Переоценка движения «Поместная церковь»
На пике «движения Иисуса» в начале 70-х годов молодая женщина из Северной Калифорнии, недавно обратившаяся к Христу, получила приглашение на собрание христиан, которые называли себя «церковью» в её городе. Когда члены группы начали поклоняться, эту новую христианку обеспокоили практики группы «молитвенно читать» Писание и «призывать имя Господа», во время которых поклоняющиеся громко читали и повторяли стихи из Писания и акцентировали их такими восклицаниями, как «Аминь!», «Аллилуйя!» и «О Господь! Аминь! Аллилуйя!» После того как кто-то в собрании провозгласил: «Я чувствую слияние человеческих духов!»,молодая женщина бросилась к двери, боясь, что натолкнулась на собрание культа или даже спиритический сеанс.Этот эпизод, рассказанный одним моим старым другом,показывает нелепое трение, существовавшее между западными евангелистами и движением «поместных церквей» (ПЦ)1,основанным в Китае Вочманом Ни и привезённым в Америку в 1962 году соработником Ни Уитнессом Ли. Их необычная форма поклонения, необычные доктрины и терминология (например «слияние»), глубокая преданность служениям Ни и Ли и сильное китайское влияние, очевидное даже в западных аванпостах движения, всё это наталкивало на мысль, что эта группа в лучшем случае странная, а в худшем это ересь или культ. Для многих евангелистов эти начальные подозрения на первый взгляд только подтверждались, когда они изучали литературу ПЦ или разговаривали с их членами, поскольку у них создавалось впечатление, что те придерживаются неортодоксальных доктрин, таких как модализм (Бог это одна личность в трёх формах, а не три личности в одном существе), при этом отрицая, что придерживаются их. Христианский исследовательский институт (ХИИ), издающий этот журнал, не первый раз сталкивается с этим спором. Вместе с «Проектом против духовных фальшивок»(«Эс-Си-Пи») в Беркли, шт. Калифорния, в середине и конце 70-х годов мы среди первых провели исследование и опубликовали материал о ПЦ. Хотя мы отказались назвать их культом2, наша в высшей степени критическая оценка была принята во внимание и цитировалась многочисленными поздними критиками, многие из которых не стеснялись использовать «слово на букву к» 3.Однако в 2003 году мы приняли приглашение руководителей ПЦ вступить с ними в диалог об их убеждениях.За несколько последующих лет мы обнаружили, что глубоко ошибались в отношении некоторых из их учений. Кроме того, после нескольких поездок на Дальний Восток мы узнали, что это движение представляет важную работу Бога в этом регионе, которой сильно помешала наша литература, а также литература других западных антикультовых служений.Поэтому цель этой статьи из пяти частей состоит в том,чтобы представить свежую рецензию движения ПЦ. После того как мы кратко рассмотрим их историю как движения и как источника споров, мы подробно и пристально рассмотрим то,что справедливо можно назвать четырьмя основными источниками обеспокоенности, которую выразили евангелисты в отношении ПЦ. Они были кратко представлены в 2007 году в «Открытом письме», адресованном ПЦ и подписанном большим числом евангельских богословов, апологетов и руководителей.Затем мы подведём итог и оценим, какое место занимают ПЦ по отношению к исторической ортодоксии и к более широкому христианскому сообществу. И наконец, мы посмотрим на более широкую картину: что стоит на кону в длящемся десятилетия споре вокруг ПЦ и что мы можем приобрести, разрешив его?
1 Движение «поместных церквей» внешние часто называют «Поместной церковью»; но, хотя использовать это название для обозначения этой группы удобно, оно не совсем точно. Это движение не присваивало себе никакого формального названия из-за своего желания следовать новозаветному образцу, который состоит в том, что верующие по отдельности называются христианами, а собирательно церковью (вселенской) или церковью в определённом городе. Всё остальное считается разделением. Они часто называют своё движение «Господним восстановлением», но для простоты здесь я буду использовать термин «поместные церкви» или «ПЦ». Они известны не только как «Поместная церковь» и на Востоке, и на Западе; их также называли «Малым стадом» в ранние годы, когда они были под руководством Вочмана Ни, и «крикунами» исключительно в Китае.Эпитет «крикуны» был введён в начале 80-х годов Патриотическим движением «Тройная независимость» в провинции Чжэцзян, чтобы подавить деятельность ПЦ (как они хотели сделать со всеми христианскими группами, которые отказались присоединиться к их движению). Со временем название «крикуны» стало использоваться китайцами для обозначения всех членов домашних церквей, в то время как некоторые используют его для обозначения маленьких отступнических групп, которые утверждают, что являются последователями Уитнесса Ли, но откололись от общения с ПЦ и искажают Библию и учения Ли, становясь при этом культом. Отождествление ПЦ с последней группой «крикунов» причинило ПЦ
неприятности в их взаимоотношениях с властями.
2 Сначала мы описали их как группу, «имеющую признаки культа»; это означало, что тем самым мы считали их группой, состоящей из христиан, которая имеет черты, свойственные культу. В конечном итоге мы стали называть ПЦ «христианской группой, имеющей богословие с доктринальными отклонениями».
3 См. например, Ronald Enroth, The Lure of the Cults (Chappaqua, NY: Christian Herald Books,1979); Salem Kirban, Satans Angels Exposed (Huntington Valley, PA: Salem Kirban Inc.,1980); Bob Larson, Larsons Book of Cults (Carol Stream, IL: Tyndale House Publishers, 1983);Jerram Barrs, Freedom and Discipleship (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983).
