В этой статье я рассмотрел те аспекты ПЦ, которые ведущая группа исследователей и деятелей антикультовой направленности из числа евангелистов сочла наиболее неприемлемыми, и я наглядно показал, что сложившееся понимание ПЦ является сильно искажённым. Разумеется, есть и другие аспекты богословия и практики ПЦ, которые подвергались критике в антикультовой литературе, помимо тех, что были упомянуты в «Открытом письме».
Рассмотрение этих дополнительных тем вышло бы за рамки задач и доступного объёма данной статьи, однако, чтобы обозначить нашу позицию, скажем следующее: мы готовы согла-ситься с дополнительными критическими оценками некоторых наших коллег в таких областях, как: 1) трихотомический взгляд ПЦ на человеческую природу и то, как этот взгляд способствует более мистическому подходу к христианской жизни, чем тот, к которому мы привыкли; и 2) их герменевтический метод, включая диспенсационализм и более умозрительный подход к системе прообразов, чем тот, к которому мы привыкли. Однако ни одна из этих областей учения ПЦ не вступает в противоречие с ортодоксией. Более того, увиденная нами в этой статье схема, при которой критики не углубляются в достаточной степени в литературу ПЦ, чтобы усмотреть уравновешивающие аспекты их учений, в равной степени применима и ко многим из этих прочих доктрин.Я могу легко предвидеть, что многие члены антикультовых кругов откликнутся на эту статью так же, как я много лет назад откликнулся на открытое письмо Мелтона: «Миллер, конечно же, ошибается! Было бы у меня время, я бы сам занялся этим вопросом».Однако мы молимся о том, чтобы вместо этого все антикультовые круги очнулись и задали себе те же вопросы, с которыми столкнулись мы в ХИИ в отношении ПЦ, в частности следующие:
1. Насколько для нас важна истина? Достаточно ли она важна, чтобы признать, что мы были неправы?
2. Насколько для нас важно быть правыми перед Богом?Достаточно ли это важно, чтобы попросить прощения у людей, которых мы злословили долгие годы?
3. Насколько для нас важна любовь Христова? Достаточно ли она важна, чтобы принять в христианское общение людей, к которым мы когда-то относились с недоверием и негодованием, несмотря на то что между нами по-прежнему существуют многочисленные культурные и несущественные богословские различия?
Похоже, антикультовые круги стоят сейчас на решающем перепутье. Когда решениями и действиями различных служений управляет враждебный настрой, в проигрыше оказываются все. Без акцента на восстановлении и примирении
и без готовности исповедовать прошлые грехи и заблуждения антикультовое служение не является новозаветным
служением. Способны ли мы подняться выше жёстко ограниченной точки зрения, увидеть огромную картину того,как лучше всего распространять благовестие и Царство Божье в сегодняшнем мире, и поддержать жизненно важную христианскую работу в стратегически важной части земного шара? Положение в мире стремительно меняется:христианство утрачивает своё влияние на Западе, но стремительно растёт в некоторых частях третьего мира 1. Однако во многих из этих мест, где процветает евангельская вера, бок о бок с ней процветают «слово веры» и другие экспортируемые с Запада учения с отклонениями и, в дополнение к этому, христианство оказывается испорчено добавлением элементов языческого фольклора. Ничего подобного, однако, не происходит в Китае и, в частности, в среде ПЦ. Они могут играть важную роль в сохранении ортодоксии и зарождении новых миссий на протяжении многих лет, как в двадцать первом столетии, так и в более отдалённом будущем.Несмотря на наши остающиеся разногласия с ПЦ по некоторым несущественным вопросам веры и практики мы абсолютно убеждены в том, что наша прошлая оценка их как «христианской группы с отклонениями» просто несправедлива
по отношению к ним. Хотя они отличаются от того, к чему мы привыкли здесь, на Западе, они являются совершенно ортодоксальной группой верующих.
Эллиот Миллер главный редактор журнала «Крисчен рисерч джорнэл».
