17.09.2006 / Дмитрий Липкин, Александр Игорев
Материал опубликован в "Газете" №168 от 2006-09-18г.
В пятницу глава МВД Рашид Нургалиев представил Владимиру Путину предложения по повышению безопасности дорожного движения. В минувший понедельник на встрече с членами правительства президент напомнил, что давно уже поручил разобраться как с проблемой спецсигналов, так и со всем комплексом вопросов безопасности на дорогах и попросил главу МВД до конца недели представить конкретные предложения по этому поводу. Нургалиев поручение выполнил: по его словам, целевой программой повышения безопасности дорожного движения на 2006-2007 годы предусмотрены меры, которые к 2012 году должны привести к снижению смертности на дорогах в 1,5 раза.
Масштабная автоматизация контроля движения и обучение Правилам дорожного движения детей - идеи не новые. Сенсация в другом: Нургалиев предложил с 1 ноября 2006 года в 7,5 раза сократить число спецсигналов, установленных на персональных служебных машинах, - с сегодняшних 7,5 тысячи единиц до 1 тысячи. Сократится и список госслужб, имеющих право на спецсигналы, - их останется только 5 вместо 11: «Скорая помощь», пожарные, милиция, военная автоинспекция и аварийно-спасательные службы. Уменьшится количество спецномеров - останутся только те, которые предусмотрены законодательством (например, дипломатические) и те, на которые распространяется государственная охрана (это машины первых лиц государства).
При обнаружении установленных на автомобиле маячка и звукового сигнала водителя лишат удостоверения, а штраф за незаконную установку спецсигналов составит 25 МРОТ (2,5 тысячи рублей). Свободная продажа спецсигналов будет запрещена, а на сами устройства придется получать сертификаты.
"Единороссы" отреагировали немедленно. Председатель Государственной думы Борис Грызлов пообещал, что уже в понедельник все депутаты, имеющие право на спецсигналы, снимут их со своих машин. И, видимо, спохватившись, что за всю Госдуму отвечать не стоит, добавил: «Во всяком случае, члены партии «Единая Россия» так сделают».
Мэр Москвы Юрий Лужков пошел еще дальше. "Проблесковые маячки и спецсигналы должны остаться только у трех лиц в государстве: президента, премьер-министра и патриарха», - сказал мэр в ходе своей встречи с раллийной командой «Москва-ЗИЛ». Это радикальнее, чем предложение общественного движения "Свобода выбора" - оно советовало оставить спецсигналы только президенту, премьер-министру, спикерам палат Федерального собрания, генпрокурору и главам высших судов. Впрочем, депутат Госдумы Виктор Похмелкин готов поправить мэра. «Непонятно, куда спешить высшему духовному лицу, - сказал депутат "Газете". - Пусть ездит по-божески, не спеша».
Проблема спецсигналов существует давно, но особенную остроту ей придало дело Олега Щербинского, которого пытались обвинить в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Протесты против засилья мигалок на дорогах тогда прокатились по всей стране. «Реакция Путина (поручение президента главе МВД разобраться с мигалками. - "Газета") говорит о том, что глас народа наконец дошел до высших эшелонов власти. И это достижение не чиновников, а обычных граждан», - радуется лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Впрочем, гораздо больше оснований праздновать победу у "Единой России": именно с ее предложением о сокращении количества мигалок до 1 тысячи согласился Нургалиев. Между тем предложение "единороссов" было скорее вынужденным ответом на требование общественного движения «Свобода выбора» сократить количество мигалок до 8. Вячеслав Лысаков готов бороться и дальше. «Где тысяча, там и две, - говорит он, - Необходимо достать из-под сукна законопроект о восьми мигалках и принять его».
Права и возможности
Согласно постановлению правительства № 482 от 17 сентября 2004 года (последняя редакция от 21.04.2006) правом на спецсигналы обладают:
при особой раскраске машин - "скорая помощь", пожарные и милицейские службы, военная автоинспекция, инкассаторские службы ЦБ и Гохрана, аварийно-спасательные службы, службы спецсвязи, прокуратура, наркоконтроль, органы и учреждения исполнения уголовных наказаний (ФСИН) и судебные приставы (ФССП);
дополнительно, без специальной раскраски машин - МВД (не более 230 машин), Минобороны (22), ФСИН (5), ФССП (5), ФТС (8), ФСБ (не более 95), ФСКН (20), ФСО (не более 105), СВР (14), органы спецсвязи (15), ГФС (68), Генпрокуратура (10), МЧС (9), "Росэнергоатом" (2), управделами президента (17), МИД (15);
персональные служебные автомобили руководителей президентской администрации (включая представителей в федеральных округах и регионах), главы Совбеза, госсекретаря Союзного государства, членов правительства, главы ЦБ, президента РАН, руководителей силовых и оборонных служб и агентств, начальника Генштаба, руководителей аппарата правительства и Федерального cобрания, спикера и вице-спикеров ФС, руководителей фракций и депутатских групп, судей КС, председателей и замов ВС и ВАС, генпрокурора и его замов, глав Счетной палаты и Центризбиркома, губернаторов и глав заксобраний регионов, а также глав "Газпрома", РАО "ЕЭС России" и РЖД.
