Иконы и иконопочитание
«Ранняя Церковь не знала иконы в её совремённом, догматическом значении» утверждают православные, с чем трудно не согласиться. Но спустя несколько веков они же дали своё основание и смысл иконы, как свидетельство о Боговоплощении. Православные богословы утверждают, что если Христос жил на земле в человеческом теле, то отрицательное отношение к рисованию Его изображений это уже серьёзное заблуждение, т.е. это уже значит как-бы отрицать Его воплощение. Но знает ли кто-нибудь сегодня истинное изображение Иисуса Христа? Давайте внимательно посмотрим на иконы, где изображён так называемый Иисус. И что же мы увидим? Наверняка мы станем свидетелями разных лиц, не претендующих быть лицом одной личности, но Иисус Христос ведь ОДИН. Только вот на иконах Он какой-то разный, на что православные отвечают: «Тут уже не так важны детали изображения. Важен образ, который он являет. Икона не силится отобразить ни внешность Спасителя, ни, тем более, Его Божество». Как видно, православные богословы особенно и не пытаются отстаивать схожесть лиц на своих иконах под именем Христа. Очевидно, что на иконах изображён не настоящий, а всего лишь воображаемый образ Христа в той мере, в какой вообразил Его иконописец или каким он пожелал Его видеть. Другими словами, на иконах мы видим образ не настоящего Иисуса Христа.
В православии принято опираться на дошедшие до нас весьма сомнительные внебиблейские источники, которые описывают внешность Христа и датируются периодом значительно более поздним, чем период деятельности апостолов. Существующая версия об иконописце Луке не имеет до сих пор никаких серьёзных исторических документов. У этого благословенного евангелиста, очень скурпулёзного и педантичного автора Евангелия и книги Деяния Апостолов нет ни единого слова о факте изготовления икон и использования их в богослужебной практике. Во всей Библии даже намёка нет в пользу этой версии. Следующий «аргумент» - это легенда о царе Авгаре. Жил был царь Авгарь, и ему однажды Христос прислал полотенце с «нерукотворным» отпечатком Своего собственного лица «Эта версия заслуживает доверия» утверждает архиепископ Михаил (Мудьюгин). Но «подкрепляет» её лишь тем, что царь Авгарь историческая личность. Имея такие «безупречные» аргументы, как же объяснить факт богатого православного (как и католического) изобилия разных лиц Иисуса на иконах? Неужели нужно верить, что Лука рисовал Иисуса разным (или был плохим художником)? Или может царю Авгарю Христос прислал отпечаток не Своего лица?
Утверждение иконопочитания имеет свою довольно интересную и непростую историю. Первые попытки внедрить его были ещё на рубеже 3-го и 4-го столетий, когда Церковь ещё не успела разложиться до такого состояния, в котором она пребывала в период принятия иконопочитания. И тогда эти попытки успеха не принесли: почитание икон запретил один из первых соборов в 306 году в Ельвире* ещё ДО объединения Церкви с государством в борьбе с языческим идолопоклонством.Позже, в 754 году на соборе в предместье Константинополя (Иерии) внедрение иконопочитания опять потерпело крах благодаря единогласному решению 338 епископов**. На соборе пришли к мнению, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, должна быть извергаема из христианских церквей. Она чужда им и заслуживает презрения. Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-либо с этого времени дерзнёт устроить икону, или покланяться ей, или поставить её в Церкви, или в собственном доме, или же скрывает её, такой, если это будет епископ, или пресвитер, или дьякон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен и перед царскими законами. Ибо он противник Божьих распоряжений и враг отеческих догматов. Одно из 10 постановлений анафемствующих иконопочитателей гласит: «Кто старается написать на иконе нераздельное и ипостасное соединение естества Бога-Слова и плоти, то есть, то ЕДИНОЕ НЕСЛИЯННОЕ и НЕРАЗДЕЛЬНОЕ, что образовалось из обоих, и называет это изображение Христом, между тем, как имя Христос означает вместе и Бога и человека, да будет ему анафема». Но в иконоборцев возникли серьёзные трудности, так как в духовно разлагающемся обществе в то время существовало уже много сторонников