Данная статья родилась, из моих личных попыток отстраниться от современной массовой культуры, к коей невольно принадлежу и я сам, и взглянуть на нее с точки зрения культурологического подхода.
Как известно, эпоха модерна сменилась некоторое время назад постмодернизмом, имеющим некоторые весьма любопытные характеристики; в данной статье меня заинтересовали в частности две из них, «пробуксовка», цикличность в развитии культуры и крайняя степень ее капитализации.
Рассмотрев несколько из наиболее близких мне сфер, я готов поделиться своими наблюдениями о реальных тенденциях в их развитии, а также беспокойством по поводу их дальнейшей трансформации.
Музыка.
На данный момент большинство современной музыки давно трансформировалось в капиталистический инструмент и приобрело приставку «популярной». Особенно интересны в этом плане наблюдения последних 20 лет, рассматривая которые можно смело говорить о тенденциях постмодерна.
Популярная музыка стала способом заработка денег как только стало понятно, что она продается. Довольно поздно, благодаря советским принципам это пришло и на нашу Родину, где изначально она играла второплановые идеологические роли. Капитализация и популяризация музыки, как массового продукта выразилась даже в том, что ее окрестили весьма характерным и малоприятным для элемента искусства термином «шоу-бизнес».
Говоря о цикличности в ее развитии, нельзя не упомянуть известную поговорку «все новое это хорошо забытое старое». И дело даже не в популярности ретро-мотивов. Повторение прошлого звучания почти всегда весьма эклектично. Грань между «хорошо забытым новым» и «старым» звучанием очень тонка, но те, кто умеет ее почувствовать и чутко понимают тенденции времени, весьма сжатого в нашу эпоху, задают моду и имеют колоссальный успех.
В этой связи нельзя не упомянуть таких людей, как американский музыкальный продюсер Timbaland, а также Mark Shinoda. Они как раз подходят под это описание.
Однако те, кто не может почувствовать эту грань так же хорошо, выбирают два пути: или пытаются повторить успех вышеназванных, лишь следуя тенденциям моды, или пытаются угадать и, промахиваясь, обречены на провал.
Важным элементом современной музыки является также смешивание стилей и направлений.
Все новое, что появляется сейчас на экранах и прилавках магазинов, во многом является продуктом смешивания разных и ранее чуждых друг другу стилей.
По такому же принципу удачные результаты этих экспериментов котируются и создают моду, неудачные клеймятся позором и остаются на задворках музыкальной истории.
Ярким примером музыкантов, задающих тон в смеси стилей, является Avril Lavigne, Justin Timberlake и другие.
Одежда.
Никогда мода еще не была настолько приближена к субкультурам, как сегодня. Никогда ее тенденции не были настолько стремительными и быстро меняющими свое течение. Никогда она не была столь эклектичной и цикличной.
Все это явный признак господства постмодернизма в ее сфере.
Начнем с моды субкультур, активно вмешивающихся в модные массовые тенденции и подчиняющие их себе.
Сама по себе субкультура имеет в своем основании некоторую философию, музыку, стиль поведения и моду, и конечно же, принадлежат, преимущественно, молодежи.
Последний из аспектов сегодня, в отличии от того, что было раньше, подчас занимает первое место.
Музыканты влияют на моду субкультур, а субкультуры, вопреки своей закрытости, влияют на всеобщие модные тенденции; причем снова по причине той же капитализации. Причем, зачастую, подражание моде субкультур бывает настолько слепым, что это вынуждает менять курс и тенденции саму эту субкультуру, так как, она, по определению, должна быть выделена из общего культурного контекста.
Подобное взаимовлияние серьезно ускоряет смену течений и тенденций, так что молодежи бывает совсем нелегко угнаться за производителями и модельерами.
Цикличность моды может заметить даже весьма хладнокровный к подобным размышлениям человек.
Причем повторения, как своеобразная пробуксовка, с каждым десятилетием становится все чаще и чаще.
В связи с вышеупомянутыми проблемами, несложно представить, к какому кризису стремительно движется массовая мода.
Итак, развитие массовой культуры по линейной структуре остановилось с пришествием постмодернизма.
Развитие приобрело цикличный и эклектичный характер, в котором каждый новый виток все короче предыдущего и укорачивается в геометрической прогрессии.
Так каковы же глобальные тендеции в этой связи?
На мой взгляд, можно сделать лишь весьма неутешительные прогнозы о том, что абсолютизация повторений, капитализации, смешивания приведет в итоге к кризису массовой культуры, когда все эти элементы достигнут своего пика.
