Кроме того, исходя из ясного откровения Писания, Христос, Сын, это Дух. Рассмотрим Евангелие от Иоанна 14:16-20. В стихе 16 Господь говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Здесь Господь говорит, что Он пройдет через смерть и воскресение, чтобы стать другим Утешителем, Духом истины, который придет, чтобы пребывать с нами и обитать в нас. В стихе 17 Господь говорит: «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». В этом стихе Господь говорит, что Дух истины будет пребывать с нами и в нас. Затем, в стихе 18, Он говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Внимательно изучите эти стихи и обратите внимание, что «Он» в стихе 17 это «Я» (Я «не оставлю») в стихе 18. По сути Господь говорит: «Когда придет Он, приду Я. Он это Я, а Я это Он». Более того, в стихе 17 Господь говорит, что Дух истины будет в нас, а в стихе 20 Он говорит, что Он, Сын, будет в нас. Это доказывает, что Дух, который в нас, это Сам Господь. Следовательно, Господь это Дух. Поскольку существует только один Дух Святой Дух, это означает, что Господь и есть Святой Дух. Это подтверждается Посланием к Римлянам 8:9-12, где говорится о «Духе Божьем», о «Духе Христа» и о «Христе». Дух Божий и Дух Христа это Сам Христос.
В Первом послании к Коринфянам 15:45Б говорится: «Последний Адам стал Духом животворящим» (греч.). Несомненно, последний Адам это Христос, Сын, а животворящий Дух это, конечно, Святой Дух. Есть только один Дух, который животворит, Святой Дух. Утверждать, что животворящий Дух в Первом послании к Коринфянам 15:45 не Святой Дух, значит заявлять, что существуют два животворящих Духа. Это ересь! Лучше быть проще и верить Первому посланию к Коринфянам 15:45, не пытаясь объяснять его. Комментируя Первое послание к Коринфянам 15:45, один автор замечает: «Здесь мы видим, что Дух и Христос весьма близко отождествлены С точки зрения веры Дух и Господь тождественны».
Более того, во Втором послании к Коринфянам 3:17 говорится: «Господь есть Дух». Что может быть яснее? Исходя из контекста этой книги, Господь и есть Господь Иисус Христос, а Дух и есть Святой Дух, который животворит (2 Кор. 3:6). Джеймс Денни, знаменитый шотландский богослов первой половины этого века, отмечает:
Конечно, Господь это Христос, а Дух это то, о чем Павел уже говорил в шестом стихе. Это Святой Дух, Господь и Тот, кто животворит в новом завете. Тот, кто обращается ко Христу, получает Духа Следовательно, эти двое практически тождественны Что касается практического переживания христиан, то в нем нет никакого различия между Духом Христа и Самим Христом.
В древнегреческом оригинале во Втором послании к Коринфянам 3:18 содержится составной титул Господь Дух, который показывает, что эти двое, Господь и Дух, одно. Опять-таки, если мы попытаемся примирить эти отрывки Слова со стихами, которые указывают, что Сын и Дух различны, мы обнаружим, что не способны на это. Мы можем лишь верить и свидетельствовать о том, что говорит Библия. «Очень важно заботливо сохранить обе стороны этой истины. Христос и Дух различны, и при этом одно и то же; одно и то же, и при этом различны».
Прежде чем перейти к заключению, сделаем еще два замечания о практическом единстве Отца, Сына и Духа. В Откровении 5:6 говорится, что апостол Иоанн видел Агнца как бы закланного. Несомненно, этот Агнец Христос. В этом же стихе Иоанн говорит, что Агнец имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь Духов Божиих, посланных во всю землю». То, что эти «семь Духов» есть не что иное, как Святой Дух, видно из того, что о Них говорится наряду с Богом и Христом в Откровении 1:4-5. Итак, Святой Дух сегодня это семь очей Христа. Святого Духа невозможно отделить от Христа точно так же, как глаза человека невозможно отделить от самого человека. Так же, как едины мы и наши глаза, едины Христос и Дух.В древнегреческом оригинале во Втором послании к Коринфянам 3:18 содержится составной титул Господь Дух, который показывает, что эти двое, Господь и Дух, одно. Опять-таки, если мы попытаемся примирить эти отрывки Слова со стихами, которые указывают, что Сын и Дух различны, мы обнаружим, что не способны на это. Мы можем лишь верить и свидетельствовать о том, что говорит Библия. «Очень важно заботливо сохранить обе стороны этой истины. Христос и Дух различны, и при этом одно и то же; одно и то же, и при этом различны».
В четырех поразительно похожих местах в Евангелиях Господь Иисус говорит Своим ученикам, что они будут гонимы и предстанут перед государственными и религиозными правителями ради Его имени (Мф. 10:17-21; Мк. 13:9-11; Лк. 12:11-12; 21:12-15). Каждый раз Господь говорил примерно следующее: «Не заботьтесь, как сказать или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф. 10:19). Однако затем в Евангелии от Матфея 10:20 Господь говорит: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»; в Евангелии от Марка 13:11 Он говорит: «Не вы будете говорить, но Дух Святый»; в Евангелии от Луки 12:12 Он обещает, что Святой Дух «научит вас,.. что должно говорить»; и в Евангелии от Луки 21:15 Он говорит: «Я дам вам уста». Если мы сопоставим все эти стихи, мы увидим, что Триединый Бог будет говорить через гонимых учеников Господа Иисуса. Конечно, в такое время последователи Господа не ощущают, что через них говорят три разных Лица. Скорее они переживают Триединого Бога как три-в-одном, дающего им мгновенное изречение, когда они свидетельствуют за Господа Иисуса.
