Итак, мы рассмотрели первый стих Библии:
Быт.1:1 В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ,
(Берешит бара Элохим эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец).
Первое слово Библии "В НАЧАЛЕ" ("берешит") указывает не на хронологию событий, а на Божьего Сына Иисуса Христа как Божью Премудрость и на Его Невесту Церковь духовный Израиль, ради которого Христос предал Себя на смерть.
Второе слово "СОТВОРЕНИЕ" ("бара") созвучно слову сын ("бар"), и за этим словом может скрываться тайна сотворения человека по образу Божьему:
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19);
"я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15);
"И сотворил ("бара") Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27);
"глава Христос, из Которого все тело ... при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:11-16).
Слово "НЕБО" ("ха-шамаим") в первом стихе обозначает искупительную жертву Иисуса Христа. На этом несокрушимом фундаменте будет утверждена новая вселенная.
Слово "ЗЕМЛЯ" ("ха-арец") в первом стихе обозначает Божьего Сына Иисуса Христа, Который в воскресении стал Животворящим Духом (1Кор.15:45). Эту землю Бог обещал дать потомкам Авраама:
Быт.28:4 и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!
Гал.3:14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Быт.12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей [из плоти], от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе [в дух];
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Еф.1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах [обещанная земля духовная, находится она в небесах, т.е во Христе в Адаме небесном],
Пс.104:10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
Быт.13:14 И сказал Господь Аврааму возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
Гал.3:14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Быт.12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей [из плоти], от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе [в дух];
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Еф.1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах [обещанная земля духовная, находится она в небесах, т.е во Христе в Адаме небесном],
Пс.104:10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
Быт.13:14 И сказал Господь Аврааму возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
Еще обратим внимание на имя Бога "ВСЕСИЛЬНЫЙ" ("Элохим") в первом стихе Библии.
1:1. Элохим (иногда Эль или Элах), русское Бог первое из трех главных имен Божества существительное, составленное из слов Эль сила, или Сильный, и Элоах клясться, связывать себя клятвою. Имя Элохим говорит о верности Бога.
(Библия с примечаниями Ч. Скоуфилда)
(Библия с примечаниями Ч. Скоуфилда)
Еще можно отметить, что имя Элохим является первым именем Бога, упоминаемым в Библии. Поэтому согласно принципу первого упоминания оно должно нести в себе самое значительное откровение Его сущности. Во второй же главе Бытия (начиная с четвертого стиха) используется другое имя Бога Яхве Элохим (Господь Бог)...
Сегодня исследователи Библии пришли к выводу, что первая и вторая главы Бытия написаны разными людьми ("Яхвистом" и "Элохистом") в разное время:
«Какой рассказ первым был создан: рассказ "Элохиста" или рассказ "Яхвиста", начинающийся со второй главы? Так вот, тщательное изучение показало, что первым был все-таки рассказ "Яхвиста", т.е. начинающийся со второй главы. А первая глава Книги Бытие более позднего происхождения. Она примерно около 500 года до Р.Х. была составлена. А вторая глава ("Яхвиста") старше на 200 даже больше лет» (см. после четвертой минуты):
В двух главах Библии двумя авторами были написаны два богодухновенных текста, рассказывающих о сотворении человека. Тексты обоих авторов ("Яхвиста" и "Элохиста"), казалось бы, существенно отличаются и даже порой противоречат друг другу. Вспомним несколько таких кажущихся противоречий:
1. В первой главе Бытия человек сотворен только по образу Божьему:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ" (Быт.1:27).
Во второй главе Бытия человек сотворен только по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ...
И БЫЛИ ВСЕ ДНИ АДАМА, КОТОРЫЕ ОН ЖИЛ, ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, И ОН УМЕР" (Быт.5:1-5).
2. После сотворения человека в первой главе Бог сказал "весьма хорошо" (Быт.1:31), а после сотворения Адама во второй главе Господь сказал "не хорошо" (Быт.2:18).
