14), от власти греха во власть Господа (Рим. 6:17-23), от державы сатаны в державу Бога (Деян. 26:18). Это дает нам новые личные отношения с Богом (Ин; 1:12) и спасает нас от вины и наказания за грех (Рим. 1:16; 6:23;
1 Кор. 1:18).
(б) Настоящий этап спасения спасает нас от дел и власти греха через исполнение нас Святым Духом. Эта стадия включает: (1) право личного, лицом к лицу, общения с Богом как нашим Отцом и с Иисусом как нашим Господом и Спасителем (Мф. 6:9; Ин. 14:18-23; см. Гал. 4:6, примечание); (2) призыв считать себя мертвыми для греха (Рим. 6:1-14) и подчиниться водительству Святого Духа (Рим. 8:1-17) и Слова Божьего (Ин. 8:31; 14:21; 2 Тим. 3:15-16); (3) право и обязанность исполняться Святым Духом постоянно (см. Деян. 2:33-39; Еф. 5:18; см. статью «Крещение Святым Духом», с. 313); (4) требование отделиться от греха (Рим. 6:1-14) и нынешнего развращенного поколения (Деян. 2:40;
2 Кор. 6:17) и (5) призыв вести постоянную брань во имя Божьего Царства против сатаны и его демонического воинства (2 Кор. 10:4-5;
Еф. 6:11, 16; 1 Пет. 5:8).
(в) Будущая стадия (этап) спасения (Рим. 13:11-12; 1 Фесс. 5:8-9;
1 Пет. 1:5) включает: (1) наше избавление от грядущего гнева Божьего (Рим. 5:9; 1 Кор. 3:15; 5:5; 1 Фесс. 1:10; 5:9); (2) наше участие в Божественной славе (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49) и получение воскрешенного или преображенного тела, (1 Кор. 15:52) и (3) воздаяние наград нам, как верным победителям (см. Отк. 2:7, примечание). Это будущее спасение цель, к которой стремятся все христиане (1 Кор. 9:24-27; Фил. 3:8-14). Все нынешние предупреждения, взыскания и наказания направлены и имеют целью только одно чтобы христиане не потеряли своего будущего, спасения (1 Кор. 5:1-13; 9:24-27; Фил. 2:12, 16; 2 Пет. 1:5-11;
см. Евр. 12:1, примечание).
ИСКУПЛЕНИЕ. Корневое значение слова «искупление» (греч. «аполют-розис») означает «выкупить, уплатив цену». Это выражение обозначает способ или средство, которым было достигнуто спасение уплатой выкупа. Кратко в основных моментах учение о выкупе можно изложить так;
(1) Состояние греха, от которого мы должны быть искуплены: Новый Завет представляет всех людей отчужденными от Бога (Рим. 3:10-18), под властью сатанинских сил (Деян. 10:38; 26:18), рабами греха (Рим. 6:6; 7:14), в состоянии крайней нужды в избавлении от его (греха) вины, наказания и власти (Деян. 26:18; Рим. 1:18; 6:1-18, 23; Еф. 5:8;
Кол. 1:13; 1 Пет. 2:9).
(2) Цена, уплаченная чтобы освободить нас от этого рабства: Христос обеспечил выкуп, пролив Свою кровь и отдав Свою жизнь (Мф. 20:28;
Мк. 10:45; 1 Кор. 6:20; Еф. 1:7; Тит. 2:14; Евр. 9:12; 1 Пет. 1:18-19).
(3) Состояние искупленных в результате искупления. Верующие искуплены Христом и теперь свободны от господства сатаны, от вины и власти греха (Деян. 26:18; Рим. 6:7, 12, 14, 18; Кол. 1:13).. Эта свобода от греха, однако, не дает нам возможности делать что нам угодно, потому что мы стали достоянием Бога. Свобода от греха делает нас добровольными рабами Бога (Деян. 26:18; Рим. 6:18, 22; 1 Кор. 6:19-20;
7:22-23). ,: . ... ...^.;. ^ж-...'" :;:-:.-. ,
.., "^ ' ' . '
,.., ОПРАВДАНИЕ. Слово «оправдывать» (греч. «дикайо») , означает «сделать праведным (справедливым) перед Богом» (Рим. 2:13), «сделать праведником» (Рим. 5:18-19), «постановить или установить праведным или правильным». Это означает не просто законное, юридическое объявление человека праведным, а еще и правильные взаимоотношения с Богом. Бог прощает кающегося грешника, которого по закону Он объявил виновным и осудил на вечную смерть, восстанавливает Его в Божественной милости и устанавливает правильные .отношения (общение) с Собой и Своей волей. Апостол Павел открывает несколько истин об оправдании и как оно совершается.
