ВЕРА И БЛАГОДАТЬ
Рим. 5:21. «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом».
Наше спасение приходит как дар Божьей благодати, но принято оно может быть только через человеческий акт веры. Чтобы понять надлежащим образом процесс спасения, мы должны понять эти два слова.
СПАСАЮЩАЯ ВЕРА. Вера в Иисуса Христа это единственное условие, которое Бог требует для спасения. Вера это не только словесное исповедание Христа, но также и дела, исходящие из сердца верующего, который стремится следовать за Христом, как за Господом и Спасителем : «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ср. Мф. 4:19; 16:24); (Лк. 9:23-25; Ин. 10:4, 27;12:26; Отк. 14:4).
(1) Новозаветное понятие веры включает четыре основных элемента.
(а) Вера означает твердое убеждение и верование, упование на распятого и воскресшего Христа как нашего личного Господа и Спасителя: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». (см. Рим. 1:17). Это предполагает верование от всего нашего сердца (Деян. 8:37; Рим. 6:17; Еф. 6:6; Евр. 10:22), т.е. отдачу и подчинение нашей воли и вверение всей нашей личности Иисусу Христу, как Он явлен нам в Новом Завете.
(б) Вера включает покаяние, т.е. обращение от греха с истинной скорбью (Деян. 17:30; 2 Кор. 7:10) и обращение к Богу через Христа. Спасающая вера это всегда вера покаяния (Деян. 2:37-38; см. Мф. 3:2).
(в) Вера предполагает послушание Иисусу Христу и Его слову как образ жизни, вдохновляемый нашей верой, нашей благодарностью Богу и возрождающей работой Святого Духа: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». (Ин. 3:3-6; 14:15, 21-24); а также Евр. 5:8-9). Это «послушание веры» (Рим. 1:5). Поэтому вера и послушание неразрывно связаны. Спасающая вера без посвящения себя святости невозможна и несостоятельна.
(г) Вера включает личное, идущее от сердца, посвящение себя Богу, привязанность к Иисусу Христу, выраженную в доверии, любви, благодарности и верности Ему. Вера в высшем своем смысле неотличима от любви. Это личные дела жертвы и самоотдачи по отношению к Христу (ср. Мф. 22:37; Ин. 21:15-17; Деян. 8:37; Рим. 6:17; Гал. 2:20;Еф. 6:6; 1 Пет. 1:8).
(2) Вера в Иисуса как в Господа и Спасителя это акт как одноразовый, одномоментный, так и постоянная позиция всей жизни, которая должна расти и укрепляться (см. Ин. 1:12). Поскольку мы верим в определенную личность, в Того, кто умер за нас (Рим. 4:25;8:32); «потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» ( 1 Фесс. 5:9-10), наша вера должна возрастать (Рим. 4:20;2 Фесс. 1:3; 1 Пет. 1:3-9). Доверие и послушание перерастают в верность и преданность (Рим. 14:8; 2 Кор. 5:15); верность и преданность перерастают в сильное чувство личной привязанности и любви к Господу Иисусу Христу (Фил. 1:21; 3:8-10; см. Ин. 15:4, Гал. 2:20). Эта вера в Христа дает нам новые взаимоотношения с Богом и избавляет нас от Его гнева: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 1:18; 8:1); благодаря ей мы становимся мертвыми для греха (Рим. 6:1-18), и в нас вселяется Святой Дух: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 3:5; 4:6).
БЛАГОДАТЬ. Благодать это Божье присутствие и любовь, данные через Иисуса Христа верующим Святым Духом; сюда входят милость, прощение, желание и сила творить волю Божью (Ин. 3:16; 1 Кор. 15:10; Фил. 2:13; 1 Тим. 1:15-16). Весь ход, все течение христианской жизни от начала до конца зависит от этой благодати.
(1) Бог дает меру благодати - как дар (1 Кор. 1:4) неверующим, чтобы они были способны веровать в Иисуса Христа: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8-9); а также: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 2:11; 3:4-7).
(2) Бог дает благодать верующим, чтобы они «освободились от греха» (Рим. 6:20, 22), чтобы хотение и действие производилось в них по Его изволению (Фил. 2:13; ср. Тит. 2:11-12; см. Мф. 7:21), чтобы они молились (Зах. 12:10), возрастали во Христе: «но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18) и свидетельствовали о Христе: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем»; (Деян. 4:33; 11:23).
(3) Божьей благодати верующие должны жаждать и взыскивать: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». (Евр. 4:16). Некоторые пути (т.е. средства благодати), которыми принимается Божья благодать: изучение и послушание Святому Писанию (Ин. 15:1-11; 20:31; 2 Тим. 3:15); слышание проповеди Евангелия (Лк. 24:47; Деян. 1:8; Рим. 1:16; 1 Кор. 1:17-18); молитва (Евр. 4:16; Иуд. 20); пост (Мф. 4:2; 6:16); поклонение Христу (Кол. 3:16); постоянное наполнение Святым Духом (Еф. 5:18); участие в Вечере Господней (Деян. 2:42; см. Еф. 2:9).
(4) Божьей благодати человек может противиться (Евр. 12:15), ее можно принять тщетно (2 Кор. 6:1), угасить (1 Фесс. 5:19), уничижить (Гал. 2:21) и оставить (Гал. 5:4).
