Одновременное существование Отца, Сына и Духа
Согласно модализму, Отец, Сын и Дух не могут существовать одновременно. Но что говорит Библия? В Евангелии от Матфея 3:16-17, когда крестился Иисус, Сын, на Него сошел Дух Божий, и Отец на небесах провозгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Как видно из этого отрывка, Отец, Сын и Дух существуют в одно и то же время. Следовательно, модалистское заявление о том, что Они не существуют в одно и то же время, ложно. Одновременное существование Отца, Сына и Духа также видно из Евангелия от Иоанна 14:16-17, где Господь говорит, что Он, Сын, будет молиться Отцу, который даст нам другого Утешителя, Духа истины. Вновь Отец, Сын и Дух, которые есть Бог, вечны и существуют в одно и то же время. Это же ясно открывается в Послании к Ефесянам 3:16-17, где Павел молится о том, чтобы Отец укрепил нас Своим Духом, чтобы Христос вселился в наши сердца; в Первом послании к Коринфянам 12:4-6, где говорится об одном и том же Духе, об одном и том же Господе и об одном и том же Боге; во Втором послании к Коринфянам 13:13, где сказано, что благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа все Трое со всеми нами в одно и то же время; в Откровении 1:4-5, где благодать и мир исходят одновременно от Бога, Духа и Христа. Следовательно, во всех этих местах Писаний изобличается ошибка модализма. И Отец, и Сын, и Дух Бог, Они вечны, и Они существуют в одно и то же время.
В Евангелии от Иоанна 1:2 говорится, что Слово, Христос, было «в начале у Бога». От вечности в прошлом Слово было у Бога. Это отличается от взглядов некоторых людей, которые считают, что Христос не был у Бога и не был Богом от вечности в прошлом и что в определенное время Христос стал Богом и был у Бога. Нет, Христос всегда был Богом и всегда был у Бога. Его божество вечно и абсолютно. Этим опровергается и учение Ария о том, что Христос менее, чем Бог, и учение Савеллия о том, что Христос не сосуществует с Богом Отцом вечно.
Трое один
Все фундаментальные христиане согласны с тем, что Бог только один и что Он Отец, Сын и Дух вечно. Они, подчеркивая аспект Бога один-в-трех, часто пренебрегают аспектом Бога три-в-одном. Однако этот аспект также ясно открывается в чистом Слове Божьем; в него также надлежит преданно верить и его также надлежит преданно провозглашать. Тем не менее, если мы подходим к Писанию как к предмету для интеллектуального исследования, стараясь найти обоснование заранее составленным представлениям или стремясь сохранить традиционные, созданные человеком богословские системы, то есть вероятность того, что мы не обратим внимания на аспект Бога как три-в-одном. Поступая так, мы не только будем неверными по отношению ко всему библейскому откровению о Триедином Боге, но и создадим помеху для осуществления Божьего домостроительства, которое состоит в том, чтобы раздать Бога в нас, чтобы у Него была церковь как Его совокупное выражение сегодня на земле. Следовательно, будучи теми, кто верен всему, что сказано о Триедином Боге в Писаниях, мы должны ясно показывать те стихи в Слове, в которых открывается, что Бог три-в-одном.
Мы увидели, что Бог это Отец, Сын и Дух. Однако, если мы чересчур выделяем сторону троичности и пренебрегаем стороной единства, мы можем дойти, может быть, и неосознанно и ненамеренно, до троебожия. Мы должны утверждать оба аспекта Триединого Бога: тот аспект, что Трое это Один, и тот аспект, что Один это Трое. Только так можно избежать двух крайностей модализма и троебожия. Только свидетельствуя об обоих аспектах, мы наиболее полно осознаем непостижимую тайну Триединого Бога. Мы просто не можем адекватно объяснить эту тайну. Мы можем только верить тому, что говорит Библия, и свидетельствовать об этом, не пытаясь приводить все к определенной системе. Нигде в Библии не содержится требования приводить Слово Божье к определенной системе или пытаться с помощью человеческих формулировок примирить ее утверждения. Мы просто должны верить всему, что сказал Бог.
Сын назван Отцом
Библия утверждает, что все Трое Отец, Сын и Дух одно. Исходя из чистого слова в Книге пророка Исаии 9:6, Сын это Отец. В этом стихе мы видим две линии: младенец назван Богом крепким и Сын назван Отцом вечности. Если мы принимаем первую линию, то мы должны принять и вторую. Все фундаментальные христиане принимают первую линию, состоящую в том, что младенец это Бог крепкий, но из-за традиционных терминологии и понимания мало кто принимает вторую линию, утверждающую, что Сын это Отец вечности. Но если мы прочтем этот стих со всей простотой, без предрассудков или заранее составленных представлений, нам придется признать, что он означает то, что в нем говорится: что Сын это Отец вечности. Мы должны читать этот стих и свидетельствовать о его истине, не делая на его основе каких-либо необоснованных выводов (как это делают сторонники патрипассианства) и не пытаясь примирить его с теми местами Слова, в которых ясно указывается на различие между Сыном и Отцом. Один аспект тайны Триединого Бога состоит в том, что Отец и Сын одно и при этом их двое. В Книге пророка Исаии 9:6 раскрывается, что Они одно, и, будучи теми, кто верит чистому Слову Божьему, ничего к нему не прибавляя и ничего из него не убирая, мы должны просто верить, что это так. Если мы попытаемся исказить этот стих или истолковать его так, чтобы подогнать под традиционное мышление, мы разоблачим себя в том, что не можем принять этот стих с детской простотой. В Книге пророка Исаии 9:6 ясно говорится, что Сын назван Отцом вечности. Следовательно, как бы таинственно это ни казалось, Сын должен быть Отцом так же, как младенец является Богом крепким. Мы должны верить тому, что говорится в чистом слове Библии. Мы верим, что согласно этому стиху Сын это Отец, но это, однако, не означает, что мы полагаем, будто между ними нет различий, так как мы уже процитировали стихи, в которых говорится о существовании таких различий.
Евангелие от Иоанна также свидетельствует, что Сын и Отец одно. Сказав о двух руках, о руке Сына и о руке Отца, Господь Иисус ясно говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30). В Евангелии от Иоанна 14:8-11 мы видим, что Отец в Сыне, что Сын в Отце, что Отец пребывает в Сыне и что тот, кто видит Сына, видит Отца. В этих стихах Господь ясно раскрывает нам тайну о том, что Он и Отец одно. Он в Отце, а Отец в Нем. Когда Он говорит, действует Отец; когда люди познают Его, они познают Отца; и когда они видят Его, они видят Отца, потому что Он Отец. Он и Отец одно. Если мы попытаемся примирить эти стихи из Книги пророка Исаии и из Евангелия от Иоанна с теми стихами Слова, в которых раскрываются различия между Отцом и Сыном, мы обнаружим, что это намного превосходит наши способности. Мы можем лишь верить тому, что говорит Библия, и свидетельствовать об этом.