БЫТ.1:3 СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ.
Быт.1:3 Вайомэр Элоим еxи ор вайеxи ор.
В предыдущем стихе было показано состояние земли перед Пришествием в мир Иисуса Христа, Света истинного:
"ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (Быт.1:2).
Земля здесь означает сердца людей, сердца избранного народа Божьего, к которому должен был прийти Божий Сын Иисус Христос. Но Божий народ в это время был бесплодной религиозной пустыней. Землю же Египетскую, т.е. языческий мир, в котором правит сатана, Бог во втором стихе даже землей не назвал. Для определения этого дьявольского образования Он использовал слова "тьма" и "бездна"...
Когда Христос пришел на землю, и евреи, и язычники пребывали под водами Божьего осуждения:
"Итак, что же? имеем ли мы [Иудеи] преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом" (Рим.3:9).
Но каким образом сатане удалось захватить в плен все человечество и ослепить даже избранных? Оказывается, очень просто посредством говорения!
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт.3:1).
Сатана знал, что Бог является Богом живых, т.е. верующих, и поэтому душа человека (Ева) по природе должна быть доверчивой. И сатана воспользовался доверчивостью жены, убедив ее своими льстивыми речами нарушить Божью заповедь:
"змий хитростью своею прельстил Еву" (2Кор.11:3).
В результате грехопадения человек стал падшим, и Апостол Павел назвал его перстным, в противоположность Человеку небесному Иисусу Христу:
"Адаму же сказал: ...прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:17-19);
"Первый человек из земли, перстный; второй человек Господь с неба" (1Кор.15:47).
СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ (Вайомэр Элоим)
Сотворение Церкви (совокупного нетленного человека по образу Божьему) осуществляется говорением Бога: "Вайомер Элоим" ("Сказал Всесильный"). "Сказал" это первое действие Бога в Библии, поэтому на основании принципа первого упоминания можно предположить, что для Бога говорение является основным методом Его деятельности.
"ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ. (еxи ор вайеxи ор)
В Библии "ДА БУДЕТ СВЕТ" это первые слова, вышедшие из уст Божьих. На языке оригинала они созвучны таинственному имени Бога ЙХВХ (Яхве) «יהוה».
В древнееврейском языке тетраграмматон эти четыре буквы:
י (йуд); ה (хей); ו (вав); ה (хей).
Тетраграмматон יהוה это третье лицо единственного числа будущего времени глагола היה («быть»). Буквальный перевод тетраграмматона: «(Он) будет»...
От глагола היה «быть» образовано и первое лицо единственного числа настоящего времени אהיה «(Я есть) сущий», которое употреблено в Исх. 3:14: «Бог сказал Моисею: Я есть Сущий».
Быт.1:3 И сказал Бог: да 01961 08799 0 будет 01961 08799 0 свет.
Исх.3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь 01961 08799 Сущий 01961 08799.
Иоан.18:3-6 Иисус говорит им: это Я... И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
Интересное наблюдение о значении имени Бога ЙХВХ (Яхве) высказал автор статьи "Яхве (Ехиве) означает Слово становится плотью":
"...Имя йhWh можно рассматривать как йh (да будет) Wh (и Сказанное слово воплотилось, стало).
...
Обратим ещё раз внимание на фразу "йехи эвр ва-йехи эвр". В ней явным образом присутствует "в" переходящее в "h", которое переводится как "и стал". Подобный переход наблюдается и в слове йhwh, то есть "йhйwйhй". Получается нечто подобное "ехи-ва-йехи", что можно перевести как "да будет и стал".
Отсюда и получаем вывод, что слово "йhWh" можно рассматривать как йh (да будет) Wh (Слово воплотилось, стало), и в целом слово "Яхве"(ЕхиВе) можно воспринимать как аналог того самого, что подробно описывается в первых строках Евангелия от Иоанна:
Ин.1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
...
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
...
Обратим ещё раз внимание на фразу "йехи эвр ва-йехи эвр". В ней явным образом присутствует "в" переходящее в "h", которое переводится как "и стал". Подобный переход наблюдается и в слове йhwh, то есть "йhйwйhй". Получается нечто подобное "ехи-ва-йехи", что можно перевести как "да будет и стал".
Отсюда и получаем вывод, что слово "йhWh" можно рассматривать как йh (да будет) Wh (Слово воплотилось, стало), и в целом слово "Яхве"(ЕхиВе) можно воспринимать как аналог того самого, что подробно описывается в первых строках Евангелия от Иоанна:
Ин.1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
...
