Чрево кита и сердце земли
"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Пропал Ершалаим великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана"
(М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита")
(М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита")
"по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос" (Дан.9:26);
"за преступления народа Моего претерпел казнь" (Ис.53:8).
Ветхозаветные пророчества о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа исполнились буквально:
"Христос умер за грехи наши, по Писанию... погребен был... воскрес в третий день, по Писанию" (1Кор.15:3,4).
Но в Новом Завете есть пророчество от Самого Иисуса Христа:
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).
Можно ли считать, что это пророчество исполнилось и Христос на самом деле находился в сердце земли три дня и три ночи? Даже у христиан на этот счет бывают сомнения.
«Если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес Он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился порядка 40 часов. То есть чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах! Это сказал Сам Христос:
"Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).
Как же объяснить такое несоответствие? Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Но есть одно "но" получается две ночи, а не три. Если Христос распят в пятницу, Он не мог быть "в сердце земли" три ночи. Только две! Конечно же, есть и этому объяснение. Если тьму, окутавшую Иерусалим в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Согласно Мф.27:45-50 в это время Он был еще жив, поэтому версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется "притянутой за уши"».
(В какой день недели был распят Христос?)
"Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).
Как же объяснить такое несоответствие? Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Но есть одно "но" получается две ночи, а не три. Если Христос распят в пятницу, Он не мог быть "в сердце земли" три ночи. Только две! Конечно же, есть и этому объяснение. Если тьму, окутавшую Иерусалим в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Согласно Мф.27:45-50 в это время Он был еще жив, поэтому версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется "притянутой за уши"».
(В какой день недели был распят Христос?)
"И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9).
Толкование на пророка Амоса
Прп. Ефрем Сирин
"в день страдания Господня... солнце зашло в полудне, и оставил Израиля свет благодати за то, что вознамерились и дерзнули великое Солнце угасить на кресте. И поелику не восхотели они озариться учением Его в день светлый... то воцарилась над ними тьма неведения".
Прп. Ефрем Сирин
"в день страдания Господня... солнце зашло в полудне, и оставил Израиля свет благодати за то, что вознамерились и дерзнули великое Солнце угасить на кресте. И поелику не восхотели они озариться учением Его в день светлый... то воцарилась над ними тьма неведения".
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15).
Результатом духовной смерти всегда бывает прекращение общения с Богом, Который для всех людей является Источником жизни:
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Иисус Христос пережил духовную смерть тогда, когда Отец возложил на Него грехи всего мира. Наступить эта смерть могла в пятницу на Голгофе, но могла и в четверг, когда после Тайной вечери Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад.
Мф.26:38 ...душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
Ис.53:6 ...Господь возложил на Него грехи всех нас.
2Кор.5:21 Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас (пер. еп. Кассиана);
Лук.22:43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
Ис.53:6 ...Господь возложил на Него грехи всех нас.
2Кор.5:21 Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас (пер. еп. Кассиана);
Лук.22:43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
=============
За несколько тысячелетий до этого в саду Едемском такой же духовной смертью умер другой человек Адам. После того как Господь Бог создал его из праха земного, Он сказал ему:
"от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).
Адам не внял Божьему предостережению, и когда жена предложила ему отобедать плодом с запретного дерева, он сразу согласился. А что Адаму оставалось делать, когда его жена (кость от кости и плоть от плоти его) уже отведала тех плодов и печальные последствия той трапезы не замедлили отобразиться на ее облике?..
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1Тим.2:14).
Но умер ли Адам смертью в тот день, когда вкусил от дерева познания? Стихи пятой главы Бытия в этом не убеждают:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему... Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет... Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:3-5).
Создается впечатление, что Адам не только не умер в день грехопадения, но еще и прожил после этого долгую, насыщенную событиями жизнь, родив сыновей и дочерей по своему образу и подобию. Значит ли это, что слова Бога, сказанные Адаму, не исполнились, а вот змей сказал Еве истинную правду?..
На самом деле правду сказал только Бог, п.что Адам действительно умер в день согрешения, и эта смерть перешла во всех человеков:
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [п.что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).
Слова же змея оказались ложью, манипуляцией сознанием и попыткой оговорить Творца:
"сказал змей... нет, не умрете, но знает Бог... откроются глаза... будете, как боги" (Быт.3:4,5).
В действительности же после грехопадения и глаза у людей закрылись, и сами они духовно умерли. И сегодня, чтобы вернуть утраченное зрение, человеку нужно родиться свыше (Ин.3:3), а чтобы вернуться в рай (войти в Божье Царство), надо также родиться от Духа (Ин.3:5).