Мог ли Всеведущий Творец не знать, что созданный Им перстный Адам нарушит Его заповедь? Ведь именно на этот случай был предназначен Христос как Божий Агнец, и предназначен Он был прежде создания мира:
"не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира" (1Пет.1:18-20).
Впоследствии, глядя на развращение потомков Адама, Бог даже раскаялся, что создал человека на земле:
"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:5,6).
Впоследствии первый мир был даже потоплен водой! Итак, неужели оценка "весьма хорошо" может относиться к Адаму и Еве, если учесть, что Бог, оценивая людей, смотрит не на лицо, а на сердце?..
3. Описание Творения в первой и второй главах Бытия имеют ряд несоответствий. Так, например, из первой главы Бытия следует, что животных и птиц Бог сотворил до того, как был сотворен человек. Но из второй главы наиболее логично заключить, что животных Бог образовал тогда, когда Адаму понадобился помощник, соответственный ему (т.е. уже после того, как был создан Адам и перед тем, как была создана Ева):
"И СКАЗАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "НЕХОРОШО ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ОДНОМУ, СДЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩНИКА, СООТВЕТСТВЕННОГО ЕМУ". И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО" (Быт.2:18,19).
4. В Быт.2:19 сказано, что всех птиц небесных Бог образовал из земли:
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт.2:19).
Но в Быт.1:20 прямо сказано, что в пятый день Творения не земля, а вода произвела душу живую и в том числе птиц:
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной" (Быт.1:20).
Почему в одном случае птицы произошли из воды, а в другом из земли?..
5. Вопрос питания. В Быт.1:29 сотворенному по образу Божьему человеку Бог дал в пищу всякую траву и всякое дерево без какого бы то ни было ограничения, а во второй главе Адаму было позволено питаться только в саду, а не по всей земле, и только от деревьев, кроме дерева познания. Почему этот важнейший запрет Бог не повторил в первой главе? Ведь важнейшие для народа Божьего десять заповедей записаны в Библии дважды! А может, никакого запрета в первой главе и не существует? Новый человек умер для закона, ему "все позволительно" (1Кор.6:12), и он имеет заповедь размножаться и владычествовать. Адаму же и Еве во второй главе Бог ничего такого не заповедовал
6. Вопрос Божьего отдыха. В день седьмой, написано, Бог почил:
"И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ" (Быт.2:2).
Однако Иисус Христос сказал:
"Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17)!..
Было ли у Бога время отдыхать? Адам нарушает запрет, Каин восстает на Авеля, богоизбранный народ отвергает своего Мессию, а все царства мира и слава их принадлежат сатане. О каком же отдыхе говорится в семи днях Творения? Очевидно, что покой Бог обретет только тогда, когда домостроительство Церкви будет завершено
(https://youtu.be/poOM4rvITpA?t=351)
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ" (Быт.1:27).
Во второй главе Бытия человек сотворен только по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ...
И БЫЛИ ВСЕ ДНИ АДАМА, КОТОРЫЕ ОН ЖИЛ, ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, И ОН УМЕР" (Быт.5:1-5).
2. После сотворения человека в первой главе Бог сказал "весьма хорошо" (Быт.1:31), а после сотворения Адама во второй главе Господь сказал "не хорошо" (Быт.2:18).
Мог ли Всеведущий Творец не знать, что созданный Им перстный Адам нарушит Его заповедь? Ведь именно на этот случай был предназначен Христос как Божий Агнец, и предназначен Он был прежде создания мира:
"не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира" (1Пет.1:18-20).
Впоследствии, глядя на развращение потомков Адама, Бог даже раскаялся, что создал человека на земле:
"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:5,6).
Впоследствии первый мир был даже потоплен водой! Итак, неужели оценка "весьма хорошо" может относиться к Адаму и Еве, если учесть, что Бог, оценивая людей, смотрит не на лицо, а на сердце?..
