Журнал, который вы держите в своих руках, представляет собой кульминацию шестилетнего исследования проекта, касающегося движения,которое изначально было основано китайским христианином по имени Вочман Ни. Хотя Вочман Ни умер за своего Мессию в коммунистическом лагере, его служение не умерло вместе с ним. Под руководством его протеже Уитнесса Ли служение и взгляды Ни распространились из Китая по государствам Тихоокеанского региона от Сингапура до Тайваня и в конечном итоге на Запад. В 1962 году Ли переехал в Южную Калифорнию и основал поместные церкви и их издательское подразделение служение «Живой поток»1. Как президент Христианского исследовательского института (ХИИ), я унаследовал обилие информации о культах, оккультных группах и богословиях с доктринальными отклонениями. Я полагал, что, поскольку наша организация считает своим долгом опираться на качественные первичные исследования, информация в наших архивах верна по сути. За последние двадцать с лишним лет это предположение подтверждалось снова и снова. Но не всегда. В середине 70-х годов Христианский исследовательский институт в сотрудничестве с исследователями Бобом и Гретчен Пассантино предпринял оценку поместных церквей, ставшую первоисточником дезинформации.
Эта реальность вышла на поверхность в 2003 году, когда я попросил Гретчен Пассантино и Эллиота Миллера, главного редактора журнала «Крисчен рисерч джорнэл», вместе со мной встретиться с представителями служения «Живой поток». Во время этой встречи я услышал активное подтверждение тех самых доктрин, которые поместные церкви якобы отрицали. Один за другим своими собственными словами представители поместных церквей засвидетельствовали о своей вере в одного Бога, раскрытого в трёх личностях, которые вечно различимы; о действительности того, что люди никогда не смогут онтологически достичь Божества; и о том факте, что они «только церковь» в противоположность тому, что «только они церковь». В результате я начал исследование, кульминацией которого является расширенная главная статья этого специального издания «Крисчен рисерч джорнэл». Это основополагающее исследование было проведено не только в США, но и в таких отдалённых местах, как Китай, Тайвань, Южная Корея и Англия. Оно включало в себя тщательную оценку буквально сотен книг, бумаг, церковных документов и аудио- и видеозаписей. И даже судебных документов 2. Результат нашего основополагающего исследования можно заключить в следующих трёх словах: «Мы были неправы!» Гретчен Пассантино сказала «я была неправа» верующему в Шанхае, который сидел в тюрьме со времени рождения его дочери и до того момента, когда ей исполнилось семнадцать лет. Эллиот Миллер сказал «я был неправ» человеку в провинции Фуцзянь,который в общей сложности провёл в тюрьме двадцать четыре года. Эти слова были произнесены не просто в эмоциональный момент.Нет! Они были произнесены после многих лет трудоёмкого первичного исследования.Хотя между нами и поместными церквями существуют значительные доктринальные различия касательно второстепенных вопросов, таких как аспекты эсхатологии (моя книга «Код Апокалипсиса» свидетельствует об этом), когда дело доходит до основной христианской доктрины тех самых доктрин, за которые мученики проливали свою кровь, здесь мы стоим плечом к плечу.
Христианский исследовательский институт не первый раз сталкивается со спорами. «Проблема 2000 года» (Y2K) классический пример этого. Главная статья «Крисчен рисерч джорнэл» 1999 года называлась «Развенчание сбоя тысячелетия». В результате нас назвали «слепцами, не видящими истины» или
«круглыми невеждами», теми, кто, подобно страусу, прячет голову в песок. Когда в радиопередаче «Знаток Библии» я предположил, что «проблема 2000 года» не войдёт даже в десятку важнейших событий
2000 года,меня обвинили в распространении самоуспокоенности в теле Христовом. Один радиокомментатор дошёл до того, что заявил,что на моих руках будет кровь миллионов христиан, потому что я распространял самоуспокоенность в теле Христовом. Я вынес гнев христианских привратников, которые продавали замороженные продукты и аварийные комплекты средств жизнеобеспечения, и прихожан, которые были абсолютно уверены, что их руководители особенно те, кто обладает политическими связями, просто не могут ошибаться в таком важнейшем вопросе.Другой важный спор касался Всемирной церкви Божьей Герберта Армстронга. Я прекрасно помню спор, возникший в 90-х годах, когда я начал встречаться с руководителями церкви. Но в 1994 году «Крисчен рисерч джорнэл» и радиопрограмма «Знаток Библии» имели честь первыми публично объявить, что Всемирная церковь Божья встала на путь, практически невиданный в церковной истории, путь, который вывел их из царства культов в царство Христово3. Кроме того, я имел благословение написать предисловие к книге Джозефа Ткача, президента Всемирной церкви Божьей,«Преобразование истиной». Сегодня он не просто мой дорогой друг, но и мой брат в Христе, совершивший переход от культа к Христу.В те дни наше служение было глубоко признательно за дружбу и поддержку, оказанные «Церкви возрождённых» со стороны эксперта по культам доктора Руфь Такер, Дэвида Неффа из журнала «Крисчианити тудэй», Тихоокеанского университета в Азузе, Фуллеровской семинарии и колледжа Риджент. Вместе мы полагали, что если Бог смог изменить направление целого движения, изменив сердца его руководителей, то мы не можем представить себе, что ещё Он сможет сделать, если мы будем постоянно верны.Джозеф Ткач по благодати Божьей смог произнести слова:«Мы были неправы!» Теперь мы произносим те же слова применительно к нашей позиции в отношении Вочмана Ни,Уитнесса Ли и поместных церквей.За это заплачена высокая цена. Наша честность оказалась под вопросом, мотивы поставлены под сомнение, и последовала хула.В результате поддержка оказалась под угрозой. Подобные обвинения я слышал тысячу раз. Как могут семьдесят руководителей, подписавших «Открытое письмо» (см. основную статью), призвавшие поместные церкви признать свои доктрины и практики ложными, быть неправы? Конечно,честность ХИИ оказалась под угрозой.Посреди этой смуты я напомнил своим сотрудникам, что служение это не место для состязания в популярности. Вопрос не в размере платформы. И не в политкорректности. Главным образом мы делаем то, что делаем, потому что Истина прежде всего!
Какую бы цену мы ни заплатили, она меркнет по сравнению с тем, что перенесла гонимая церковь в Китае и по всему миру.Однажды эта реальность отпечаталась у меня в разуме навеки. Одна китаянка с ослепительной улыбкой только что закончила рассказывать о своём тюремном заключении из-за того, что она читала запрещённый материал на запрещённом собрании. Ни намёка на жалость к себе. Лишь сияние последователя Христа,который пережил реальность подлинного новозаветного христианства. Когда она закончила, она поблагодарила меня за то, что я стою за истину невзирая на цену. Никогда я не чувствовал себя более недостойно. Всё, с чем я столкнулся, меркнет по сравнению с тем, что вынесли она и многие подобные ей. Возможно, нет других трёх слов, которые так сильно застревают у нас в горле, как слова:«Я был неправ». Однако, если служение предано принципу «потому что Истина прежде всего», мы не просто готовы произнести эти слова, а обязаны это сделать.
Хэнк Ханеграаф