Итак, в день грехопадения первый Адам все-таки умер, но умер смертью не телесной, а духовной. А т.к. при первом упоминании смерти в Библии в стихе Быт.2:17 речь шла о смерти не телесной, а духовной, то на основании принципа первого упоминания делаем вывод: не телесная смерть является для людей истинной, а духовная! Она намного трагичней, и ее следует опасаться более всего. И оплакивать нужно не столько умирающее тело, сколько умирающую душу. Смерть же телесную Иисус Христос даже смертью не считал:
Ин.11:11 ...Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Мф.9:24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Мф.9:24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
Пророк Иона имел свой собственный опыт переживания духовной смерти (богооставленности). Настигло его это несчастье тогда, когда он, подобно Адаму, поступил вопреки воле Божьей:
"И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня... и нашел корабль... отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть... от лица Господа" (Ион.1:3).
Духовная смерть пророка сопровождалась великими страданиями, которые он описал в своей Книге:
Ион.2:3 ...из чрева преисподней я возопил...
4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря...
5 ...отринут я от очей Твоих...
6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня...
7 ...но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря...
5 ...отринут я от очей Твоих...
6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня...
7 ...но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
Пс.68:2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
....
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи...
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
....
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи...
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
Но что было для Христа этим таинственным сердцем земли? Его Тело находилось в гробнице около 40 часов. Ночей за это время было только две. Следовательно, могила не могла быть сердцем земли, в котором Спаситель пребывал три дня и три ночи. Тогда что могло быть этим сердцем земли? Чтобы выяснить этот вопрос, обратимся к первым стихам Библии. В них земля упоминается, естественно, впервые.
Быт.1:1. В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ [нового и вечного] НЕБА И [новой, истинной и вечной] ЗЕМЛИ,
2. КОГДА [старая] ЗЕМЛЯ [старая земля обозначает человечество в Адаме] БЫЛА ПУСТА [п.что в сердцах людей не было Бога] И НЕСТРОЙНА [п.что люди не представляли собой единое духовное строение Божий храм], И ТЬМА [тьма это отсутствие Христа как Света истинного] НАД БЕЗДНОЮ [слово БЕЗДНА точно определяет глубину нравственного падения людей, отвергающих Бога]...
2. КОГДА [старая] ЗЕМЛЯ [старая земля обозначает человечество в Адаме] БЫЛА ПУСТА [п.что в сердцах людей не было Бога] И НЕСТРОЙНА [п.что люди не представляли собой единое духовное строение Божий храм], И ТЬМА [тьма это отсутствие Христа как Света истинного] НАД БЕЗДНОЮ [слово БЕЗДНА точно определяет глубину нравственного падения людей, отвергающих Бога]...
Образом Адама небесного является земля Ханаанская. Она изображает Христа и Церковь. Реальностью этой земли является Дух Воскресшего Христа, а ее сердцем святой вечный город новый Иерусалим (Откр.21:2).
Целью Бога является перевести Свой избранный народ из земли Египетской в землю Ханаанскую. При этом верующие переходят из Адама во Христа, из плоти в дух, из смерти в жизнь:
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Ин.3:36).
Библейская история Израиля это образы спасения души (1Кор.10:1-11). Из земли Египетской (из мира), совершив Пасху, выходит ветхий человек, в пустыне он умирает, а в землю Ханаанскую входит новый человек, который есть не плоть, а дух. Эту Ханаанскую землю Бог сотворил в третий день, и ее Он обещал дать Аврааму во владение вечное:
"и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное" (Быт.17:8).
Эту землю странствования Авраама Библия называет благословением Авраамовым:
"и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!" (Быт.28:4).
В Послании к Галатам Апостол Павел объяснил, что для христиан благословением Авраама является Божий Дух, Которого Бог обещал дать верующим:
"дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14).
Здесь сказано, что реальностью Ханаанской земли является Дух воскресшего Христа! Этот Дух обещан верующим еще в Ветхом Завете:
"И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоил.2:28).
Но появилась эта новая Ханаанская земля (этот Дух воскресшего Христа) только в третий день Творения:
"Благословен Бог... возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1Пет.1:3).
А предшествовала воскресению Иисуса Христа Его всеобъемлющая смерть. Христу надлежало умереть на кресте за наши грехи, поэтому не знавшего греха Сына Бог Отец сделал грехом для нас (2Кор.5:21).
Если до этого Божий Сын всегда пребывал в Отце:
"Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин.14:11),
то с момента Его духовной смерти Отец оставил возлюбленного Сына:
"враги мои говорят против меня... «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего»" (Пс.70:10,11);
"Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46).
