ЧТО ТАКОЕ РОСТ ЖИЗНИ?

Теперь мы рассмотрим двенадцатый основной момент в отношении знания жизни рост жизни. Если мы хотим продвигаться вперёд в знании жизни, мы должны знать, что такое рост жизни. Есть много братьев и сестёр, про которых нельзя сказать, что они не очень горячо любят Господа или что они не готовы идти на жертвы, но, поскольку они не знают, что такое рост жизни, у них много ошибочных взглядов и устремлений; в результате их реальный рост жизни довольно ограничен. Это очень печально! Поэтому, чтобы иметь точное знание и надлежащие устремления на пути жизни, мы немного поговорим о том, что такое рост жизни.
Прежде чем увидеть, что такое рост жизни, мы посмотрим на отрицательную сторону этого вопроса на то, что не является ростом жизни. Это углубит наше представление и даст нам более точное знание.
I. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ УЛУЧШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Улучшение поведения означает, что поведение человека изменилось от плохого к хорошему, от порочного к добродетельному. Обычно люди говорят о таком человеке, что он оставил порочный путь и вернулся на праведный путь или что он отказался от порока и последовал за добродетелью. Например, раньше человек был очень гордым, а теперь он смиренный. Раньше он ненавидел других, а теперь он их любит. Он был вспыльчивым и раздражительным, а теперь он очень сдержанный и его не так легко вывести из себя. Всё это можно назвать улучшением поведения. Можно ли считать подобное улучшение поведения ростом жизни? Нет, нельзя!
Почему мы говорим, что рост жизни это не улучшение поведения? Потому что поведение и жизнь принадлежат разным сферам.
Как зло отличается от жизни, так и добро отличается от жизни. Как зло не является жизнью, так и добро не является жизнью. Зло и добро, хотя и отличаются по природе, принадлежат одной сфере. И то и другое отличается от жизни; и то и другое не является жизнью. Поэтому в Библии зло и добро это не два разных дерева, а одно. Жизнь это другое дерево, потому что она принадлежит другой сфере, другому царству (Быт. 2:9). Можно сказать, что зло и добро, с одной стороны, и жизнь, с другой стороны, принадлежат к двум разным категориям. Поэтому человек, приняв соответствующее решение и приложив усилие, может значительно улучшить своё поведение и при этом остаться очень незрелым и слабым в Божьей жизни. Причина этого в том, что его улучшение не имеет никакого отношения к жизни; оно достигнуто благодаря его собственной работе, а не благодаря жизни. Кроме того, то, в чём он добился улучшения, не является результатом его роста в жизни. Итак, рост жизни это не улучшение поведения.
II. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НАБОЖНОСТИ

Что такое проявление набожности? Проявление набожности это не то же самое что улучшение поведения. Улучшение поведения проявляется по отношению к людям; это означает, что поведение человека и его характер по отношению к людям исправились и стали лучше, чем прежде. Набожность проявляется по отношению к Богу; это означает, что по отношению к Богу человек испытывает благоговение и страх, кроме того, он предан и искренен. Однако ни улучшение поведения, ни проявление набожности не являются ростом жизни. Некоторые верующие относятся к Богу очень почтительно и благоговейно; они боятся допустить неуважение или небрежность в своём поведении или в своих поступках. Подобные проявления не являются чем-то плохим, но они также не являются ростом жизни. Такие верующие воспринимают Бога только как Того, кто находится превыше всех и кто достоин благоговения и страха. Поэтому их сердце исполнено почитания и набожности. Однако у них нет ни малейшего знания и ни малейшего переживания того, что Бог в Христе обитает в человеке как его жизнь и что посредством действия закона этой жизни Он находится в человеке, чтобы быть для него Богом. У них есть проявление набожности, однако эта набожность не является следствием роста Божьей жизни в них, поэтому её нельзя рассматривать как признак роста жизни в них. Итак, рост жизни это не проявление набожности.
III. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ РЕВНОСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Что мы имеем в виду, говоря о ревностном служении? Мы имеем в виду то, что раньше верующий был безразличен и равнодушен к Божьим интересам, а теперь он с энтузиазмом служит Богу. Раньше он редко приходил на собрания, а теперь он присутствует на каждом собрании. Раньше он не интересовался делами церкви, а теперь он участвует в самых разных служениях церкви. Хотя такое ревностное служение свидетельствует о рвении верующего в отношении Господа и о его усердии в служении Господу и хотя люди часто одобряют такое служение, есть большая вероятность, что к нему примешаны человеческий энтузиазм, человеческая деятельность и человеческие интересы. Кроме того, возможно, что такое служение осуществляется посредством душевной силы человека и зависит от его силы; оно не исходит от водительства Святого Духа, не зависит от жизни Христа и не помогает человеку войти в более глубокий союз с Богом. Следовательно, такое ревностное служение не исходит от жизни и его источником не является жизнь. Поэтому это не рост жизни.
В Библии мы видим, что до своего спасения апостол Павел ревностно служил Богу (Деян. 22:3). В то время, хотя он ещё не получил Божью жизнь, он мог очень ревностно служить Богу внешне благодаря собственному энтузиазму и силе. Отсюда видно, что ревностное служение Богу может не иметь никакого отношения к жизни. Оно ни в коей мере не свидетельствует о состоянии жизни человека. Итак, рост жизни это не ревностное служение.
IV. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ЗНАНИЯ

