Перейдем ко второму стиху:
БЫТ.1:2 КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ,
КОГДА ЗЕМЛЯ
О какой земле говорится во втором стихе? В первом стихе речь шла о сотворении Богом новой истинной земли, реальностью которой стал воскресший Христос. Именно эту землю Бог обещал дать Израилю во владение вечное:
"и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом" (Быт.17:8.).
И святые Ветхого Завета этой землей (Духом Христа) реально владели:
"исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов" (1Пет.1:11).
Согласно первому стиху, началом сотворения новой земли было сотворение истинного Света, т.е. Пришествие в мир Божьего Сына Иисуса Христа, а стал Христос этой новой землей в Своем воскресении, т.е. на третий день Творения.
Новая земля (Дух воскресшего Христа) стала как бы "новой площадкой", новой "средой обитания" в уже существующей Вселенной:
(01. Берешит. Быт.1-6:8 New Stream Ministries)
Берешит бара Элохим эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец.
...присмотримся к удивительному буквальному переводу "...эти небеса и эту землю".
Такой перевод требуется из-за определенного артикля hа- перед словами "небеса" и "земля". Он указывает на то, что Бог начал творить не вообще всю Вселенную с нуля, а какую-то новую среду обитания, новый "остров", или новую площадку в уже существующей Вселенной эти небеса и эту землю. Вполне вероятно, что к моменту их сотворения уже были другие небеса и другие земли.
Берешит бара Элохим эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец.
...присмотримся к удивительному буквальному переводу "...эти небеса и эту землю".
Такой перевод требуется из-за определенного артикля hа- перед словами "небеса" и "земля". Он указывает на то, что Бог начал творить не вообще всю Вселенную с нуля, а какую-то новую среду обитания, новый "остров", или новую площадку в уже существующей Вселенной эти небеса и эту землю. Вполне вероятно, что к моменту их сотворения уже были другие небеса и другие земли.
"Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин.15:4);
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6:56);
"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин.8:31).
Также и сегодня Бог желает, чтобы Его народ жил в этой благословенной земле:
"дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его" (1Ин.2:28).
Но тогда что является землей во втором стихе, о которой сказано, что она была ПУСТА И НЕСТРОЙНА?
Если в первом стихе Библии началом сотворения Богом новой земли было Пришествие в мир Иисуса Христа как Света истинного, тогда логично предположить, что второй стих описывает духовное состояние Божьего народа перед Его Пришествием. Следовательно, земля во втором стихе обозначает сердца Иудеев!..
Библия говорит, что отцы Израиля были первой ягодой на смоковнице, т.е. что смоковница поначалу приносила Богу духовные плоды:
"Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее" (Ос.9:10).
Но впоследствии (особенно после Вавилонского плена) Иудеи начали заменять слово Божье словом человеческим (см., напр., Флавиан Бренье, "Евреи и Талмуд"), вследствие чего плоды со смоковницы исчезли:
"и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Мф.21:19).
Здесь библейская смоковница обозначает Иудаизм. Листья на ней это религиозные ритуалы и обряды, за которыми грешники пытаются скрыть свою греховность (наготу). Плодом смоковницы (целью религии) является то, что требовал от Иудеев Иоанн Креститель, а именно покаяние! Именно этот плод искал на смоковнице взалкавший Господь, но ничего, кроме листьев, Он не нашел ни в храме, ни в синагогах во время иудейских богослужений. В результате смоковница была проклята, но это проклятие не было направлено против людей, п.что Христос приходил на землю не для того, чтобы судить грешников, но чтобы их спасти. Поэтому проклятие было направлено против того дьявольского учения, которое распространяли слуги дьявола среди Божьего народа:
"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44);
"потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12).
БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА
Пустота земли во втором стихе обозначает отсутствие Бога в сердцах Иудеев перед Пришествием в мир Иисуса Христа. А т.к. народ Израиля перед Пришествием Мессии не являл собой Божье духовное строение, об их земле сказано, что она была также и нестройна. Реальное живое духовное строение появится в Израиле только в день Пятидесятницы, когда уверовавшие во Христа Иудеи будут крещены Духом Воскресшего Христа в Его Тело (1Кор.12:13).