(1) Поставление человека праведным перед Богом; это дар (Рим. 3:24; Еф. 2:8). Никто не может сам себя поставить перед Богом праведным, в совершенстве соблюдая закон или творя добрые дела (Рим. 4:26), «потому, что все согрешили и ^лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
(2) Оправдание перед Богом происходит «через искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Не оправдывается никто, кто не был искуплен Христом от греха и его власти. ,
(3) Оправдание перед Богом происходит .«по благодати» и принимается через веру в Христа Иисуса как Господа и Спасителя (Рим. 3:22-24;
ср. 4:3-5; см. статью «Вера и благодать», с. 492).
(4) Оправдание связано с прощением наших грехов (Рим. 4:7). Грешники объявляются виновными (Рим. 3:9-18, 23), но прощаются благодаря искупительной смерти, у Христа и Его /воскресению (см. Рим. 3:25, примечание; 4:5, примечание; 4:25; 5:6-9).
(5) Когда мы поставляемся праведными пред Богом верой в Христа, мы сораспинаемся Христу (т.е. перед Богом мы распяты с Христом), и Христос живет в нас (Гал. 2:16-21). Через это мы действительно становимся праведными и начинаем жить для Бога (2:19-21). Эта преобразующая работа Христа в нас через Духа (ср. 2 Фесс. 2:13; 1 Пет. 1:2) не может быть отделена от Его искупительной работы. Труд Христа и труд Духа взаимообусловлены и зависимы.
Рим. 1:16. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину».
Бог даром предлагает нам вечную жизнь в Иисусе Христе. Но нам порой трудно охватить разумом, как именно это происходит. Поэтому Бог приводит в Библии различные примеры, образы, иллюстрации спасения, каждая из которых подчеркивает свою, особую сторону этого процесса. Данная статья исследует три таких образа или аспекта:
спасение, искупление и оправдание.
СПАСЕНИЕ. Спасение (греч. «сотериа») означает «избавление», «безопасный выход или проход», «сохранение от зла или вреда». Этот аспект описан в Библии как «путь» или дорога, которая ведет через жизнь к вечному общению с Богом на небе (Мф. 7:14; Мк. 12:14;
Ин. 14:16; Деян. 16:17; ср. Деян. 9:2; 22:4; Евр. 10:20; 2 Пет. 2:2, 21). По этой дороге спасения следует идти до самого конца. Мы можем описать спасение как один путь с двумя сторонами и с тремя этапами.
(1) Один путь спасения. Христос это путь к Отцу (Ин. 14:6;
Деян. 4:12). Спасение обеспечено нам Божьей благодатью, которую Он дает в Иисусе Христе (Рим. 3:24), основанной на Его смерти (3:25; 5:8), воскресении (5:10) и постоянном ходатайстве за верующих (Евр. 7:25).
(2) Две стороны спасения. Спасение получается по благодати, через веру в Христа (Рим. 3:22, 24-25, 28). Таким образом, спасение это результат Божьей благодати (Ин. 1:16) и человеческого отклика или ответа на нее отклика веры (Деян. 16:31; Рим. 1:17; Еф. 1:15; 2:8;
см. статью «Вера и благодать», с. 492).
(3) Три стадии спасения.
(а) Прошлая стадия спасения включает личный опыт в жизни верующего, которым мы получаем прощение грехов (Деяи. 10:43;
Рим. 4:6-8) и переходим из духовной смерти в духовную жизнь (см. статью «Возрождение», с. 242; 1 Ин. 3:14), от власти греха во власть Господа (Рим. 6:17-23), от державы сатаны в державу Бога (Деян. 26:18). Это дает нам новые личные отношения с Богом (Ин; 1:12) и спасает нас от вины и наказания за грех (Рим. 1:16; 6:23;
1 Кор. 1:18).
(б) Настоящий этап спасения спасает нас от дел и власти греха через исполнение нас Святым Духом. Эта стадия включает: (1) право личного, лицом к лицу, общения с Богом как нашим Отцом и с Иисусом как нашим Господом и Спасителем (Мф. 6:9; Ин. 14:18-23; см. Гал. 4:6, примечание); (2) призыв считать себя мертвыми для греха (Рим. 6:1-14) и подчиниться водительству Святого Духа (Рим. 8:1-17) и Слова Божьего (Ин. 8:31; 14:21; 2 Тим. 3:15-16); (3) право и обязанность исполняться Святым Духом постоянно (см. Деян. 2:33-39; Еф. 5:18; см. статью «Крещение Святым Духом», с. 313); (4) требование отделиться от греха (Рим. 6:1-14) и нынешнего развращенного поколения (Деян. 2:40;
2 Кор. 6:17) и (5) призыв вести постоянную брань во имя Божьего Царства против сатаны и его демонического воинства (2 Кор. 10:4-5;
Еф. 6:11, 16; 1 Пет. 5:8).