При этом нарушать правила дорожного движения и пользоваться преимуществом на дороге могут только автомобили с включенными спецсигналами, звуковыми и световыми одновременно. Никакой номерной знак (в том числе серии "флаг") преимуществ на дороге не дает.
Тщетные попытки
В апреле 2006 года депутаты от КПРФ, «Родины», «Народной воли» и несколько независимых законодателей предложили внести поправки в закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым в России должно было остаться только 8 мигалок - для президента, премьер-министра, спикеров Совета Федерации и Госдумы, генпрокурора и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов страны.
Еще раньше, в 2004 году, независимый депутат Виктор Похмелкин предложил оставить спецсигналы только у "скорой помощи", пожарных, МВД и ФСБ. Депутаты Владимир Рыжков и Валерий Зубов поддерживали эту инициативу, но выступали за более мягкий вариант - оснащать спецномерами и мигалками машины не только оперативных служб, но и представителей высшей государственной власти. При этом о депутатах речь не шла.
Только если есть угроза жизни
В США перекрыть движение могут ради проезда президента и кандидатов в президенты, вице-президента, иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Конгрессмены и сенаторы имеют право на подобную меру в случае, если есть прямая угроза их жизни.
В Великобритании уличное движение перекрывают в случае проезда королевы, наследника престола и иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Премьер-министр и другие члены кабинета передвигаются в соответствии с общими правилами уличного движения.
В Германии движение может быть перекрыто при проезде федерального канцлера, председателей обеих палат парламента - бундестага и бундесрата, а также председателя Конституционного суда. Решение перекрыть улицы принимается охраной первых лиц каждый раз отдельно.
Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/auto/2006/09/17/213020.html
Материал опубликован в "Газете" №168 от 2006-09-18г.
В пятницу глава МВД Рашид Нургалиев представил Владимиру Путину предложения по повышению безопасности дорожного движения. В минувший понедельник на встрече с членами правительства президент напомнил, что давно уже поручил разобраться как с проблемой спецсигналов, так и со всем комплексом вопросов безопасности на дорогах и попросил главу МВД до конца недели представить конкретные предложения по этому поводу. Нургалиев поручение выполнил: по его словам, целевой программой повышения безопасности дорожного движения на 2006-2007 годы предусмотрены меры, которые к 2012 году должны привести к снижению смертности на дорогах в 1,5 раза.
Масштабная автоматизация контроля движения и обучение Правилам дорожного движения детей - идеи не новые. Сенсация в другом: Нургалиев предложил с 1 ноября 2006 года в 7,5 раза сократить число спецсигналов, установленных на персональных служебных машинах, - с сегодняшних 7,5 тысячи единиц до 1 тысячи. Сократится и список госслужб, имеющих право на спецсигналы, - их останется только 5 вместо 11: «Скорая помощь», пожарные, милиция, военная автоинспекция и аварийно-спасательные службы. Уменьшится количество спецномеров - останутся только те, которые предусмотрены законодательством (например, дипломатические) и те, на которые распространяется государственная охрана (это машины первых лиц государства).
При обнаружении установленных на автомобиле маячка и звукового сигнала водителя лишат удостоверения, а штраф за незаконную установку спецсигналов составит 25 МРОТ (2,5 тысячи рублей). Свободная продажа спецсигналов будет запрещена, а на сами устройства придется получать сертификаты.
"Единороссы" отреагировали немедленно. Председатель Государственной думы Борис Грызлов пообещал, что уже в понедельник все депутаты, имеющие право на спецсигналы, снимут их со своих машин. И, видимо, спохватившись, что за всю Госдуму отвечать не стоит, добавил: «Во всяком случае, члены партии «Единая Россия» так сделают».
