Сообщение от Алексан
У кого из людей достанет сил одним духом поведать все долготерпение Твое, с каким переносишь вины наши. Если грешим мы, то исполняемся беззакония. А если поступаем хорошо, то надмеваемся гордостью. Без милосердия рождаемся друг для друга. Если возвышается кто, то завидуем ему. Если падает кто, то радуемся этому. И сколько сокращенна жизнь наша, столько удлинен ряд наших грехов. Сократил Ты продолжение жизни нашей. Самая большая мера ее семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят крат седьмерицею.

По милосердию сократил Ты дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших. Прибегаю к Твоему милосердию, покрывающему правду Твою. Человек нечистый ненавидит подобно ему нечистого. Но Ты свят. Тебя не возмущают грехи наши. Дивлюсь правде Твоей, что не входит она в состязание с милостью Твоею. Потому что в такой же мере возрастают щедроты Твои в какой растут наши скверны. Дивлюсь также, почему одна не жалуется на другую, что не гневается она на прогневляющего Тебя. Вполне совершенным сотворил Ты нас. Без меры мы сами повредили себя. Ты научил нас правому, а мы стали поступать превратно.

Изгладили в себе преимущества природы своей. Ты образовал нас из персти, мы совлекли с себя образ Твой и подобие Твое. Так дивлюсь той и другой. Изумеваю пред милостью Твоею и пред правдою Твоею. Если случается нам стать виновными пред нею, умаляем ее не отмщать нам, а если случится человеку стать виновным пред нами, требуем от нее не отвращать от него очей Твоих. Правда же Твоя, если человек прибегает к ней с жалобой на должника своего, предварительно взвешивает данный ему залог и вместе долги его, чтобы сам уплатил сперва, а потом уже требовал отмщения. Если человек прибегает к ней прося оставление долгов, сама поспешает к нему и приводит его к должнику его. И кто простил должнику своему, тот и сам получит от нее отпущение долгов.

И пощаду видит от нее и осуждается ею лукавство наше. Пощаду видит если молит о прощении долгов своих. Осуждается, если оказывается, что требует отмщения. Тогда и само терпит отмщение. Свободная воля наша приступает с ухищрением к правде Твоей. Если случается самой погрешить против правды, указывает на свою немощь. А если погрешает кто против нее, указывает на его несправедливость. Не примечает она, что одно уничтожается другим. Что если человек немощен и желает себе помилования, то и должник его также немощен и просит о помиловании. Мы погрешаем и погрешности слагаем на того, кто не погрешает.

Если немощно естество наше, то невиновен кто погрешил против нас. А если естество наше не немощно, то слишком многого требуем мы для себя. Правда умеет обличить нас нами же самими, тем что в нас. Если это немощь, то она защищает всех нас. А если это сила, то она против всех нас. Если знаешь что враг твой в состоянии не иметь к тебе ненависти, то сим собственной своей свободной волей приписываешь что и она может не грешить. Если у него есть возможность, то и у тебя есть сила избирать. Если удостоверены мы в растлении немощи своей, согрешивши против Бога, то сим доказывается нам также растление в немощи того, кто согрешил против нас.

Если человек удостоверен, что заслуживает он помилования, как немощный, то невиновен пред ним и согрешивший против него. И наоборот. Если обвиняем согрешившего против нас, то обвинение наше делает нас ответственным нас самих. Природа свободной воли во всех людях одна. Если сила ее немощна в одном, то немощна и в каждом человеке. И если крепка в одном, то крепка и во всех сынах человеческих.

Св. Ефрем Сирин.