(в) Будущая стадия (этап) спасения (Рим. 13:11-12; 1 Фесс. 5:8-9;
1 Пет. 1:5) включает: (1) наше избавление от грядущего гнева Божьего (Рим. 5:9; 1 Кор. 3:15; 5:5; 1 Фесс. 1:10; 5:9); (2) наше участие в Божественной славе (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49) и получение воскрешенного или преображенного тела, (1 Кор. 15:52) и (3) воздаяние наград нам, как верным победителям (см. Отк. 2:7, примечание). Это будущее спасение цель, к которой стремятся все христиане (1 Кор. 9:24-27; Фил. 3:8-14). Все нынешние предупреждения, взыскания и наказания направлены и имеют целью только одно чтобы христиане не потеряли своего будущего, спасения (1 Кор. 5:1-13; 9:24-27; Фил. 2:12, 16; 2 Пет. 1:5-11;
см. Евр. 12:1, примечание).
ИСКУПЛЕНИЕ. Корневое значение слова «искупление» (греч. «аполют-розис») означает «выкупить, уплатив цену». Это выражение обозначает способ или средство, которым было достигнуто спасение уплатой выкупа. Кратко в основных моментах учение о выкупе можно изложить так;
(1) Состояние греха, от которого мы должны быть искуплены: Новый Завет представляет всех людей отчужденными от Бога (Рим. 3:10-18), под властью сатанинских сил (Деян. 10:38; 26:18), рабами греха (Рим. 6:6; 7:14), в состоянии крайней нужды в избавлении от его (греха) вины, наказания и власти (Деян. 26:18; Рим. 1:18; 6:1-18, 23; Еф. 5:8;
Кол. 1:13; 1 Пет. 2:9).
(2) Цена, уплаченная чтобы освободить нас от этого рабства: Христос обеспечил выкуп, пролив Свою кровь и отдав Свою жизнь (Мф. 20:28;
Мк. 10:45; 1 Кор. 6:20; Еф. 1:7; Тит. 2:14; Евр. 9:12; 1 Пет. 1:18-19).
(3) Состояние искупленных в результате искупления. Верующие искуплены Христом и теперь свободны от господства сатаны, от вины и власти греха (Деян. 26:18; Рим. 6:7, 12, 14, 18; Кол. 1:13).. Эта свобода от греха, однако, не дает нам возможности делать что нам угодно, потому что мы стали достоянием Бога. Свобода от греха делает нас добровольными рабами Бога (Деян. 26:18; Рим. 6:18, 22; 1 Кор. 6:19-20;
7:22-23). ,: . ... ...^.;. ^ж-...'" :;:-:.-. ,
.., "^ ' ' . '
,.., ОПРАВДАНИЕ. Слово «оправдывать» (греч. «дикайо») , означает «сделать праведным (справедливым) перед Богом» (Рим. 2:13), «сделать праведником» (Рим. 5:18-19), «постановить или установить праведным или правильным». Это означает не просто законное, юридическое объявление человека праведным, а еще и правильные взаимоотношения с Богом. Бог прощает кающегося грешника, которого по закону Он объявил виновным и осудил на вечную смерть, восстанавливает Его в Божественной милости и устанавливает правильные .отношения (общение) с Собой и Своей волей. Апостол Павел открывает несколько истин об оправдании и как оно совершается.
(1) Поставление человека праведным перед Богом; это дар (Рим. 3:24; Еф. 2:8). Никто не может сам себя поставить перед Богом праведным, в совершенстве соблюдая закон или творя добрые дела (Рим. 4:26), «потому, что все согрешили и ^лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
(2) Оправдание перед Богом происходит «через искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Не оправдывается никто, кто не был искуплен Христом от греха и его власти. ,
(3) Оправдание перед Богом происходит .«по благодати» и принимается через веру в Христа Иисуса как Господа и Спасителя (Рим. 3:22-24;
ср. 4:3-5; см. статью «Вера и благодать», с. 492).
(4) Оправдание связано с прощением наших грехов (Рим. 4:7). Грешники объявляются виновными (Рим. 3:9-18, 23), но прощаются благодаря искупительной смерти, у Христа и Его /воскресению (см. Рим. 3:25, примечание; 4:5, примечание; 4:25; 5:6-9).
(5) Когда мы поставляемся праведными пред Богом верой в Христа, мы сораспинаемся Христу (т.е. перед Богом мы распяты с Христом), и Христос живет в нас (Гал. 2:16-21). Через это мы действительно становимся праведными и начинаем жить для Бога (2:19-21). Эта преобразующая работа Христа в нас через Духа (ср. 2 Фесс. 2:13; 1 Пет. 1:2) не может быть отделена от Его искупительной работы. Труд Христа и труд Духа взаимообусловлены и зависимы.