Если прообразом последнего Адама является земля Ханаанская, тогда можно было бы предположить, что прообразом первого Адама, и, соответственно, прообразом первой земли, о которой идет речь во втором стихе, является земля Египетская! Но это не так, ибо Египетская земля обозначает царства мира, которые находятся под властью "князя мира сего":
"сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лук.4:5,6).
Однако Израильтяне, после того как Моисей вывел их из Египта, перестали быть частью мира, поэтому отождествлять их с землей Египетской нельзя. В то же время сердца евреев еще не стали Божьим жилищем - землей Ханаанской. Тогда какой землей они были? Во дни Иоанна Крестителя сердца евреев были бесплодной Иудейской пустыней, т.к. в них не было Бога - Источника жизни!
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3:1,2).
Выйдя из земли Египетской (из плоти), евреи не сразу вошли в землю Ханаанскую (в дух):
"Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4:8)...
Поэтому Иисус Христос пришел к Израилю (в их Иудейскую пустыню), чтобы Ему Самому стать для народа Божьего обещанной Ханаанской землей, где их души обретут и покой, и обещанные благословения:
"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин.3:14);
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28);
"Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое" (Быт.22:16,17).
Иисус Христос стал новым вождем Израиля, Который посредством Своей смерти и воскресения перевел Свой народ через Иордан, перевел из бесплодной пустыни в землю, текущую молоком и медом. Однако отвержение Его Великой жертвы может превратить души людей в духовный Содом и Египет:
"и трупы их [двух свидетелей] оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят" (Откр.11:8)...
Епископ Олег Ведмеденко
Лекция № 8
Евангелие от Матвея. Мф. 3.1-6. Проповедь Иоанна Крестителя.
Итак,
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской"
Пустыня иудейская, что это в духовно-символическом плане? Где эта пустыня? Безусловно, она в человеческих сердцах. Речь идет о пустыне бездуховности, в первую очередь. Пустыня... Место, где нет влаги, где не растут деревья, где адское солнце все испепеляет - это как раз и есть адская пустыня в сердцах человеческих. Но каких людей? Иудейская пустыня. Иудеи - это народ веры. Следовательно, речь идет о религиозном мире. Речь идет о церкви старозаветной, речь идет именно об этой "иудейской пустыне", где проповедует Иоанн Креститель. Иудейская пустыня - пустыня духа, пустыня бездуховности в сердцах верующих, но не верных. В сердцах тех, которые называют себя подзаконными, а в действительности являются беззаконными, которые не исполняют Закон Божий.
"И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное"
Он Предтеча Господний... Он проповедует, что приходит Мессия, приходит Бог во плоти, сбывается Писание.
"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу"
Не в буквальной пустыне, не буквальную дорогу... Готовьте путь в пустыне - в пустыне своих сердец! В пустыне сердец церкви, в пустыне сердец верующих, но не верных... Мы должны заглянуть в свое сердце, чтобы посмотреть, не пустыня ли там в действительности? Потому что мы можем называться "иудеями" (духовными иудеями), мы можем называться верующими, но действительно ли мы верные, ибо и бесы верят, но дрожат? И не тот иудей, который внешне иудей, говорит апостол Павел, а тот, кто иудей духовно, тот, кто внутри иудей. Не та Иудея, которая пустынна, а та Иудея, которая плодородна!
