О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
Многие христиане привычно говорят: нам нет нужды исполнять закон. Мы освобождены Христом от исполнения закона. Что они имеют в виду? Наверное, не анархизм и не хаос. Ведь даже самые упорные антиномисты (беззаконники, противозаконники) вряд ли спорят с правилами уличного движения, с предписаниями техники безопасности на производстве, с распорядком работы на том же производстве, с законами физики и математики. И совсем не каждый из них решается идти против постановлений братского совета своей общины. Почему-то эти законы они охотно исполняют, забывая применить правило об освобождении. Но если Христос освободил нас от Закона, данного в Слове Божием, то не значит ли это, что Он тем более освободил нас от законов человеческих?
Тем не менее, Павел почему-то тоже призывает нас исполнять законы кесаря, платить ему дань, оброк. Неужели нам в таком случае признать, что абсолютного освобождения (в том смысле, как нам говорят беззаконники) не существует, раз по-прежнему мы подчинены кесарю с его законами, природе с ее законами? Собственный желудок понуждает нас работать, и таким образом входить в круг производственных предписаний
Иные христиане применяют следующую логику, и она не лишена оснований: «Христос освободил нас от предписаний иудейского закона, касающихся:
а) обрядовых законов ветхозаветного богослужения;
б) государственных законов ветхозаветного Израиля;
в) бытовых предписаний иудаизма; однако, моральные нормы и правила, записанные в Ветхом Завете, остаются неизменными, их надо исполнять».
Если с пунктами «а» и «б» согласиться в принципе допустимо, и теологические доводы на этот счет общеизвестны, то относительно пункта «в» не все так просто. Еще больше трудностей возникает при определении так называемых моральных норм и правил. Вы знаете эти нормы и правила? Вы их кодифицировали? Вычленили из Ветхого Завета и составили в качестве нормативной книги, кодекса? Дали к ним практический комментарий?
Христиане отвечают: мы руководствуемся законом любви. Хорошо, но заметьте, что на деле это часто означает: «как получится», «как понравится», «как захочется», и т.д.
Здесь нам хороший урок преподают иудеи. Приведу два примера из писаний одного современного раввина.
1) Он задает вопрос: как вы понимаете следующее место: «пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему» (Лев.19:14)?
Большинство тут же себя успокаивает мыслью: а я и не кладу ничего значит, я перед законом неповинен. Но так ли это в действительности? Разве не содержит закон положительное требование к чистоте дорог, ограждению ям, и прочее? Во многих городах дороги находятся в весьма скверном состоянии. Вспомните, сколько раз мы обходили всякие ямы, перешагивали через предметы, валяющиеся на дороге, помнили ли мы при этом о слепых людях? К сожалению, нет. Таким образом, мы становимся нарушителями закона, поскольку не соблюдаем его.
2) Вот еще пример. Предположим, что перед вами два осла, принадлежащие двум вашим друзьям. Один друг навьючивает свое животное, другой снимает поклажу со своего осла. Писание призывает нас помогать ближнему (общий принцип любви). Кому из друзей вы поможете в первую очередь? Если вы скажете, что это неважно, а важна просто помощь, то вряд ли вы будете правы, поскольку принцип любви должен распространяться и на животных. Надо помочь тому другу, который разгружает животное, ибо оно устало. Ситуация меняется, если один из этих людей не друг, но ваш враг. Врагу надо помочь в первую очередь, даже если он навьючивает животное.
Эти рассуждения можно называть ритуалистикой, отмахиваться от них, но, согласитесь, что внимательное отношение к Писанию позволяет избегать многих проблем и обид, сплошь и рядом возникающих в христианских общинах.
Наш ответ состоит в том, чтобы мы не только серьезно относились к Писанию, но и взвешивали каждое его предписание, размышляли над ним, думали, как применить его в сегодняшней жизни. Ведь сегодня почти не встретишь вьючных животных, и значит, мы должны переосмыслить правила о них сообразно нашей действительности. Христианин не спасается Законом, но спасается по благодати Божией. Однако находясь под благодатью, ИСТИННО верующий не может не желать исполнять Закон Божий. Ибо, как пишет апостол Павел Закон благ. И Десять Заповедей никто не отменял. Таково мое отношение к закону. Исполнение закона и есть свобода.
