Как же возникли модализм и троебожие? Дело в том, что и модализм, и троебожие выделяли один аспект двусторонней истины Божьего откровения в Библии в ущерб другому. Модализм принимает один аспект истины о том, что существует только один Бог, и доводит его до еретической крайности; троебожие, напротив, принимает другой аспект истины Божьего откровения о том, что Он есть один-в-трех, и доводит его до противоположной еретической крайности. Если мы увидим принцип двусторонности божественной истины, мы сможем легко избежать этих крайностей, и при этом наше свидетельство останется верным всей истине Божьего откровения в Писаниях.
Чтобы легче понять этот принцип, процитируем несколько отрывков из статьи «Двусторонность божественной истины», написанной Робертом Говеттом, весьма скрупулезным и внимательным исследователем Божьего Слова. Говетт пишет:
Двусторонность истины, такой как она выносится на наше рассмотрение в Святом Писании, сильный аргумент в пользу того, что оно не является делом рук человеческих. Слава человеческого интеллекта свести все воедино. Его задача проследить, что различные результаты исходят из одного принципа, очистить его от двусмысленностей, показать, как с помощью различных проявлений действует один закон. Все, что стоит на пути цельности, он опускает или отрицает.
«Но, продолжает Говетт, у Бога всё иначе. В природе Он постоянно действует, используя два на первый взгляд противоположных принципа». Поэтому Говетт говорит: «Итак, не стоит удивляться, если два, на первый взгляд, противоположных принципа находятся рядом друг с другом в Писании. Единство во множественности, множественность в единстве вот основной принцип, на котором строятся и мир, и Писание». Что касается на первый взгляд непримиримых положений в Божьем Слове, Говетт отмечает: «Нет необходимости примирять их от нас требуется принимать оба эти положения и действовать на основании их. Достаточно того, что Божье Слово ясно подтверждает и то, и другое». Далее он говорит: «Мы заявляем, что принимаем их не потому, что можем соединить их, а потому, что Бог свидетельствует в пользу и одного, и другого». Многие споры об истине в Божьем Слове излишни, ибо, как утверждает Говетт: «Противоположные взгляды на истину возникают из-за того, что в разное время рассматриваются различные части предмета». В этой статье Говетт ясно показывает, каково должно быть отношение христианина к истине Божьего откровения:
Так Бог испытывает Своих людей. Доверятся ли они Ему, когда Он утверждает взгляд на истину, который противоположен их индивидуальности и интеллектуальной предрасположенности? Или же они пренебрегут одним из Его утверждений, ревностно отстаивая другое? Смиренный, по-детски настроенный святой признает и примет оба положения; ибо Его Отец, который не может ошибаться, свидетельствует одинаково в пользу каждого.
Говетт, в частности, применяет принцип двусторонности божественной истины к природе Бога:
Та же двусторонность истины появляется в положениях Писания о природе Бога. Оно утверждает Его единство Но Писание также прямо утверждает различие Лиц Божества. «Единство во множественности и множественность в единстве» таково его утверждение. Эта главная истина, которая берет свое начало в природе Божества, проявляется во всей Его работе.
Обратите внимание на утверждение Говетта о том, что «главная истина берет свое начало в природе Божества». Другими словами, Божье откровение в Писаниях, будучи двусторонним, является выражением природы Самого Бога. Два аспекта Божьего существа, заключающиеся в том, что Он Трое, будучи одним, и Один, будучи Тремя, засвидетельствованы двусторонностью истины Его откровения в Писаниях.