"прямыми сделайте стези Ему"
...стезя, тропа на библейском языке - жизненный путь. Господь нам показал прямой путь - "дорогу простую". Вспомним книгу Деяний апостольских, когда Господь явился Савлу (в будущем апостолу Павлу) на пути в Дамаск. Разве тот путь прям? Дамаск - "Хлопоты" Нет! Тот путь кривой, лукавый, извилистая тропа. И когда явился ему Христос в сиянии (в свете духовном), Он сказал: "Иди в Дамаск..." Почему именно в Дамаск? Ведь Дамаск - мир. Да, в этом мире, а не в сказочной стране Эльдорадо нужно найти простой путь, не извилистый, не кривой. Но идти на ту "улицу", которая зовется "простой, прямой". Прямыми сделайте стези Ему, потому что в действительности Господь прост! В действительности все очень просто! Часто мы идем к Господу какими-то изворотами, усложняем свой путь и совращаемся или влево, или вправо. Господь говорит: "Я показываю тебе. Я есть путь, и правда, и жизнь". То есть, Я - дорога правды, которая ведет в жизнь вечную. "Научитесь у Меня, - так говорит Господь, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим...", все очень просто. Смиренный путь - прямой путь и простой - путь Христа. И когда мы будем идти путем, смиряя свой язык, сердце, чрево, мы будем идти этим путем, согласовывая свою волю с волей Божьей, подчиняя свое понимание пониманию Господнему, сверяя свою веру с Верою, исполненною Любовью, которую принес нам Христос; мы будем идти прямым путем.
"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих"
Чудесный образ. Но что обозначают в духовном плане эти атрибуты? Что такое одежда? Одежда - внешняя праведность... И у него одежда не какая-нибудь, а из верблюжьего волоса. Верблюд на библейском языке, если рассматривать со знаком минус - пустыня бездуховности, «корабль пустыни», так мы его называем. Это жители пустыни. Верблюды символизируют собою людей... О чем бы мы ни читали: или о волах, или об овцах, или о верблюдах, или об ослах, или о лошадях - речь о людях! Апостол Павел говорит: "Не заграждай рта у вола молотящего..." Разве о волах Господь печется? Не говорит ли он о нас? Так вот, верблюд это человек... которому хорошо в пустыне бездуховности, он привык и чувствует себя в ней естественно. Повторяю, это в негативном плане... Иоанн Креститель как раз и есть "верблюд" со знаком плюс, который работает в пустыне. Он в этой пустыне живет, проповедует, приготавливает путь для Господа. А верблюд со знаком минус - это среда, которая его окружает. Верблюд - это человек, который один раз попил воды (и то не чистой, не родниковой) и может неделю обходиться без нее, и возить багаж той пустыней... Это человек, который может прийти в храм раз в год, чтобы посвятить пасхальный кулич. И достаточно - на год этого опыта вполне хватает... Итак, верблюд - человек, которому комфортно в бездуховности этого мира, это человек, который не стремится к водным потокам. И для того чтобы с такими людьми общаться, необходимо иметь внешний вид именно таких людей. Апостол Павел говорит: "Для Иудеев я был как Иудей... для чуждых закона - как чуждый закона" Это как раз и есть тот момент, который мы с вами исследовали, когда рассматривали глоссолалию, - вещание языками, а это и есть одно из дарований: быть с иудеем как иудей... То есть, с верблюдом иметь вид, как у верблюда. С жителями пустыни быть, как житель пустыни.
"а пищею его были акриды"
Что такое акриды? Они имеют двойное значение, снова знак плюс и знак минус. У Господа все по двое, так сказано в Книге Сираха, 33-я глава, 15 стих. Акриды - это растения пустыни, у которых очень длинный корень. Несмотря на то, что вокруг пустыня, у них есть пища и вода. Помните, жена убежала в пустыню, но там ее кормили орлы. Так же и здесь. Растение живет в пустыне. А мы где живем? Выйди из этого храма и оглянись, включи телевизор и увидишь, где живешь. Сахара, Кара-Кум... но имеем корень, а корень что? Это вера. Если есть вера, то по вере получаем благодать, несмотря ни на какое адское солнце этого мира, потому что имеем длинный корень. Вот вам акриды со знаком плюс. И это пища Иоанна. Он брал в этой пустыне воду: воду слова Божьего, воду веры, воду благодати на служение. Второе значение этого слова - саранча. Это съедобный вид саранчи. И ныне в тех краях сушат и едят, как семечки, саранчу. Тут уже саранча - минус. Что такое саранча на библейском языке? Сказано: Что не побьет у тебя градом, то доест у тебя саранча". Опять кары египетские. Саранча - одно из египетских наказаний. Это наказание сего мира. Саранча поедает все живое, уничтожает все. Ее много. Саранча символизирует множество нападений на нас духов злобы поднебесных сего мира, воинства сатанинского. Кусает эта саранча постоянно, уничтожает и хочет уничтожить все духовное постоянно. И Иоанн уже стал настолько совершенным - речь идет о человеке настолько очищенном постом и молитвой, настолько укрепленном духовно аскетизмом, - что для него эта саранча пища!