Наши сайты: reformation.ucoz.ru/ cyrilluslucaris.ucoz.ru reforthodox.ucoz.ru/ reformorthodox.ucoz.ru/ reformaorthodox.ucoz.ru/ churchvartovsk.ucoz.ru/ simchurch.ucoz.com/ kievchurch.ucoz.com/ sevastopolroc.ucoz.ru/ kerchchurch.ucoz.ru/yaltachurch.ucoz.ru/odessachurch.ucoz.ru/houseabraham.ucoz.org/radio.terninfo.com/seminary.ucoz.ru/
Многие христиане привычно говорят: нам нет нужды исполнять закон. Мы освобождены Христом от исполнения закона. Что они имеют в виду? Наверное, не анархизм и не хаос. Ведь даже самые упорные антиномисты (беззаконники, противозаконники) вряд ли спорят с правилами уличного движения, с предписаниями техники безопасности на производстве, с распорядком работы на том же производстве, с законами физики и математики. И совсем не каждый из них решается идти против постановлений братского совета своей общины. Почему-то эти законы они охотно исполняют, забывая применить правило об освобождении. Но если Христос освободил нас от Закона, данного в Слове Божием, то не значит ли это, что Он тем более освободил нас от законов человеческих?
Тем не менее, Павел почему-то тоже призывает нас исполнять законы кесаря, платить ему дань, оброк. Неужели нам в таком случае признать, что абсолютного освобождения (в том смысле, как нам говорят беззаконники) не существует, раз по-прежнему мы подчинены кесарю с его законами, природе с ее законами? Собственный желудок понуждает нас работать, и таким образом входить в круг производственных предписаний
Иные христиане применяют следующую логику, и она не лишена оснований: «Христос освободил нас от предписаний иудейского закона, касающихся:
а) обрядовых законов ветхозаветного богослужения;
б) государственных законов ветхозаветного Израиля;
в) бытовых предписаний иудаизма; однако, моральные нормы и правила, записанные в Ветхом Завете, остаются неизменными, их надо исполнять».
Если с пунктами «а» и «б» согласиться в принципе допустимо, и теологические доводы на этот счет общеизвестны, то относительно пункта «в» не все так просто. Еще больше трудностей возникает при определении так называемых моральных норм и правил. Вы знаете эти нормы и правила? Вы их кодифицировали? Вычленили из Ветхого Завета и составили в качестве нормативной книги, кодекса? Дали к ним практический комментарий?
Христиане отвечают: мы руководствуемся законом любви. Хорошо, но заметьте, что на деле это часто означает: «как получится», «как понравится», «как захочется», и т.д.
Здесь нам хороший урок преподают иудеи. Приведу два примера из писаний одного современного раввина.
1) Он задает вопрос: как вы понимаете следующее место: «пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему» (Лев.19:14)?
Большинство тут же себя успокаивает мыслью: а я и не кладу ничего значит, я перед законом неповинен. Но так ли это в действительности? Разве не содержит закон положительное требование к чистоте дорог, ограждению ям, и прочее? Во многих городах дороги находятся в весьма скверном состоянии. Вспомните, сколько раз мы обходили всякие ямы, перешагивали через предметы, валяющиеся на дороге, помнили ли мы при этом о слепых людях? К сожалению, нет. Таким образом, мы становимся нарушителями закона, поскольку не соблюдаем его.
2) Вот еще пример. Предположим, что перед вами два осла, принадлежащие двум вашим друзьям. Один друг навьючивает свое животное, другой снимает поклажу со своего осла. Писание призывает нас помогать ближнему (общий принцип любви). Кому из друзей вы поможете в первую очередь? Если вы скажете, что это неважно, а важна просто помощь, то вряд ли вы будете правы, поскольку принцип любви должен распространяться и на животных. Надо помочь тому другу, который разгружает животное, ибо оно устало. Ситуация меняется, если один из этих людей не друг, но ваш враг. Врагу надо помочь в первую очередь, даже если он навьючивает животное.
Эти рассуждения можно называть ритуалистикой, отмахиваться от них, но, согласитесь, что внимательное отношение к Писанию позволяет избегать многих проблем и обид, сплошь и рядом возникающих в христианских общинах.
Наш ответ состоит в том, чтобы мы не только серьезно относились к Писанию, но и взвешивали каждое его предписание, размышляли над ним, думали, как применить его в сегодняшней жизни. Ведь сегодня почти не встретишь вьючных животных, и значит, мы должны переосмыслить правила о них сообразно нашей действительности. Христианин не спасается Законом, но спасается по благодати Божией. Однако находясь под благодатью, ИСТИННО верующий не может не желать исполнять Закон Божий. Ибо, как пишет апостол Павел Закон благ. И Десять Заповедей никто не отменял. Таково мое отношение к закону. Исполнение закона и есть свобода.
Наши сайты: reformation.ucoz.ru/ cyrilluslucaris.ucoz.ru reforthodox.ucoz.ru/ reformorthodox.ucoz.ru/ reformaorthodox.ucoz.ru/ churchvartovsk.ucoz.ru/ simchurch.ucoz.com/ kievchurch.ucoz.com/ sevastopolroc.ucoz.ru/ kerchchurch.ucoz.ru/yaltachurch.ucoz.ru/odessachurch.ucoz.ru/houseabraham.ucoz.org/radio.terninfo.com/seminary.ucoz.ru/