В Библии слово подобие (демут) обозначает сходство, а слово образ (целем) изображение. Человек может иметь сходство с Богом и в способности мыслить, и в способности чувствовать, и в способности творить, и в наличии свободной воли, но самым, пожалуй, уникальным является сходство в устроении, ибо никого, кроме человека, Бог не создал трехчастным (т.е. по подобию Своему):
"ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ" (Быт.5:1);
"[языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9);
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23).
В Ветхом Завете есть стих, говорящий об образовании Господом человеческого духа:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит" (Зах.12:1).
В этом стихе сотворение человеческого духа ставится в один ряд с сотворением Богом неба и земли. Но не исключено, что в этом стихе небо и земля указывают на душу и тело человека. Слово же "дух" в Библии может означать не только природу Бога (Ин.4:24), не только рожденного от Духа нового человека (Ин.3:6), но также и сотворенный орган (средство связи), пользуясь которым, человек может общаться с невидимым Богом, обитающим в неприступном свете:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:16).
Пока человек не имел ни веры, ни общения с Богом, он был для Бога существом неживым, но после принятия верой Евангелия его душа ожила:
"вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину" (Рим.1:16).
Таким образом, Божьим дыханием жизни (нишмат хаим), которое Бог вдувает в ноздри духовно мертвого человека, являются конкретные слова (рема), которые говорит Иисус Христос человеческой душе через Своих служителей:
"Слова (рема), которые говорю Я вам, суть дух (пневма) и жизнь (зоэ)" (Ин.6:63).
Разумеется, слова Христа в стихе Ин.6:63 несут в себе не биологическую жизнь (биос), а жизнь Божественную (зоэ).
Но как именно происходит оживление духовно мертвого грешника? Изначально любой человек это безжизненный прах, подобный Адаму. Он не знает Бога, не знает себя, не знает окружающий мир и не понимает, для чего он в этом мире живет. Знает только, что однажды его земная жизнь закончится:
"Жизнь канитель философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. Пустое, бесцветное прозябание мираж Дни идут за днями, годы за годами, а ты всё такая же скотина, как и был Пройдут еще годы, и ты останешься всё тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, закусывающим, спящим В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но жалко, подлец, мало денег оставил!.."
(А.П. Чехов "Ночь на кладбище")
(А.П. Чехов "Ночь на кладбище")
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).
При уверовании в Евангелие каждый грешник рождается заново\свыше (Ин.3:3). При этом его дух (сотворенный орган) оживает и духовные глаза открываются. Но рождение свыше это не конечная цель для человека. Рождение свыше это только "выход на старт", а финишем должно стать рождение от Духа и преобразование души в образ Христа:
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24).
А если душа после рождения свыше не стремится к финишу (к цели), для нее существует опасность потерять и то, что имеет:
"кто имеет [живую веру], тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф.13:12);
"как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:16).
После уверования в Евангелие и крещения душа грешника рождается заново\свыше, и это соответствует выходу народа Божьего из земли Египетской - из дома рабства:
"И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле" (Исх.13:3).
Но после крещения Святой Дух ведет верующих не прямо в землю Ханаанскую, а сначала в пустыню. Там народ Божий может поклоняться Богу и приносить Ему жертвы:
"Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом" (Исх.5:3).
Однако поклонение в пустыне происходит не в обновлении ума, а только по ветхой букве:
"Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:5,6).
А чтобы поклоняться Богу в духе и истине, верующим нужно родиться не только свыше (от вод крещения), но и от Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23).
Рожденный свыше грешник (Адам перстный) это подобие Божье (Быт2:7, Быт.5:1,2), а рожденные от Духа верующие (Адам небесный, Тело Христа) это образ Божий (Быт.1:27).
Первый человек это плоть, и он пребывает под законом, а второй человек это дух, и он пребывает под благодатью.
1Кор.15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Из Библии известно, что все на свете создано Христом и для Христа (Кол.1:16). Но в ней также сказано, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Поэтому Библия говорит в первую очередь о людях веры, которые имеют живое общение с Творцом. Люди же первобытные, имея жизнь биологическую (биос), не имели жизни духовной (зоэ), которую Бог дает повинующимся Ему:
"Свидетели Ему [Христу] в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему" (Деян.5:32).
Без веры в истинного Бога первобытные люди (как, собственно, и современные грешники) были духовно мертвы, и Творец неба и земли не мог быть их Богом по определению:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Поэтому Библия и не описывает жизнь первобытных людей. А грешнику сегодня, чтобы получить спасение и жизнь вечную, надо поверить в Евангелие, покаяться, креститься и получить дар Святого Духа:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38).
Для грешника получение Святого Духа является свидетельством его оживления (т.е. уверования в Бога, духовного прозрения и рождения свыше):
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
А на втором этапе уверовавшему человеку надо родиться от Духа (Ин.3:5). Только тогда он станет образом Божьим и новым человеком во Христе Иисусе! Но этому рождению от Духа предшествует переживание креста (отвержение себя), т.к. без смерти не бывает воскресения:
"ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25).
Изобретать эти этапы спасения не нужно их наглядно демонстрирует библейская история Израиля:
совершив Пасху, из земли Египетской выходит ветхий человек, в пустыне он умирает, а в обетованную землю под водительством нового вождя (не буквы, а духа) входит рожденный в пустыне новый человек, который есть не плоть, а дух!..