...Что значит питаться саранчой? Преодолевать трудности, побеждать многочисленную тьму проблем, которые насылает на нас сатана, и получать от этого радость... Говорит святитель Феофан Затворник: "Каждый день нужно жить так, чтобы ожидать неприятностей, как гостей... и оставь эту мысль, что когда-то эти неприятности закончатся, пока ты в теле, пока ты на этой земле, пока ты на месте испытаний, иначе никогда не достигнешь терпения"... Чем же еще питался Иоанн Креститель?
"и дикий мед".
Что такое мед на библейском языке? Это благодать Всесвятого Духа, духовная радость. Это мир и радость в Духе Святом! Так вот, у Иоанна Предтечи, безусловно, был мир и радость. Дикий мед. Пчелы собирают его в поле. Поле на библейском языке человеческие сердца. Там надо выработать мед, во внутренней борьбе. И когда мы ведем эту борьбу в своем сердце, когда мы оградились молчанием и вслушиваемся в себя, когда мы идем путем подвига, тогда мы получаем от этого духовную радость, духовное наслаждение. Мед - духовная радость от работы над собой. А потом еще какой мед? От какого труда? Какой мед я сейчас ем, когда стою тут за этой трибуной? Мёд радости труда на ниве Божией. Это невозможно передать. Это большое наслаждение, но мед сей сотовый, потому что его нужно наработать, как пчелка. Под лежащий камень вода не течет. Если ты не будешь работать, если ты не будешь ревнителем перед Господом, то никогда не станешь сыном Божиим по благодати Христовой, то никогда ты не будешь иметь помощь Господнюю, благодать Духа Всесвятого, благодать Духа Истины. Ты не сможешь ничего проповедовать в духе, ты только сможешь выйти и прочитать сухой текст. На второй день ты придешь, прочитаешь тот же самый текст, и здесь останется половина храма. На третий день ты придешь, прочитаешь сухой текст, и останется первый ряд. А на четвертый день, когда ты придешь читать, сторож скажет: "Батюшка, вот вам ключи, когда прочитаете, закроете храм"...
"Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходила к нему"
...Христос шел в синагогу, шел в народ, шел к грешникам, к мытарям, заходил к ним в дома: "Закхей, сегодня я буду у тебя в доме!" Иоанн никуда не ходил. Безусловно, он наибольший среди рожденных от жен подзаконных, но наименьший в Царстве Божьем больше его. Он буря. Он: "Покайтесь, ибо приблизилось! Он тот, кто кричит, вопиет... Он не Христос, который говорит тихим, ласковым голосом. Господь тростины надломленной не доломает и льна тлеющего не погасит. А этот гасит и ломает. Иоанн - буря, голос вопиющего в пустыне. Это тот, кто ломает, вскрывает, критикует. Это тот, кто говорит: "Порождение ехидны!". Но буря должна пройти. Иоанн-предтеча - предшественник. Вспомним, как является Господь Илии... Он сначала является в буре, но сказано: не в буре Господь... Потом землетрясение, но еще не в землетрясении Господь! Потом огонь. Потом идет испепеление, очищение. И еще не в огне Господь. А потом тихий ласковый голос - вот где уже Господь! Так и говорит Иоанн Креститель: "я крещу вас водою в покаяние". Вода - учение. Иоанн учит - покайтесь. Он берет Тору - Закон, он берет книги Пророков, открывает их по духу и говорит: "Вы смотрите и не видите, слушаете и не понимаете, покайтесь!" Разве Господь требует, чтобы вы превратили Иерусалимский храм в «мясокомбинат», чтобы муровали канавки, чтоб кровь стекала в Кедрон? Разве этого хочет Господь?! Покайтесь, принесите овечку духовную, а вы режете буквальных: кто богаче, тот режет больше. Нарезал овец и думает: откупился от Бога. Да не нужно Богу крови козлов и тельцов! Богу нужны духовные жертвы "козлов" и "тельцов" в твоем сердце!