Как известно, эпоха модерна сменилась некоторое время назад постмодернизмом, имеющим некоторые весьма любопытные характеристики; в данной статье меня заинтересовали в частности две из них, «пробуксовка», цикличность в развитии культуры и крайняя степень ее капитализации.
Рассмотрев несколько из наиболее близких мне сфер, я готов поделиться своими наблюдениями о реальных тенденциях в их развитии, а также беспокойством по поводу их дальнейшей трансформации.
Музыка.
На данный момент большинство современной музыки давно трансформировалось в капиталистический инструмент и приобрело приставку «популярной». Особенно интересны в этом плане наблюдения последних 20 лет, рассматривая которые можно смело говорить о тенденциях постмодерна.
Популярная музыка стала способом заработка денег как только стало понятно, что она продается. Довольно поздно, благодаря советским принципам это пришло и на нашу Родину, где изначально она играла второплановые идеологические роли. Капитализация и популяризация музыки, как массового продукта выразилась даже в том, что ее окрестили весьма характерным и малоприятным для элемента искусства термином «шоу-бизнес».
Говоря о цикличности в ее развитии, нельзя не упомянуть известную поговорку «все новое это хорошо забытое старое». И дело даже не в популярности ретро-мотивов. Повторение прошлого звучания почти всегда весьма эклектично. Грань между «хорошо забытым новым» и «старым» звучанием очень тонка, но те, кто умеет ее почувствовать и чутко понимают тенденции времени, весьма сжатого в нашу эпоху, задают моду и имеют колоссальный успех.
В этой связи нельзя не упомянуть таких людей, как американский музыкальный продюсер Timbaland, а также Mark Shinoda. Они как раз подходят под это описание.
Однако те, кто не может почувствовать эту грань так же хорошо, выбирают два пути: или пытаются повторить успех вышеназванных, лишь следуя тенденциям моды, или пытаются угадать и, промахиваясь, обречены на провал.
Важным элементом современной музыки является также смешивание стилей и направлений.
Все новое, что появляется сейчас на экранах и прилавках магазинов, во многом является продуктом смешивания разных и ранее чуждых друг другу стилей.
По такому же принципу удачные результаты этих экспериментов котируются и создают моду, неудачные клеймятся позором и остаются на задворках музыкальной истории.
Ярким примером музыкантов, задающих тон в смеси стилей, является Avril Lavigne, Justin Timberlake и другие.
Одежда.
Никогда мода еще не была настолько приближена к субкультурам, как сегодня. Никогда ее тенденции не были настолько стремительными и быстро меняющими свое течение. Никогда она не была столь эклектичной и цикличной.
Все это явный признак господства постмодернизма в ее сфере.
Начнем с моды субкультур, активно вмешивающихся в модные массовые тенденции и подчиняющие их себе.
Сама по себе субкультура имеет в своем основании некоторую философию, музыку, стиль поведения и моду, и конечно же, принадлежат, преимущественно, молодежи.
Последний из аспектов сегодня, в отличии от того, что было раньше, подчас занимает первое место.
Музыканты влияют на моду субкультур, а субкультуры, вопреки своей закрытости, влияют на всеобщие модные тенденции; причем снова по причине той же капитализации. Причем, зачастую, подражание моде субкультур бывает настолько слепым, что это вынуждает менять курс и тенденции саму эту субкультуру, так как, она, по определению, должна быть выделена из общего культурного контекста.
Подобное взаимовлияние серьезно ускоряет смену течений и тенденций, так что молодежи бывает совсем нелегко угнаться за производителями и модельерами.
Цикличность моды может заметить даже весьма хладнокровный к подобным размышлениям человек.
Причем повторения, как своеобразная пробуксовка, с каждым десятилетием становится все чаще и чаще.
В связи с вышеупомянутыми проблемами, несложно представить, к какому кризису стремительно движется массовая мода.
Итак, развитие массовой культуры по линейной структуре остановилось с пришествием постмодернизма.
Развитие приобрело цикличный и эклектичный характер, в котором каждый новый виток все короче предыдущего и укорачивается в геометрической прогрессии.
Так каковы же глобальные тендеции в этой связи?
На мой взгляд, можно сделать лишь весьма неутешительные прогнозы о том, что абсолютизация повторений, капитализации, смешивания приведет в итоге к кризису массовой культуры, когда все эти элементы достигнут своего пика.