Как только на Иисуса были возложены грехи всего мира, Он сразу оказался в сердце Египетской проклятой Богом земли (т.е. в Адаме):
"Адаму же сказал... проклята земля за тебя" (Быт.3:17).
Грехи Адама всегда были любимым лакомством древнего змея:
"Адаму же сказал... прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:17-19);
"сказал Господь Бог змею... будешь есть прах во все дни жизни твоей" (Быт.3:14).
Четырнадцатого дня весеннего месяца нисана ад предвкушал чудесный пир, ибо грехом стал Сам Божий Сын!
"Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону!, богу своему, и повеселиться... когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона... и поставили его между столбами" (Суд.16:23-25).
Только долго веселиться слугам дьявола в тот день не пришлось. Тот, Кого они поставили между двумя крестами, Своею смертью разрушил ад, победил сатану и умертвил ветхого Адама, подобно тому как Самсон при своей смерти умертвил Филистимлян:
Суд.16:29 И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою.
30 И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.
Рим.6:6 ...ветхий наш человек распят с Ним...
Кол.2:12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли...
Гал.6:14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
30 И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.
Рим.6:6 ...ветхий наш человек распят с Ним...
Кол.2:12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли...
Гал.6:14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
На Голгофском кресте в адском огне вместе с телом Иисуса Христа сгорели наши грехи. Спаситель заранее знал, какие мучения Ему придется претерпеть, чтобы обрести святую Церковь:
Ис.52:14 ...был обезображен паче всякого человека лик Его...
Ис.50:6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
Пс.21:15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Пс.68:21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
Ис.50:6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
Пс.21:15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Пс.68:21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
"из чрева преисподней я возопил... Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада" (Ион.2:3-7).
"Сердце земли называется «преисподними частями земли» (Эф. 4:9) и адом (Деян. 2:27). Господь сошёл туда после Своей смерти.
Ад, то же, что «Шеол» в Ветхом Завете (см. прим. Мф. 11:231г), делится на две области: область мучений и область утешения (Лк. 16:23-26).
Область утешения это рай, куда отправился Господь со спасённым грабителем, после того как они умерли на кресте (Лк. 23:43). Таким образом, «сердце земли», «преисподние части земли», «ад» и «рай» это синонимичные термины, которые обозначают то место, где Господь находился три дня и три ночи после Своей смерти и до Своего воскресения".
Источник: Восстановительный перевод Н.З.
Ад, то же, что «Шеол» в Ветхом Завете (см. прим. Мф. 11:231г), делится на две области: область мучений и область утешения (Лк. 16:23-26).
Область утешения это рай, куда отправился Господь со спасённым грабителем, после того как они умерли на кресте (Лк. 23:43). Таким образом, «сердце земли», «преисподние части земли», «ад» и «рай» это синонимичные термины, которые обозначают то место, где Господь находился три дня и три ночи после Своей смерти и до Своего воскресения".
Источник: Восстановительный перевод Н.З.
Сказав о Своем пребывании в сердце земли, Христос сказал также о знамении Ионы:
Мф.12:39 ...род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Когда фарисеи сказали Иисусу, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, Христос сказал им:
"если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:36).
Напоминание про Божий суд не понравилось фарисеям, и один из них предложил Иисусу показать видимое чудо (знамение), чтобы доказать Свое право говорить от имени Бога. Но Христос в ответ сказал, что род лукавый не увидит знамения, кроме знамения Ионы пророка. Об этом знамении фарисеи, конечно, знали. Оно заключается в чудесном оживлении Божьего посланника Ионы после трех дней пребывания во чреве кита:
"Факт трехдневного пребывания пророка Ионы во чреве кита является средоточным пунктом его книги, около которого группируется все остальное ее содержание, вместе с тем по своему характеру это событие представляется как бы выходящим за всякие пределы веры. Встречаемое недоумением или яростными нападками, оно подвергалось разного рода перетолкованиям и искажениям едва ли не более всякого другого места в Библии".
(Толковая Библия Лопухина)
(Толковая Библия Лопухина)
"виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его" (Мф.21:38).
Но Божий Агнец Иисус Христос Своим неожиданным для всех (даже для Своих учеников) воскресением из мертвых разрушил и сатанинские планы, и старые человеческие представления! Он доказал, что смерть не всесильна и люди могут победить ее своей верой:
"всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин.5:4).
Когда земной Иерусалим отверг своего Царя, Христос на третий день воскрес из мертвых и в Самом Себе создал новое небо, новую землю, нового человека и новый Иерусалим! Поэтому сегодня можно не сомневаться, что все планы Творца, составленные им прежде создания мира, непременно исполнятся!
"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" (Быт.1:31).