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
Но здесь надо иметь в виду, что для построения Церкви одного только говорения Бога недостаточно, ибо невозможно сотворить человека по образу Божьему, если он сам того не желает. Каждый человек должен сам определить, как он будет жить и кому он будет служить (И.Нав.24:15 ). Иначе может получиться, как в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце":
«И насчет "папаши" - это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. А я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить».
(М.А. Булгаков, "Собачье сердце")
(М.А. Булгаков, "Собачье сердце")
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал.5:22,23);
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
Не исключено, что именно на этот аспект христианской жизни и обращал внимание читателей автор повести "Собачье сердце"...
================
Итак, для Бога сказать "ЭТО Я" то же самое, что заверить документ Своей подписью или печатью и, возможно, поэтому третья заповедь предупреждает:
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх.20:7).
После того как Бог сказал "ДА БУДЕТ СВЕТ", в мир пришел Спаситель людей Иисус Христос. Перед Его Пришествием люди находились в водах Божьего осуждения (под осуждением Божьего слова) и не было среди них праведного ни одного:
"преступлением одного смерть царствовала посредством одного" (Рим.5:17);
"все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23);
"Кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов.14:4).
Мир в это время выглядел как бездна (Быт.1:2), а люди в глазах Бога были подобны рыбам и прочим обитателям морских просторов и глубин.
"Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф.4:18,19).
Извлечь самих себя из этой бездны (из греховного рабства) люди, конечно, не могли и даже не очень к тому стремились. Но Бог прежде создания мира решил, что создаст на земле Церковь, которая станет невестой Его Сына. Поэтому Иисус Христос, став человеком, пришел к Своему избранному народу:
"А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр.2:14);
"Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:7).
Своей крестной смертью Иисус Христос победил смерть (сатану) и освободил людей от власти греха и смерти:
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21).
Живя на земле, Иисус Христос являл людям Отца, а Его земная жизнь была светом для людей:
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Ин.5:20);
"народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф.4:16).
Согласно принципу первого упоминания, ни о каком другом свете (напр., временном и видимом) речь в стихе Быт.1:3 идти не может. Иисус Христос Свет истинный, духовный и вечный:
"Я сделаю Тебя светом народов" (Ис.49:6);
"Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин.9:5);
"Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин.12:46).
Сегодня существуют разные толкования на сотворение света в Библии. Некоторые считают, что в первой главе Бытия говорится о сотворении Богом электромагнитного излучения в видимом для человеческого глаза диапазоне и что именно это излучение Бог назвал светом. Но ведь материальный мир (в том числе и наша планета Земля) существовал и до первого дня Творения! В Библии под словом земля обычно понимается наша планета, а под словом свет свет видимый. Но при этом упускается из виду то обстоятельство, что если существовала планета Земля, то в последующем сотворении света уже не было необходимости! Ибо наша планета даже при полном отсутствии солнечных лучей только на первый взгляд кажется темной и холодной, а в действительности большая ее часть это раскаленные докрасна жидкие горные породы, покрытые тонкой твердой корой. В течение всего времени существования нашей планеты они непрерывно испускают свет, и его видят люди, наблюдающие за извержением вулканов. Поэтому после сотворения физической земли создавать физический свет не было необходимости, так как по факту он уже был!
В ответ, конечно, можно выдвинуть фантастическую гипотезу, что, дескать, когда Бог в начале сотворил небо и землю, температура земли была равна абсолютному нулю! Поэтому земля была безвидна и пуста и никакого света не излучала. А услышав слова "да будет свет", безжизненная материя чудесным образом ожила, "прогрелась" до нужной температуры, ядро земли расплавилось, засветилось видимым светом, давление внутри земли увеличилось и расплавленное вещество (магма) во время извержения вулканов вырывалось наружу, освещая своим светом поверхность земли...
Однако благодаря Библии мы знаем, что никакой видимый свет светить вечно не будет и любое солнце в видимой вселенной рано или поздно погаснет:
"видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор.4:18).
А Иисус Христос, воскреснув из мертвых, стал для верующих Светом вечным и истинным:
"Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин.1:9);
"Господь будет тебе вечным светом" (Ис.60:19);
"я от славы света того лишился зрения" (Деян.22:11).