К Иоанну выходили. И он говорил: "Выйдите из этого Вавилона". Он не входил в эту среду. Для подтверждения давайте прочтем стих Лук.7:33:
"Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес".
Иоанн Креститель не входил в эту среду. Он знает их язык. Он знает, как к ним подойти, но он не входит туда. Он назорей и им остался. Христос прошел назорейство и вышел из Назарета. Куда? В Иерусалим, на труд. Иоанн же так и остался назореем. Он не ест и не пьет. Иоанн не пьет прокисшего фарисейского вина, не живет фарисейской церковной жизнью, не пребывает в этой атмосфере. Он отстранен... Он исполнял волю Божью? Безусловно. Тут же Господь и подчеркивает, что он "тот, кого посылаю пред Собою". Он Предтеча. Он исполняет волю Мою, хоть не имеет еще тихого, ласкового голоса. Но он предтеча, он должен быть бурей!
"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет"
Христос непосредственно вошел в эту среду. В этом его и винили, что он с мытарями и грешниками ест. Что он ест? Их еду. Это не значит, что он живет так, как они. Это значит, что Он общается с ними в их среде. Он вошел в их среду, чтобы им послужить
"И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои"
На этом остановимся. В реке Иордане... Название "Иордан" обозначает: "Спускающийся". Откуда спускается Иордан? От престола Всевышнего вытекает эта река! Это учение, которое течет от правды и сужденья Божьего. Это учение Господне. Иоанн погружал людей в это учение! Крестить - от слова "баптисма", что значит: "полное погружение". Он полностью окунал в учение Господнее, в учение Божье, в покаяние... Он раскрывал Священное Писание и истолковывал его по духу, потому что был пророком Божьим. А пророк Божий прорекает слово по духу...
Иоанн Креститель в нас, и Иордан в нас (в нашем сердце). Мы каждый раз понемногу окунаемся в этот Иордан. Кто как входит: один вошел по щиколотки, второй по колено, третий по пояс, а четвертый уже в плавании. Помните, как Иезекииль входит в эту реку? Но все мы входим, слава Богу! Слово дает веру, вера дает Благодать, а благодать - Богоединение. Благодать реализует в нашей жизни смысл бытия.
Пусть Господь даст нам мудрость понимать это, пусть даст Он нам силы услышать в себе голос того, кто зовет в пустыне: "Приготовьте дорогу Господу, равняйте Ему путь!" Пускай даст нам питаться теми акридами. Аминь!
Лекция № 8
Евангелие от Матвея. Мф. 3.1-6. Проповедь Иоанна Крестителя.
Итак,
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской"
Пустыня иудейская, что это в духовно-символическом плане? Где эта пустыня? Безусловно, она в человеческих сердцах. Речь идет о пустыне бездуховности, в первую очередь. Пустыня... Место, где нет влаги, где не растут деревья, где адское солнце все испепеляет - это как раз и есть адская пустыня в сердцах человеческих. Но каких людей? Иудейская пустыня. Иудеи - это народ веры. Следовательно, речь идет о религиозном мире. Речь идет о церкви старозаветной, речь идет именно об этой "иудейской пустыне", где проповедует Иоанн Креститель. Иудейская пустыня - пустыня духа, пустыня бездуховности в сердцах верующих, но не верных. В сердцах тех, которые называют себя подзаконными, а в действительности являются беззаконными, которые не исполняют Закон Божий.
"И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное"
Он Предтеча Господний... Он проповедует, что приходит Мессия, приходит Бог во плоти, сбывается Писание.
