Джон Виклеф

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ольгерт
    Ветеран

    • 24 September 2000
    • 18313

    #1

    Джон Виклеф

    Хотелось бы узнать от форумчан что-нибудь об этом интересном человеке.

    Английский богослов Джон Виклеф (род. 1324 г., ум. 1384 г.) выступил со своими реформаторскими стремлениями во второй половине XIV века. Обстоятельства благоприятствовали ему. В то время (при Эдуарде III) английское правительство мало-помалу начало высвобождаться из-под опеки папства и потому благосклонно смотрело на его противников. Виклеф начал тем, что в 1356 г. издал сочинение "0 последних временах церкви", затем, во время (с 1360 г.) борьбы оксфордского университета с нищенствующими монахами, стал устно и письменно доказывать несостоятельность монашества. К этому времени относится, между прочим, его сочинение "0 бедности Христа", в котором нищенствующие монахи представлены в весьма невыгодном свете. В 1366 г., когда английское правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклеф выступил с сочинением в защиту правительства. За это он сделан был профессором и доктором богословия в Оксфорде (1372 г.). В 1374 г., по поручению своего правительства, Виклеф, в числе других, отправлялся к папскому двору в Авиньен для переговоров о церковных делах. Здесь он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, открыто стал проповедовать, что папа есть "антихрист". В своих нападках на папство Виклеф дошел до того что отвергал в принципе священство, поставляя не освящение, а личное благочестие того или другого иерархического лица источником его прав на управление и священнодействие в церкви. Нищенствующие монахи воспользовались этими и подобными мыслями Виклефа, чтобы обвинить его в ереси. Они выбрали из его сочинений и лекций 19 положений и отправили их папе Григорию XI, как еретические. Назначен был суд над Виклефом (в 1378 г.). Но на этот раз, благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворивши суд приличными объяснениями. Между тем наступил папский раскол. Виклеф снова выступил против папства и пошел еще дальше в своих реформаторских планах. Он отвергал совсем епископскую степень в церкви и предлагал восстановить, как он говорил, апостольское пресвитерианское устройство; отвергал совершенно Св. Предание, поставляя Св. Писание единственным источником и нормою вероучения; учение о чистилище и индульгенциях также отвергал; таинство елеосвящения не признавал необходимым; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом; учение о действительном присутствии Христа в Евхаристии отвергал, допуская только Его духовное присутствие; богослужение, с его искуственностью, блестящими церемониями, отвергал и предлагал устроить его, как можно проще; священникам предлагал дозволить брачную жизнь, а монашеское сословие уничтожить, или, по крайней мере, монахов считать наравне с мирянами. Вообще Виклеф стремился в деле веры, если не совсем уничтожить, то, по крайней мере, ограничить всякое посредство между Богом и человеком, и спасение человека поставил в зависимость от его личного отношения к Искупителю. Для распространения в народе религиозного знания Виклеф основал общество благочестивых мужей, которые должны были проповедовать народу Евангелие; вместе с тем он начал переводит Св. Писание на английский язык. Все это, и особенно попытки дать народу возможность читать Св. Писание, было причиною того, что против Виклефа снова начались преследования. В 1382 г. на соборе в Лондоне его учение в 24 положениях было осуждено, как еретическое. Слабый король Ричард II успел только защитить личность Виклефа. После этого Виклеф удалился из Оксфорда в приход Люттерворт, где и умер. В своем уединении, незадолго до смерти, он написал сочинение trialogus, в котором изложил свои реформаторские мысли. Впоследствии Виклеф еще несколько раз был осужден папою Иоанном XXIII на римском соборе в 1412 г. и на соборе констанцском 1415 г. У Виклефа остались последователи не только из среды народа, но и высших классов общества. Их называли еретиками лоллардами. Но так как английское правительство, под давлением папства, отказало им в своем сочувствии и даже помогало церкви преследовать их, то они не имели никакого значения. Все-таки мысли Виклефа пустили глубокие корни как в Англии, так и в других странах.
    "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".
Обработка...