Тут я хотел бы поднять несколько вопросов и своих соображений по причинам преследований христианских общин в Римской res publicae в эпоху Принципата (для удобства назовем ее имперской эпохой). Преобладает мнение, как в среде светских, так и в среде церковных историков, имеющее своими корнями первые христианские анналы, хроники, дигесты и переписки, - что гонения на христиан случались большей частью из-за нежелания, и откровенного неповиновения христиан почитать принцепсов династии Юлиев-Клавдиев как прямых потомков богов, и чтить их память в календы определенными жертвоприношениями. Как следствие - обвинение в богохульстве, аморальности и нарушении гражданского права (jus civile).
1. Но, большинство первых христиан не являлись гражданами Рима (не в пример апостолу Павлу), поэтому не представляли интереса для римского правосудия. Одной из отличительных черт римского права от, к примеру, нашего, современного, - то, что римская государственная машина не возбуждала уголовные дела по собственной инициативе, - обязательно должен был истец, который обязан был доставить ответчика в суд своими силами (это второе наиважнейшее отличие). Кто мог выступать истцом от лица римского государства? И на основании чего принимались постановления о преследовании христиан, вплоть до смертоубийства, если в римском праве, как такового, права на убийство не было. Была лишь ссылка в окраины terra firma. Следовательно, если христианские общины преследовались, то, согласно существовавшему праву, они должны были покинуть Лациум, и колонизировать, к примеру, земли вокруг Боспора Киммерийского.
2. Возможно, преследования христиан, уже граждан, опять же, проистекали из самой практики применения гражданских норм и обязанностей, как например, обязанность гражданина служить в армии, а эпоха II - III в.н.э. являла собой бесконечную военную экспансию Рима как на Север, так и на Восток. И, если уже раннехристианские догмы запрещали пролитие крови (о существовании таких догм можно говорить лишь условно), то, римский гражданин, христианин, отказывающийся выполнять свой гражданский долг, и уклоняющийся, объявлялся преступником и неблагонадежным смутьяном. С последующими проскрипциями и наказаниями.
3. Фискальное преследование. Тут у меня особых источников нет, есть лишь предположения о том, что раннехристианские общины, не отождествляющие себя с государством, не подчиняющиеся гражданскому праву, и игнорировавшие требования светской жизни, - не облагались налогами, будучи неуловимы, а потому также преследовались властями опять же, на основании существовавших законов.
Все это, вкупе, возможно, сыграло большую роль в формировании негативного образа раннего христианства и его адептов в глазах действовавшей власти, чем несоблюдение чествования усопших императоров, чем "грешили" даже обычные граждане Рима.
1. Но, большинство первых христиан не являлись гражданами Рима (не в пример апостолу Павлу), поэтому не представляли интереса для римского правосудия. Одной из отличительных черт римского права от, к примеру, нашего, современного, - то, что римская государственная машина не возбуждала уголовные дела по собственной инициативе, - обязательно должен был истец, который обязан был доставить ответчика в суд своими силами (это второе наиважнейшее отличие). Кто мог выступать истцом от лица римского государства? И на основании чего принимались постановления о преследовании христиан, вплоть до смертоубийства, если в римском праве, как такового, права на убийство не было. Была лишь ссылка в окраины terra firma. Следовательно, если христианские общины преследовались, то, согласно существовавшему праву, они должны были покинуть Лациум, и колонизировать, к примеру, земли вокруг Боспора Киммерийского.
2. Возможно, преследования христиан, уже граждан, опять же, проистекали из самой практики применения гражданских норм и обязанностей, как например, обязанность гражданина служить в армии, а эпоха II - III в.н.э. являла собой бесконечную военную экспансию Рима как на Север, так и на Восток. И, если уже раннехристианские догмы запрещали пролитие крови (о существовании таких догм можно говорить лишь условно), то, римский гражданин, христианин, отказывающийся выполнять свой гражданский долг, и уклоняющийся, объявлялся преступником и неблагонадежным смутьяном. С последующими проскрипциями и наказаниями.
3. Фискальное преследование. Тут у меня особых источников нет, есть лишь предположения о том, что раннехристианские общины, не отождествляющие себя с государством, не подчиняющиеся гражданскому праву, и игнорировавшие требования светской жизни, - не облагались налогами, будучи неуловимы, а потому также преследовались властями опять же, на основании существовавших законов.
Все это, вкупе, возможно, сыграло большую роль в формировании негативного образа раннего христианства и его адептов в глазах действовавшей власти, чем несоблюдение чествования усопших императоров, чем "грешили" даже обычные граждане Рима.