Рим. 5:21. «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом».
Наше спасение приходит как дар Божьей благодати, но принято оно может быть только через человеческий акт веры. Чтобы понять надлежащим образом процесс спасения, мы должны понять эти два слова.
СПАСАЮЩАЯ ВЕРА. Вера в Иисуса Христа это единственное условие, которое Бог требует для спасения. Вера это не только словесное исповедание Христа, но также и дела, исходящие из сердца верующего, который стремится следовать за Христом, как за Господом и Спасителем : «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ср. Мф. 4:19; 16:24); (Лк. 9:23-25; Ин. 10:4, 27;12:26; Отк. 14:4).
(1) Новозаветное понятие веры включает четыре основных элемента.
(а) Вера означает твердое убеждение и верование, упование на распятого и воскресшего Христа как нашего личного Господа и Спасителя: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». (см. Рим. 1:17). Это предполагает верование от всего нашего сердца (Деян. 8:37; Рим. 6:17; Еф. 6:6; Евр. 10:22), т.е. отдачу и подчинение нашей воли и вверение всей нашей личности Иисусу Христу, как Он явлен нам в Новом Завете.
(б) Вера включает покаяние, т.е. обращение от греха с истинной скорбью (Деян. 17:30; 2 Кор. 7:10) и обращение к Богу через Христа. Спасающая вера это всегда вера покаяния (Деян. 2:37-38; см. Мф. 3:2).
(в) Вера предполагает послушание Иисусу Христу и Его слову как образ жизни, вдохновляемый нашей верой, нашей благодарностью Богу и возрождающей работой Святого Духа: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». (Ин. 3:3-6; 14:15, 21-24); а также Евр. 5:8-9). Это «послушание веры» (Рим. 1:5). Поэтому вера и послушание неразрывно связаны. Спасающая вера без посвящения себя святости невозможна и несостоятельна.
(г) Вера включает личное, идущее от сердца, посвящение себя Богу, привязанность к Иисусу Христу, выраженную в доверии, любви, благодарности и верности Ему. Вера в высшем своем смысле неотличима от любви. Это личные дела жертвы и самоотдачи по отношению к Христу (ср. Мф. 22:37; Ин. 21:15-17; Деян. 8:37; Рим. 6:17; Гал. 2:20;Еф. 6:6; 1 Пет. 1:8).
(2) Вера в Иисуса как в Господа и Спасителя это акт как одноразовый, одномоментный, так и постоянная позиция всей жизни, которая должна расти и укрепляться (см. Ин. 1:12). Поскольку мы верим в определенную личность, в Того, кто умер за нас (Рим. 4:25;8:32); «потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» ( 1 Фесс. 5:9-10), наша вера должна возрастать (Рим. 4:20;2 Фесс. 1:3; 1 Пет. 1:3-9). Доверие и послушание перерастают в верность и преданность (Рим. 14:8; 2 Кор. 5:15); верность и преданность перерастают в сильное чувство личной привязанности и любви к Господу Иисусу Христу (Фил. 1:21; 3:8-10; см. Ин. 15:4, Гал. 2:20). Эта вера в Христа дает нам новые взаимоотношения с Богом и избавляет нас от Его гнева: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 1:18; 8:1); благодаря ей мы становимся мертвыми для греха (Рим. 6:1-18), и в нас вселяется Святой Дух: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 3:5; 4:6).
БЛАГОДАТЬ. Благодать это Божье присутствие и любовь, данные через Иисуса Христа верующим Святым Духом; сюда входят милость, прощение, желание и сила творить волю Божью (Ин. 3:16; 1 Кор. 15:10; Фил. 2:13; 1 Тим. 1:15-16). Весь ход, все течение христианской жизни от начала до конца зависит от этой благодати.
(1) Бог дает меру благодати - как дар (1 Кор. 1:4) неверующим, чтобы они были способны веровать в Иисуса Христа: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8-9); а также: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 2:11; 3:4-7).
(2) Бог дает благодать верующим, чтобы они «освободились от греха» (Рим. 6:20, 22), чтобы хотение и действие производилось в них по Его изволению (Фил. 2:13; ср. Тит. 2:11-12; см. Мф. 7:21), чтобы они молились (Зах. 12:10), возрастали во Христе: «но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18) и свидетельствовали о Христе: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем»; (Деян. 4:33; 11:23).
(3) Божьей благодати верующие должны жаждать и взыскивать: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». (Евр. 4:16). Некоторые пути (т.е. средства благодати), которыми принимается Божья благодать: изучение и послушание Святому Писанию (Ин. 15:1-11; 20:31; 2 Тим. 3:15); слышание проповеди Евангелия (Лк. 24:47; Деян. 1:8; Рим. 1:16; 1 Кор. 1:17-18); молитва (Евр. 4:16; Иуд. 20); пост (Мф. 4:2; 6:16); поклонение Христу (Кол. 3:16); постоянное наполнение Святым Духом (Еф. 5:18); участие в Вечере Господней (Деян. 2:42; см. Еф. 2:9).
(4) Божьей благодати человек может противиться (Евр. 12:15), ее можно принять тщетно (2 Кор. 6:1), угасить (1 Фесс. 5:19), уничижить (Гал. 2:21) и оставить (Гал. 5:4).