МОНИТОРИНГ СМИ: Монастырь Мусы из Абиссинии: христиане, считающие ислам истинной религией В 1983 году в сирийской пустыне был обнаружен монастырь XI века. С того дня вот уже двадцать лет в нем живут христианские монахи и монахини. Но самое примечательно в них это то, что эти люди, несмотря на свое вероисповедание, считают Ислам истинной религией.
Монастырь расположен посредине сирийской пустыни. Он носит название Дейр Мар Муса аль-Хабаши. Говорят, что в шестом столетии на этом месте, в пещере, жил отшельник из Эфиопии. Он был не простым человеком. Считается, что Муса, будучи сыном короля, выбрал жизнь религиозного подвижника. Сегодня Мусу из Абиссинии местные христиане почитают святым.
После его смерти монахи построили небольшую церковь и основали монастырь, который был назван его именем. Однако на протяжении двух последних веков обитель пустовала и постепенно приходила в упадок, пока в 1983 году его не обнаружил итальянец, иезуит Паоло делл’Оглио. Он провел здесь 10 дней, предаваясь медитации. В конце концов, им было принято решение восстановить монастырь и основать в нем новую религиозную общину.
Реставрация церкви была полностью завершена к 2003 году. Однако задолго до того, как ремонт был закончен, это место стало привлекать к себе паломников. Оно оказалось настолько популярным, что было решено построить еще несколько зданий для посетителей в простом архаичном архитектурном стиле.
Сегодня в монастыре Мар Муса постоянно живут восемь монахов и монахинь. Им всем около 30 лет. Возможно, это – единственный смешанный монастырь на всем земном шаре. Мужчины и женщины здесь молятся и работают вместе, а живут раздельно.
Обитатели монастыря ведут очень простой образ жизни. Бедность стала их добровольным выбором. Они носят темную одежду из хлопчатобумажной ткани.
Монахи и монахини ухаживают за садом, разводят коз и пчел. Однако в монастыре есть и компьютеры, а также Интернет – Мар Муса существует и в виртуальной реальности.
У монастыря Мар Муса много особенностей. "У нас всегда были сложные отношения с Ватиканом", - признается брат Фредерик из Франции, проживший в монастыре год. Главная проблема состоит не в том, что в нем живут как мужчины, так и женщины.
Гораздо более серьезным является то, что обитатели монастыря признают Ислам, считая его истинной религией, равноправной с христианством. В Сирии мусульмане и христиане мирно сосуществовали на протяжении столетий. Обитатели монастыря Мар Муса надеются продолжить и углубить эту традицию.
Литургии в монастыре проводятся на арабском языке, несмотря на то, что монахи и монахини – выходцы из Италии, Швейцарии, Франции и Сирии. Они регулярно приглашают в монастырь сирийских христиан.
Монахи и монахини поддерживают контакты с исламскими учеными и интеллектуалами. Они проводят совместные семинары по религиозным, социальным и политическим вопросам. Кроме того, Мар Муса уделяет много внимания социальным проблемам, стоящим перед сирийским христианским сообществом.
Например, он оказывает помощь в реконструкции старых домов, что позволяет обеспечить жильем молодые семьи или тех, кто в свое время покинул страну, но желает в нее вернуться. У монастыря также много экологических проектов, которые направлены на сохранение окружающей среды.
Гостеприимству и общительности в монастыре уделяется большое внимание. Во многом это связано с тем, что монахи на Ближнем Востоке всегда придерживались традиции радушно встречать гостей.
"Принимать гостей – это все равно, что встречать Иисуса Христа", - говорит брат Фредерик. - Однако это не имеет ничего общего с прозелитизмом. "Наша общая духовность основана на простоте нашей жизни, на мире и признании Ислама и Христианства небесными религиями".
Кристина Фёрч, Qantara
"ИСЛАМ.РУ", 23 августа 2004 г.
Еще одни парадокс...