"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу"
Не в буквальной пустыне, не буквальную дорогу... Готовьте путь в пустыне - в пустыне своих сердец! В пустыне сердец церкви, в пустыне сердец верующих, но не верных... Мы должны заглянуть в свое сердце, чтобы посмотреть, не пустыня ли там в действительности? Потому что мы можем называться "иудеями" (духовными иудеями), мы можем называться верующими, но действительно ли мы верные, ибо и бесы верят, но дрожат? И не тот иудей, который внешне иудей, говорит апостол Павел, а тот, кто иудей духовно, тот, кто внутри иудей. Не та Иудея, которая пустынна, а та Иудея, которая плодородна!
"прямыми сделайте стези Ему"
...стезя, тропа на библейском языке - жизненный путь. Господь нам показал прямой путь - "дорогу простую". Вспомним книгу Деяний апостольских, когда Господь явился Савлу (в будущем апостолу Павлу) на пути в Дамаск. Разве тот путь прям? Дамаск - "Хлопоты" Нет! Тот путь кривой, лукавый, извилистая тропа. И когда явился ему Христос в сиянии (в свете духовном), Он сказал: "Иди в Дамаск..." Почему именно в Дамаск? Ведь Дамаск - мир. Да, в этом мире, а не в сказочной стране Эльдорадо нужно найти простой путь, не извилистый, не кривой. Но идти на ту "улицу", которая зовется "простой, прямой". Прямыми сделайте стези Ему, потому что в действительности Господь прост! В действительности все очень просто! Часто мы идем к Господу какими-то изворотами, усложняем свой путь и совращаемся или влево, или вправо. Господь говорит: "Я показываю тебе. Я есть путь, и правда, и жизнь". То есть, Я - дорога правды, которая ведет в жизнь вечную. "Научитесь у Меня, - так говорит Господь, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим...", все очень просто. Смиренный путь - прямой путь и простой - путь Христа. И когда мы будем идти путем, смиряя свой язык, сердце, чрево, мы будем идти этим путем, согласовывая свою волю с волей Божьей, подчиняя свое понимание пониманию Господнему, сверяя свою веру с Верою, исполненною Любовью, которую принес нам Христос; мы будем идти прямым путем.
"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих"
Чудесный образ. Но что обозначают в духовном плане эти атрибуты? Что такое одежда? Одежда - внешняя праведность... И у него одежда не какая-нибудь, а из верблюжьего волоса. Верблюд на библейском языке, если рассматривать со знаком минус - пустыня бездуховности, «корабль пустыни», так мы его называем. Это жители пустыни. Верблюды символизируют собою людей... О чем бы мы ни читали: или о волах, или об овцах, или о верблюдах, или об ослах, или о лошадях - речь о людях! Апостол Павел говорит: "Не заграждай рта у вола молотящего..." Разве о волах Господь печется? Не говорит ли он о нас? Так вот, верблюд это человек... которому хорошо в пустыне бездуховности, он привык и чувствует себя в ней естественно. Повторяю, это в негативном плане... Иоанн Креститель как раз и есть "верблюд" со знаком плюс, который работает в пустыне. Он в этой пустыне живет, проповедует, приготавливает путь для Господа. А верблюд со знаком минус - это среда, которая его окружает. Верблюд - это человек, который один раз попил воды (и то не чистой, не родниковой) и может неделю обходиться без нее, и возить багаж той пустыней... Это человек, который может прийти в храм раз в год, чтобы посвятить пасхальный кулич. И достаточно - на год этого опыта вполне хватает... Итак, верблюд - человек, которому комфортно в бездуховности этого мира, это человек, который не стремится к водным потокам. И для того чтобы с такими людьми общаться, необходимо иметь внешний вид именно таких людей. Апостол Павел говорит: "Для Иудеев я был как Иудей... для чуждых закона - как чуждый закона" Это как раз и есть тот момент, который мы с вами исследовали, когда рассматривали глоссолалию, - вещание языками, а это и есть одно из дарований: быть с иудеем как иудей... То есть, с верблюдом иметь вид, как у верблюда. С жителями пустыни быть, как житель пустыни.