Увеличение духовного знания верующего, по мере того как он слышит сообщения, познаёт истины, лучше понимает Библию и усваивает духовные термины, является своего рода ростом, однако это не рост жизни. Увеличение такого знания просто позволяет его разуму лучше работать и быть более подготовленным, у него появляется больше понимания и больше способности понимать. Это не означает, что Святой Дух дал ему больше откровения или что жизнь обрела в нём больше пространства и он вырос в настоящем знании и переживании Христа как жизни. Само по себе увеличение такого знания лишь делает человека надменным (1 Кор. 8:1). В глазах Бога это ничто (1 Кор. 13:2) и не имеет ценности в том, что касается жизни. Итак, рост жизни это не увеличение знания.
V. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ ОБИЛИЕ ДАРОВ

Хотя для верующего очень ценно иметь обилие духовных даров, как например способность проповедовать, исцелять, говорить на языках и т. д., однако всё это тоже не является ростом жизни. Подобными дарами верующий обязан главным образом сошествию на него чудодейственной силы Святого Духа. Проявление этих даров не является результатом того, что Божья жизнь выросла и созрела в нём. С одной стороны, человек, которого использует Святой Дух, может проявлять больше даров, но, с другой стороны, он может не позволять Святому Духу внедрять в него больше Божьей жизни. Поэтому обилие даров не обязательно указывает на рост в жизни.
Верующие в Коринфе обогатились всяким словом и всяким знанием и не испытывали недостатка ни в каком даре (1 Кор. 1:5, 7), однако они всё ещё были незрелыми в жизни; на самом деле, они были плотяными и они были младенцами в Христе (1 Кор. 3:1). Отсюда мы видим, что рост жизни это не обилие даров.
VI. РОСТ ЖИЗНИ ЭТО НЕ УВЕЛИЧЕНИЕ СИЛЫ

Вполне возможно, что верующий стал больше проявлять силу в служении Богу; когда он проповедует или свидетельствует, он способен затронуть больше людей, чем раньше; когда он управляет церковью или руководит делами церкви, он проявляет больше мудрости, чем раньше. Всё это свидетельствует об увеличении силы, но это ещё не рост в жизни. Такое увеличение силы является внешней силой, дарованной ему Святым Духом. Это не означает, что Святой Дух вплёл в него жизнь и благодаря этому через его дух явил изнутри него жизненную силу. Следовательно, эта сила исходит не из жизни, и жизнь не является её источником. Поэтому увеличение такой силы это тоже не рост жизни.
В 9-й главе Евангелия от Луки говорится, что вначале все двенадцать учеников, последовавших за Господом, получили от Него силу и власть над всеми бесами и для исцеления недугов; однако в то время их духовная жизнь была очень незрелой. Это достаточно убедительно свидетельствует о том, что увеличение силы это не рост жизни.
Эти шесть отрицательных положений показывают, что улучшение нашего поведения, проявление набожности, рвение в служении Богу, увеличение знания, обилие даров и увеличение силы не свидетельствуют о росте жизни. Ничто из этого не является ростом жизни. Как жаль, что сегодня почти все христиане руководствуются этими критериями. Они определяют уровень роста христианина, смотря на его поведение, набожность, рвение, знания, дары и силу. Подобный способ оценки нельзя назвать точным. Медь очень похожа на золото, однако это не золото. Точно так же эти шесть моментов только отчасти напоминают рост жизни, однако это не рост жизни. Конечно, подлинный рост жизни в какой-то степени имеет эти шесть проявлений; однако нельзя измерять рост жизни, руководствуясь только этими шестью признаками.
Тогда что же такое рост жизни? Теперь нам нужно рассмотреть этот вопрос с положительной точки зрения.