Мэр Москвы Юрий Лужков пошел еще дальше. "Проблесковые маячки и спецсигналы должны остаться только у трех лиц в государстве: президента, премьер-министра и патриарха», - сказал мэр в ходе своей встречи с раллийной командой «Москва-ЗИЛ». Это радикальнее, чем предложение общественного движения "Свобода выбора" - оно советовало оставить спецсигналы только президенту, премьер-министру, спикерам палат Федерального собрания, генпрокурору и главам высших судов. Впрочем, депутат Госдумы Виктор Похмелкин готов поправить мэра. «Непонятно, куда спешить высшему духовному лицу, - сказал депутат "Газете". - Пусть ездит по-божески, не спеша».
Проблема спецсигналов существует давно, но особенную остроту ей придало дело Олега Щербинского, которого пытались обвинить в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Протесты против засилья мигалок на дорогах тогда прокатились по всей стране. «Реакция Путина (поручение президента главе МВД разобраться с мигалками. - "Газета") говорит о том, что глас народа наконец дошел до высших эшелонов власти. И это достижение не чиновников, а обычных граждан», - радуется лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Впрочем, гораздо больше оснований праздновать победу у "Единой России": именно с ее предложением о сокращении количества мигалок до 1 тысячи согласился Нургалиев. Между тем предложение "единороссов" было скорее вынужденным ответом на требование общественного движения «Свобода выбора» сократить количество мигалок до 8. Вячеслав Лысаков готов бороться и дальше. «Где тысяча, там и две, - говорит он, - Необходимо достать из-под сукна законопроект о восьми мигалках и принять его».
Права и возможности
Согласно постановлению правительства № 482 от 17 сентября 2004 года (последняя редакция от 21.04.2006) правом на спецсигналы обладают:
при особой раскраске машин - "скорая помощь", пожарные и милицейские службы, военная автоинспекция, инкассаторские службы ЦБ и Гохрана, аварийно-спасательные службы, службы спецсвязи, прокуратура, наркоконтроль, органы и учреждения исполнения уголовных наказаний (ФСИН) и судебные приставы (ФССП);
дополнительно, без специальной раскраски машин - МВД (не более 230 машин), Минобороны (22), ФСИН (5), ФССП (5), ФТС (8), ФСБ (не более 95), ФСКН (20), ФСО (не более 105), СВР (14), органы спецсвязи (15), ГФС (68), Генпрокуратура (10), МЧС (9), "Росэнергоатом" (2), управделами президента (17), МИД (15);
персональные служебные автомобили руководителей президентской администрации (включая представителей в федеральных округах и регионах), главы Совбеза, госсекретаря Союзного государства, членов правительства, главы ЦБ, президента РАН, руководителей силовых и оборонных служб и агентств, начальника Генштаба, руководителей аппарата правительства и Федерального cобрания, спикера и вице-спикеров ФС, руководителей фракций и депутатских групп, судей КС, председателей и замов ВС и ВАС, генпрокурора и его замов, глав Счетной палаты и Центризбиркома, губернаторов и глав заксобраний регионов, а также глав "Газпрома", РАО "ЕЭС России" и РЖД.
При этом нарушать правила дорожного движения и пользоваться преимуществом на дороге могут только автомобили с включенными спецсигналами, звуковыми и световыми одновременно. Никакой номерной знак (в том числе серии "флаг") преимуществ на дороге не дает.
Тщетные попытки
В апреле 2006 года депутаты от КПРФ, «Родины», «Народной воли» и несколько независимых законодателей предложили внести поправки в закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым в России должно было остаться только 8 мигалок - для президента, премьер-министра, спикеров Совета Федерации и Госдумы, генпрокурора и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов страны.
Еще раньше, в 2004 году, независимый депутат Виктор Похмелкин предложил оставить спецсигналы только у "скорой помощи", пожарных, МВД и ФСБ. Депутаты Владимир Рыжков и Валерий Зубов поддерживали эту инициативу, но выступали за более мягкий вариант - оснащать спецномерами и мигалками машины не только оперативных служб, но и представителей высшей государственной власти. При этом о депутатах речь не шла.
Только если есть угроза жизни
В США перекрыть движение могут ради проезда президента и кандидатов в президенты, вице-президента, иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Конгрессмены и сенаторы имеют право на подобную меру в случае, если есть прямая угроза их жизни.
В Великобритании уличное движение перекрывают в случае проезда королевы, наследника престола и иностранных дипломатов, прибывших с официальным визитом. Премьер-министр и другие члены кабинета передвигаются в соответствии с общими правилами уличного движения.
В Германии движение может быть перекрыто при проезде федерального канцлера, председателей обеих палат парламента - бундестага и бундесрата, а также председателя Конституционного суда. Решение перекрыть улицы принимается охраной первых лиц каждый раз отдельно.
Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/auto/2006/09/17/213020.html