НАМЕРЕНИЕ БОГА ПРИ ОТКРЫТИИ СЕБЯ КАК УНИКАЛЬНОГО ТРИЕДИНОГО БОГА
Рассмотрев чистое откровение о Триедином Боге согласно Библии, любой здравомыслящий читатель должен увидеть, что библейское откровение о Триедином Боге двусторонне: Он Трое, будучи одним, и Он Один, будучи тремя. Какая замечательная тайна! Нами доказано, что и модализм, и троебожие ложны. Вместо этих двух еретических альтернатив, обе из которых подчеркивают один аспект истины в ущерб другому, мы провозглашаем двусторонний аспект Божьего откровения в Его Слове, не пытаясь что-либо примирить или привести в систему. Когда люди рассматривают Триединого Бога объективно, пытаясь проанализировать, чем Он является в Своем внутреннем существе, они подчеркивают аспект одного-в-трех. Но когда мы переживаем обитание Триединого Бога в нас субъективно, мы наслаждаемся аспектом три-в-одном, так как Отец, Сын и Дух все как один находятся в нас (Еф. 4:6; Кол. 1:27; Ин. 14:17). Хотя объективное изучение Триединого Бога имеет некоторую ценность и может иногда быть необходимым, безусловно, не оно является главным в Новом Завете и не оно призвано содействовать Богу в Его желании раздавать Себя в нас для исполнения Его вечного замысла.
Установив однажды, что говорит чистое Слово о нашем чудесном Триедином Боге, мы должны просто положиться на это. Как заметил Генри Баркли Свит: «Только Дух исследует глубины Божьи, и там, где Дух молчит относительно их содержания, все рассуждения опасны и даже напрасны»82. Кирилл Иерусалимский (315-386 гг. по Р.Х.), который не предавал богословским рассуждениям большого значения, сосредоточивал внимание на переживании и весьма неохотно выходил за рамки слова Библии, однажды отметил:
Но оставьте любопытное стремление проникнуть в Его природу и сущность: ибо если бы это было написано, мы бы об этом говорили; c тем, что не написано, давайте не будем заходить слишком далеко; для нашего спасения достаточно знать, что есть Отец, Сын и Святой Дух.
Любые попытки выйти за рамки откровения Бога о Себе в Его чистом Слове лишь заведут нас в сети бесконечных исследований, рассуждений и споров. Результатом этого станет духовная смерть последствие попытки понять Бога исходя из принципа дерева познания. В пользу того, что «откровение Триединого Бога в Писаниях должно быть сохранено как факт и как тайна для нашего переживания», свидетельствует пуританский автор Роберт Лейтон (1611-1684 гг. по Р.Х.):Что касается тайны Святейшей Троицы я всегда полагал, что эту тайну надо принять и ею надо восхищаться со смиреннейшей верой и почтением, ни в коем случае не пытаясь раскапывать дальше или ставить бесцеремонные вопросы ученых. Мы пали из-за честолюбивого стремления к познанию; мы вновь поднимаемся и восстанавливаемся благодаря простой вере. А эта тайна, по-видимому, более остальных является деревом познания, которое запрещено нам, пока мы пребываем в этих смертных телах .
Такое же смиренное отношение выразил Филипп Шафф:Никейские отцы не обманывались и не считали, что они исчерпали тайну Троицы, и очень хорошо понимали, что все человеческое знание, особенно в этой глубочайшей, центральной догме, представляет из себя лишь обрывки целого. Все рассуждения о божественном кончаются тайной,.. перед которой интеллект должен склониться в смиренном восхищении .
Будучи людьми, которые принимают с простотой все библейское откровение Триединого Бога, обратимся к Нему, откроемся Ему и насладимся Им как нашей жизнью и всем для нас. Бог открыл Себя как единственного Триединого Бога Отца, Сына и Духа не для того, чтобы мы формулировали доктрины о Троице и занимались бесконечными спорами о них, а для того, чтобы приготовить путь, которым Он может раздать Себя в нас в соответствии со Своим вечным замыслом. Поэтому давайте сойдем с пути интеллектуального исследования, который заводит нас либо в еретические крайности модализм и троебожие, либо в закостенелую безжизненную ортодоксальность, и вернемся на путь принятия простой верой всего откровения о Триедином Боге в чистом слове Библии и восприятия Его в духе как своей жизни и своего наслаждения. Пусть чудесный Триединый Бог, три-в-одном и один-в-трех, будет нашим уделом и наслаждением ныне и вовеки. «Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа» со всеми нами. Аминь.Рон Кэнгас,
соработник Уитнесса Ли
16 ноября 1976 года
соработник Уитнесса Ли
16 ноября 1976 года