3. Описание Творения в первой и второй главах Бытия имеют ряд несоответствий. Так, например, из первой главы Бытия следует, что животных и птиц Бог сотворил до того, как был сотворен человек. Но из второй главы наиболее логично заключить, что животных Бог образовал тогда, когда Адаму понадобился помощник, соответственный ему (т.е. уже после того, как был создан Адам и перед тем, как была создана Ева):
"И СКАЗАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "НЕХОРОШО ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ОДНОМУ, СДЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩНИКА, СООТВЕТСТВЕННОГО ЕМУ". И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО" (Быт.2:18,19).
4. В Быт.2:19 сказано, что всех птиц небесных Бог образовал из земли:
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт.2:19).
Но в Быт.1:20 прямо сказано, что в пятый день Творения не земля, а вода произвела душу живую и в том числе птиц:
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной" (Быт.1:20).
Почему в одном случае птицы произошли из воды, а в другом из земли?..
5. Вопрос питания. В Быт.1:29 сотворенному по образу Божьему человеку Бог дал в пищу всякую траву и всякое дерево без какого бы то ни было ограничения, а во второй главе Адаму было позволено питаться только в саду, а не по всей земле, и только от деревьев, кроме дерева познания. Почему этот важнейший запрет Бог не повторил в первой главе? Ведь важнейшие для народа Божьего десять заповедей записаны в Библии дважды! А может, никакого запрета в первой главе и не существует? Новый человек умер для закона, ему "все позволительно" (1Кор.6:12), и он имеет заповедь размножаться и владычествовать. Адаму же и Еве во второй главе Бог ничего такого не заповедовал
6. Вопрос Божьего отдыха. В день седьмой, написано, Бог почил:
"И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ" (Быт.2:2).
Однако Иисус Христос сказал:
"Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17)!..
Было ли у Бога время отдыхать? Адам нарушает запрет, Каин восстает на Авеля, богоизбранный народ отвергает своего Мессию, а все царства мира и слава их принадлежат сатане. О каком же отдыхе говорится в семи днях Творения? Очевидно, что покой Бог обретет только тогда, когда домостроительство Церкви будет завершено
(https://youtu.be/poOM4rvITpA?t=351)
1Кор.15:47 ПЕРВЫЙ человек из земли, перстный; ВТОРОЙ человек Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
Из этих стихов следует, что на земле живут два типа людей: перстные и небесные. Перстные это те, которые в Адаме, а небесные во Христе. Но тогда что нам мешает допустить, что Книга Бытия в первой и второй главах говорит о сотворении их обоих: в первой главе о сотворении Адама небесного, а во второй Адама перстного?..
"Эллохистический рассказ" в первой главе Бытия это пророчество о Христе и Церкви! В нем говорится о сотворении второго (небесного) человека по образу Божьему (Быт.1:27). "Яхвист" же во второй главе говорит о сотворении первого человека (перстного Адама) по подобию Божьему (Быт.2:7; Быт.5:1,2).
В той же 15-той главе Первого Послания к Коринфянам написано:
"сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:44-46).
Не духовное прежде, а душевное, потом духовное
Не образ прежде, а подобие, потом образ...
Не дерево жизни прежде, а дерево познания, потом дерево жизни...
Не Исаак прежде, а Измаил, потом Исаак...
"И не одно это; но [так было] и с Ревеккою": не Иаков прежде, а Исав, потом Иаков...
Не Церковь прежде, а Израиль, потом Церковь...
Не благодать прежде, а закон, потом благодать...
Не воскресение прежде, а смерть, потом воскресение...
Не Новый завет прежде, а Ветхий, потом Новый...
Не дух прежде, а плоть, потом дух...
Не духовное понимание Священных Писаний прежде, а буквальное, потом духовное...
Делаем вывод: первая глава Бытия это пророчество о Христе и Церкви (о сотворении человека по образу Божьему), а вторая глава - это история о сотворении Адама первого человека веры, который стал для Бога живой душой. Оба библейских рассказа говорят об оживлении не тела человеческого, а души:
«Многие толкуют, что когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как бы ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь не имущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть Адам в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную».
(Серафим Саровский)
(Серафим Саровский)
