Что же паписты говорят о чистилище? Некоторых они помещают посередине. Это якобы такие люди, которые, не будучи неверующими или полностью нечестивыми, все же умирают с еще не полностью изглаженными пятнами- грехов и без полностью завершенного умилостивления за грехи. Они воображают, что эти люди ввергаются в огонь чистилища, дабы этим огнем оставшиеся пятна греха были выжжены и удалены и страшные страдания чистилища могли обеспечить их тем, чего им недоставало в этой жизни для совершения умилостивления за души. Когда это очищение и умилостивление завершается, они, наконец, избавляются от этого пламени и переносятся в место блаженства. Притом пламя чистилища паписты несколько видоизменили, утверждая, что его жар можно в некоторой степени охладить святой или благословенной водой и что душам в чистилище можно содействовать при помощи бдений, погребений, поминок, ежегодных поминовений, месс для умерших, милостынь и иных дел живых людей ради мертвых, дабы они были быстро и легко избавлены. Основано ли это измышление папистов на Слове Божием? Нет. Оно прямо противоречит ему. Ибо Слово Божие учит, во-первых, что существует только два пути в этой жизни и за ее пределами. Один из них ведет в вечную жизнь, другой - в вечное осуждение (Матф. 7:13-14; Марк. 16:16; Иоан. 3:18,36). Во-вторых, телесная смерть различается: она бывает либо смертью праведников (Чис. 23:10; Пс. 115:6), которые умирают и покоятся во Христе (1 Фес. 4:14, 16; Откр. 14:13), либо смертью грешников (Пс. 33:22), которые умирают во грехах без веры (Иоан. 8:24). В-третьих, существует только два разных места, в которых после смерти пребывают души умерших людей в ожидании последнего дня, это место утешения блаженных и место мучения осужденных (Лук. 16:25). Притом Писание не знает никакого третьего промежуточного места, о чем также засвидетельствовал Августин (Hypognosticon, Книга 5). В-четвертых, умирающие в вере Господней немедленно и сразу обретают блаженство и успокоение (Откр. 14:13), так что их уже не постигает никакое мучение (Премудр. 3:1). Ведь они не приходят на суд, но перешли от смерти в жизнь (Иоан. 5:24). А неверующие уже осуждены и не увидят жизни, ибо гнев Божий пребывает на них (Иоан, 3:18, 36). В-пятых, сразу же после смерти «утверждена великая пропасть», так что никто не может перейти из места мучения в место утешения (Лук. 16:26). В-шестых, время этой жизни является временем благоприятным и днем спасения (2 Кор. 6:1-2), и до конца жизни этот день именуется «ныне» (Евр. 3:13), после которого не остается более возможности для покаяния (Лук. 16:26). Ибо то, чему надлежит разрешиться на Небесах, должно быть разрешено на земле (Матф. 16:19; 18:18). Однако Писание вовсе ничего не говорит о том папском утверждении, будто после этой жизни остается какое-то время для покаяния и примирения с Богом, так же как оно ничего не говорит о том, что молитвы живых людей за умерших содействуют спасению. Ведь каждый получит там соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5:10). На этом основании Киприан сказал (Трактат I. Contra Demetrianum): «Когда кто-либо уходит туда, не существует более возможности для покаяния, жизнь утрачивается или остается здесь». Амвросий (De bono mortis): «Кто не принимает отпущение грехов здесь, того не будет там. И его не будет там по той причине, что он не достигнет вечной жизни, поскольку вечная жизнь - это отпущение грехов». И он сослался на слова Давида [Пс. 38:34]: «Чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Но в Писании, по сути, сказано (Откр. 21:27), что ничто нечистое не войдет на Небеса. И Бог не только милостив, но также справедлив. Он желает, чтобы грех был искуплен полным умилостивлением. Это действительно так. Но если очищение, искупление и умилостивление за грехи зависит от нас и наших дел, то ни один человек никогда не обретет спасение. Посему Бог послал Своего Сына как Посредника и Искупителя, Который является умилостивлением и примирением за наши грехи (Рим. 3:25; I Иоан, 2:2). Он также очистил наши грехи (Евр. 1:3). Ибо Его Кровь очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1:7). Он очистил нас банею водною (Ефес. 5:25-26). И сердца наши омыты Кровью Агнца (Откр. 7:14), а совесть окроплена и очищена (Пс. 50:9; Евр. 9:14; 10:22; 1 Петр. 1:22), дабы чрез Него и в Нем мы могли быть святыми, непорочными и незапятнанными (Кол. 1:22). Но эти величайшие блага Христовы безбожно затемнены и умалены папским учением о чистилище. Как же быть со словами Павла (1 Кор. 3:15): «Сам спасется, но так, как бы из огня»? Это изречение Павла никто из Отцов не истолковывал прямо, надежно и несомненно в применении к чистилищу. По сути, ни Августин, ни Григорий, говоря об этом библейском изречении, не осмелились уверенно и надежно обосновывать существование чистилища этими словами. Ибо они говорили, что «огонь» можно понимать как пламя скорби в этой жизни. А поскольку Павел сказал, что дело каждого человека испытывается огнем, то из этого несомненно следует, что все святые подлежат очищению огнем чистилища. Но сами паписты не допускают этого. Однако истинное значение сказанного Павлом очевидно из контекста. Ибо он говорил о церковных учителях и слушателях, сохраняющих основание неповрежденным, и засвидетельствовал - что бы они ни строили, учение или суждение, все это испытывается огнем искушений, скорбей и гонений. В этом огне что-то сохраняется, а что-то сгорает как непригодное и бесполезное, но таким образом, что если основание остается неповрежденным, это не препятствует спасению. Ибо поскольку такие слова в этом тексте, как «золото», «серебро», «дерево», «солома» и т.д. понимаются аллегорически, то и слово «огонь» наверняка не следует понимать в материальном смысле, как тот огонь, который паписты придумали для своего чистилища. Однако Христос провозгласил в Матф. 12:31-32, что существуют такие грехи, которые не прощаются ни в веке сем, ни в будущем. Христос истолковал это Свое изречение в Марк. 3:29, показав, что грех против Духа Святого будет наказан и в этой жизни, и в будущей, притом что многие другие грехи остаются ненаказанными в этой жизни. Но Маккавей приносил жертвы за грехи умерших людей (2 Мак. 12:43-46). Книги Маккавейские не входят в канон Святых Писаний, на основании которых можно учреждать и доказывать или подтверждать артикулы веры. И нигде более во всем Святом Писании нет ни повеления, ни примера, касающегося какого-либо жертвоприношения за мертвых, хотя оно много говорит о жертвах. Следовательно, Маккавей сделал это не на основании Божия повеления, но по своему собственному измышлению. Однако Бог недвусмысленно запретил это (Втор. 12:8, 32). И Маккавей не говорил ни об огне, ни о мучениях умерших, от которых их надлежало бы спасать делами живых людей. Отцы не могут утверждать артикулы веры без ясного Слова Божия. Ибо греки никогда не желали, да и теперь не желают признавать чистилище. Августин действительно рассуждал о чистилище, однако он не отстаивал его как артикул веры, но оставил под сомнением его существование (Enchiridion, гл. 69; Ad dulc, вопр. 1; De civitat., Кн 21, гл. 26).
Лютеранский богослов Мартин Хемниц об учении папистов о чистилище
Свернуть
X