"а пищею его были акриды"
Что такое акриды? Они имеют двойное значение, снова знак плюс и знак минус. У Господа все по двое, так сказано в Книге Сираха, 33-я глава, 15 стих. Акриды - это растения пустыни, у которых очень длинный корень. Несмотря на то, что вокруг пустыня, у них есть пища и вода. Помните, жена убежала в пустыню, но там ее кормили орлы. Так же и здесь. Растение живет в пустыне. А мы где живем? Выйди из этого храма и оглянись, включи телевизор и увидишь, где живешь. Сахара, Кара-Кум... но имеем корень, а корень что? Это вера. Если есть вера, то по вере получаем благодать, несмотря ни на какое адское солнце этого мира, потому что имеем длинный корень. Вот вам акриды со знаком плюс. И это пища Иоанна. Он брал в этой пустыне воду: воду слова Божьего, воду веры, воду благодати на служение. Второе значение этого слова - саранча. Это съедобный вид саранчи. И ныне в тех краях сушат и едят, как семечки, саранчу. Тут уже саранча - минус. Что такое саранча на библейском языке? Сказано: Что не побьет у тебя градом, то доест у тебя саранча". Опять кары египетские. Саранча - одно из египетских наказаний. Это наказание сего мира. Саранча поедает все живое, уничтожает все. Ее много. Саранча символизирует множество нападений на нас духов злобы поднебесных сего мира, воинства сатанинского. Кусает эта саранча постоянно, уничтожает и хочет уничтожить все духовное постоянно. И Иоанн уже стал настолько совершенным - речь идет о человеке настолько очищенном постом и молитвой, настолько укрепленном духовно аскетизмом, - что для него эта саранча пища!
...Что значит питаться саранчой? Преодолевать трудности, побеждать многочисленную тьму проблем, которые насылает на нас сатана, и получать от этого радость... Говорит святитель Феофан Затворник: "Каждый день нужно жить так, чтобы ожидать неприятностей, как гостей... и оставь эту мысль, что когда-то эти неприятности закончатся, пока ты в теле, пока ты на этой земле, пока ты на месте испытаний, иначе никогда не достигнешь терпения"... Чем же еще питался Иоанн Креститель?
"и дикий мед".
Что такое мед на библейском языке? Это благодать Всесвятого Духа, духовная радость. Это мир и радость в Духе Святом! Так вот, у Иоанна Предтечи, безусловно, был мир и радость. Дикий мед. Пчелы собирают его в поле. Поле на библейском языке человеческие сердца. Там надо выработать мед, во внутренней борьбе. И когда мы ведем эту борьбу в своем сердце, когда мы оградились молчанием и вслушиваемся в себя, когда мы идем путем подвига, тогда мы получаем от этого духовную радость, духовное наслаждение. Мед - духовная радость от работы над собой. А потом еще какой мед? От какого труда? Какой мед я сейчас ем, когда стою тут за этой трибуной? Мёд радости труда на ниве Божией. Это невозможно передать. Это большое наслаждение, но мед сей сотовый, потому что его нужно наработать, как пчелка. Под лежащий камень вода не течет. Если ты не будешь работать, если ты не будешь ревнителем перед Господом, то никогда не станешь сыном Божиим по благодати Христовой, то никогда ты не будешь иметь помощь Господнюю, благодать Духа Всесвятого, благодать Духа Истины. Ты не сможешь ничего проповедовать в духе, ты только сможешь выйти и прочитать сухой текст. На второй день ты придешь, прочитаешь тот же самый текст, и здесь останется половина храма. На третий день ты придешь, прочитаешь сухой текст, и останется первый ряд. А на четвертый день, когда ты придешь читать, сторож скажет: "Батюшка, вот вам ключи, когда прочитаете, закроете храм"...
"Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходила к нему"
...Христос шел в синагогу, шел в народ, шел к грешникам, к мытарям, заходил к ним в дома: "Закхей, сегодня я буду у тебя в доме!" Иоанн никуда не ходил. Безусловно, он наибольший среди рожденных от жен подзаконных, но наименьший в Царстве Божьем больше его. Он буря. Он: "Покайтесь, ибо приблизилось! Он тот, кто кричит, вопиет... Он не Христос, который говорит тихим, ласковым голосом. Господь тростины надломленной не доломает и льна тлеющего не погасит. А этот гасит и ломает. Иоанн - буря, голос вопиющего в пустыне. Это тот, кто ломает, вскрывает, критикует. Это тот, кто говорит: "Порождение ехидны!". Но буря должна пройти. Иоанн-предтеча - предшественник. Вспомним, как является Господь Илии... Он сначала является в буре, но сказано: не в буре Господь... Потом землетрясение, но еще не в землетрясении Господь! Потом огонь. Потом идет испепеление, очищение. И еще не в огне Господь. А потом тихий ласковый голос - вот где уже Господь! Так и говорит Иоанн Креститель: "я крещу вас водою в покаяние". Вода - учение. Иоанн учит - покайтесь. Он берет Тору - Закон, он берет книги Пророков, открывает их по духу и говорит: "Вы смотрите и не видите, слушаете и не понимаете, покайтесь!" Разве Господь требует, чтобы вы превратили Иерусалимский храм в «мясокомбинат», чтобы муровали канавки, чтоб кровь стекала в Кедрон? Разве этого хочет Господь?! Покайтесь, принесите овечку духовную, а вы режете буквальных: кто богаче, тот режет больше. Нарезал овец и думает: откупился от Бога. Да не нужно Богу крови козлов и тельцов! Богу нужны духовные жертвы "козлов" и "тельцов" в твоем сердце!
К Иоанну выходили. И он говорил: "Выйдите из этого Вавилона". Он не входил в эту среду. Для подтверждения давайте прочтем стих Лук.7:33:
"Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес".
Иоанн Креститель не входил в эту среду. Он знает их язык. Он знает, как к ним подойти, но он не входит туда. Он назорей и им остался. Христос прошел назорейство и вышел из Назарета. Куда? В Иерусалим, на труд. Иоанн же так и остался назореем. Он не ест и не пьет. Иоанн не пьет прокисшего фарисейского вина, не живет фарисейской церковной жизнью, не пребывает в этой атмосфере. Он отстранен... Он исполнял волю Божью? Безусловно. Тут же Господь и подчеркивает, что он "тот, кого посылаю пред Собою". Он Предтеча. Он исполняет волю Мою, хоть не имеет еще тихого, ласкового голоса. Но он предтеча, он должен быть бурей!
"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет"
Христос непосредственно вошел в эту среду. В этом его и винили, что он с мытарями и грешниками ест. Что он ест? Их еду. Это не значит, что он живет так, как они. Это значит, что Он общается с ними в их среде. Он вошел в их среду, чтобы им послужить
"И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои"
На этом остановимся. В реке Иордане... Название "Иордан" обозначает: "Спускающийся". Откуда спускается Иордан? От престола Всевышнего вытекает эта река! Это учение, которое течет от правды и сужденья Божьего. Это учение Господне. Иоанн погружал людей в это учение! Крестить - от слова "баптисма", что значит: "полное погружение". Он полностью окунал в учение Господнее, в учение Божье, в покаяние... Он раскрывал Священное Писание и истолковывал его по духу, потому что был пророком Божьим. А пророк Божий прорекает слово по духу...
Иоанн Креститель в нас, и Иордан в нас (в нашем сердце). Мы каждый раз понемногу окунаемся в этот Иордан. Кто как входит: один вошел по щиколотки, второй по колено, третий по пояс, а четвертый уже в плавании. Помните, как Иезекииль входит в эту реку? Но все мы входим, слава Богу! Слово дает веру, вера дает Благодать, а благодать - Богоединение. Благодать реализует в нашей жизни смысл бытия.
Пусть Господь даст нам мудрость понимать это, пусть даст Он нам силы услышать в себе голос того, кто зовет в пустыне: "Приготовьте дорогу Господу, равняйте Ему путь!" Пускай даст нам питаться теми акридами. Аминь!