иконопочитания. Этих сторонников стали жестоко преследовать, подвергать пыткам, казнить, бросать в тюрьмы. Иконы сжигались, разбивались, замазывались Противостояние двух религиозно-политических группировок сопровождалось взаимными жестокими действиями и спорами. И наконец, в конце того же столетия с немалыми протестами иконопочитание было всё-таки утверждено. Состоялось оно на том самом уже ранее описанном последнем седьмом вселенском соборе в 787 году, по приказу женщины-императрицы, которая спустя несколько лет, боясь, что сын свергнет её с престола, приказала выколоть ему ночью глаза, но он, не выдержав боли, умер. Весьма комичными выглядели на том соборе некоторые доводы в поддержку иконопочитания, да и атмосфера царящая на том собрании, что называется была «накалена до предела». Феодор, епископ мирликийский, настаивает на почитании икон потому, что так привиделось во сне его архидиакону! Епископ аморский Феодор предаёт анафеме противников иконопочитания. Его единомышленник приписывает все постигшие Грецию и Восток бедствия тому, что здесь не почитали икон. Таким образом, проклятие посылается всем пророкам, апостолам и мученикам: ведь они их не почитали, потому что не имели. Посланец Восточных церквей Иоанн выходит из себя от гнева и заявляет, что лучше собрать в одном городе все вертепы мира, чем отвергнуть служение иконам».А это некоторые «доводы» в защиту икон из Писания, приведённые на том соборе: «И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5:15); другой епископ цитировал Песню Песней 2:14: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утёса! покажи мне лице твоё...»; Псалом 4:7: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» Учитывая всё вышеизложенное, глупо доверять решению этого собора, который, несомненно, является пятном в истории христианства.
Парижский собор 825 года вновь запретил иконопочитание. Однако, спустя всего 17 лет, в 842 году по настоянию уже другой женщины императрицы Феодоры, культ икон был окончательно установлен***.
Православные утверждают: «Икона представляет собою не просто священное изображение, но и нечто большее, чем изображение. По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему». По утверждению священника Павла Флоренского «Иконы неоднократно бывали не только окном, сквозь которое виделись изображённые на них лица, но и дверью, которой эти лица входили в чувственный мир. Именно с икон чаще всего сходили святые, когда являлись молящимся». То есть автор рассматривает православную икону, как оккультный атрибут для встречи с духом.Но даже, если бы мы имели настоящее изображение Христа на иконе, то дала ли она нам что-нибудь о характере Иисуса, Его учении или делах? Православные любят утверждать, что икона помогает им молиться или лучше сосредоточиться для молитвы. Но может ли субъективное воображение иконописца помочь молиться? Когда мы обращаемся к Богу нам важно не столько видеть пред собой Его картину, сколько понимать Его характер, учение, Его волю. Может ли в этом помочь нам воображение художника? Конечно, нет. Кроме этого, если постоянно практиковать икону в религиозной жизни, то существует опасность ограниченного иконного представления о Христе: «Вот, мол, Христос Он на иконе. Значит, Он есть таковым!» Но в этом случае «таковым» это каким Его увидел человек «благодаря» иконе. Вот и иконное представление о Господе. И тогда в сознании может уже вырабатываться мысль о познаности Христа.
Оправдывая рисование икон и в то же время защищая себя от несторианской ереси****, православные утверждают, что не пытаются изображать на них человеческую или Божественную природу Христа (т.е. РАЗДЕЛЯТЬ Его на 2 личности). Но таким образом, они впадают в другую ересь монофизитство*****, изображая на иконе СЛИЯНИЕ двух природ. Это несмотря на то, что 2 природы Христа есть НЕ СЛИЯННЫ в 1 природуи НЕ РАЗРЫВНЫ на 2 личности, а ЕДИНЫ в 1 личности, с чем в принципе и согласно православие. Во избежание противоречия самим себе православные придумали теорию, что они вообще не изображают какую-либо природу Христа, но отображают только Его Личность. Но возможно ли изображая Личность отделить Её от природы? Вот здесь и тупик для рисования икон Христа.
Против иконопочитания высказывались и те, которых принято считать в православии «отцами» Церкви. Григорий Богослов: «Несправедливо заключать веру в красках, а не в сердце; потому что заключённое в красках легко стирается. Что же касается веры в глубине души, так они по сердцу мне».
Кроме всего сказанного, иконопочитание ещё является игнорированием 2-й библейской заповеди. Но стоит об этом упомянуть, как со стороны православного сразу следует ответный ход со стандартными рассказами о Ветхозаветных херувимах в храме, о ковчеге и медном змее. И якобы, если считать икону идолом, то и все вышеперечисленные Ветхозаветные предметы следует считать идолами. «Ну и тогда Бога считайте автором идолослужения!» Но при этом упускается важный факт о том, что в случаях с херувимами в храме, ковчегом и медном змее были КОНКРЕТНЫЕ УКАЗАНИЯ от Бога их сделать и как себя вести относительно их. Исполнение этих КОНКРЕТНЫХ УКАЗАНИЙ от Бога было послушанием и доверием Ему. Но никакими указаниями от Бога не «пахнет» в случае с иконами Христа, Бога-Отца или святых. Повеление Бога это одно, а желание человека совсем другое. Ведь почитание тем изображениям человек придумал себе сам, под влиянием языческой культуры, использовавшей почитание картин и статуй своих богов или людей (например, императора). Но вернёмся к упомянутой 2-й заповеди Ветхого Завета, не вырывая её из контекста.
Откроем книгу Второзаконие (4-я глава). В 12 стихе Моисей напоминает людям, что образа Бога в день получения заповедей они НЕ ВИДЕЛИ. В 15 стихе он этоопять ПОВТОРЯЕТ: «ТВЁРДО держите в душах ваших, что вы НЕ ВИДЕЛИ никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня». Моисей просит этот факт ТВЁРДО держать в своих душах. Но почему Моисей на этом так обостряет внимание??? Ответ на этот вопрос идёт сразу же с 16-го стиха: «дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину». Мойсей не желал, чтобы люди не увидев образа Бога, пытались сделать себе Его изображение. Если Сам Бог тогда не дал Своего изображения, то тем более люди не должны пытаться Его каким-то способом изобразить. Поэтому 2-я заповедь звучит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» Её смысл очевиден: в ней не только запрет на поклонение лжебогам, но и на изображения Бога, образа Которого Израиль НЕ ВИДЕЛ (Втор.4:12,15).
Более чем пол-столетия прошло от крестной смерти Христа до смерти Иоанна (последнего из апостолов), знающего и видевшего в лицо Иисуса Христа. Но почему ни он ни другие апостолы не запечатлели образ Христа в картине для назидания будущим поколениям? Не умели рисовать? Не дружили с художниками? Звучит смешно. Очевидно, они не считали это нужным! Но какое право имеют те, кто даже никогда НЕ ВИДЕЛ Христа физически, изображать Его (в отличие от апостолов видевших Его), утверждая, что они (иконописцы) нарисовали настоящий, т.е. истинный образ Христа и придавать нарисованному образу священное значение? Какая гнусная дерзость! Иконописцы поставили себя выше Иоанна, Петра, Иакова и других апостолов, которые не осмелились на такое кощунство!
* - То, что этот собор был одним из первых не ставит его в ранг беспрекословного авторитета, но он указывает на назревающие и уже существующие проблемы в Церкви
** - некоторые источники указывают на бóльшее число епископов: 348 человек
*** - на западе потом даже была отменена одна из заповедей Моисеевых: «Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им»
**** - разделение ЕДИНОЙ личности Христа с двумя природами (Бог и человек) на две личности (согласно Несторию, Мария родила человека, который впоследствии возвысился до Сына Божьего)
***** - слияние двух природ Христа в одну (т.е. Иисус Христос воспринял человеческую природу, которая была поглощена Его Божественностью поэтому природу Христа следует рассматривать как божественную, что обладает человеческими свойствами)