Ветхий Завет изображает жизнь верующих главным образом на первом этапе (в религиозной пустыне), а Новый на втором (в доброй Ханаанской земле). Хотя духовные верующие, имевшие в себе Дух Христа (Дух благодати), были и в Ветхом Завете:
"исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов" (1Пет.1:11);
"И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он [Иосиф], человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт.41:38);
"Есть в царстве твоем муж [Даниил], в котором дух святаго Бога найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов" (Дан.5:11);
"в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны" (Мф.12:5).
Отцы Церкви считали эти два этапа формирования души верующего двумя "потрясениями земли" (Агг. 2:7):
"В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг. 2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона к Евангелию".
(Григорий Богослов)
(Григорий Богослов)
Но есть и существенное отличие Адама от Христа. Христос, живя на земле, не делал грехов, а Адам все-таки согрешил, хотя и не он был инициатором согрешения:
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление"(1Тим.2:14).
Но что заставило Адама нарушить, казалось бы, не слишком обременительную Божью заповедь? Дело в том, что его жена первая вкусила запретный плод и у Адама не было другого выхода, как только сделать то же самое! Ведь если бы Адам, например, с презрением отверг предложенный женой плод и разразился праведным гневом, он не стал бы "образом будущего" образом Божьего Агнца Иисуса Христа, Который, как написано, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Ис.42:3). А ведь Ева после согрешения стала именно такой надломленной тростью, и зоркий глаз Адама не мог этого не увидеть.
Истинное смирение это принятие людей и жизненных обстоятельств такими какие они есть без высказывания осуждения или недовольства. И Адам в Едемском саду явил такое смирение! Когда жена поверила лукавым речам змея, она, можно сказать, стала его добычей, но Адам своим поступком доказал, что жена и после согрешения ему не безразлична и он ее не оставит:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).
И хотя внешне поступок Адама выглядит как беззаконие, но в действительности с его стороны это была жертва во имя любви.
Сотворив Адама, Бог дал ему заповедь жить в раю, возделывать и хранить райский сад и не вкушать от дерева познания, т.е. пребывать в благодати, не впадая в законничество.
Рай это не географическое место, а состояние души.
Дерево Познания образ закона (Христос в воплощении).
Дерево Жизни образ благодати (Христос в воскресении).
Адам дух, вера, понимание.
Ева душа, жизнь, эмоции.
Змей закон плоти в нас (Рим.7:18).
Адаму после уверования в Евангелие (Быт.2:7) по благодати было даровано прощение грехов, оправдание, примирение с Богом и дар Святого Духа (Деян.2:38). После этого Адам своим духом мог видеть внутреннюю сущность всех сотворенных Богом существ. Так, например, взглянув один раз на свинью, он сразу определил, что это свинья. Также и змея он видел насквозь и дал этому хитрейшему полевому зверю имя, соответствующее его сущности:
"каково имя его, таков и он" (1Цар.25:25).
А когда жена Адама согрешила, Святой Дух сказал Адаму: ЕСЛИ ОТВЕРГНЕШЬ ЖЕНУ, ОНА ПОГИБНЕТ. И Адам принял единственно правильное решение: он молча взял из рук жены запретный плод и съел его, ясно сознавая, что этим нарушает прямой запрет Творца.
"Есть прямота, как будто кривота.
Она внутри самой себя горбата.
Жизнь перед ней безвинно виновата
за то, что так рисунком не проста.
Побойтесь жизнь спрямлять, не понимая,
что можно выпрямлением согнуть,
что иногда в истории кривая
меж точками двумя кратчайший путь".
(Евгений Евтушенко)
Она внутри самой себя горбата.
Жизнь перед ней безвинно виновата
за то, что так рисунком не проста.
Побойтесь жизнь спрямлять, не понимая,
что можно выпрямлением согнуть,
что иногда в истории кривая
меж точками двумя кратчайший путь".
(Евгений Евтушенко)
"любовь покрывает множество грехов" (1Пет.4:8).
Библия называет Адама образом будущего. Адам решил, что лучше он смертью умрет, чем позволит сатане разлучить его с женой. Благодаря этому решению Адам навсегда стал прообразом Божьего Агнца и от него началось человеческое родословие Иисуса Христа, Который "был, как думали... Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).
И мы сегодня благодаря Адаму можем жить на земле, познавать Бога, очищаться от грехов, "провождать добродетельную жизнь" (1Пет.2:12) и даже "царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17)! Но чтобы иметь жизнь вечную (жизнь воскресения), надо иметь переживание креста, т.е. надо отвергнуть Адама первого ради Адама последнего...
Апостол Павел, переносивший бичевание и побивание палками и камнями, не только не боялся креста, но даже хвалился им:
"От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали" (2Кор.11:24,25);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал.6:14).
Также и сегодня, чтобы преобразовываться в образ Христа, надо не только веровать, но и страдать за Него, т.е. переживать крест (1Пет.4:13).
=============
В Евр.11:39,40 говорится, что умершие в вере ветхозаветные святые еще не получили обещанного и им нужно вместе с нами достигать совершенства. Можно предположить, что достигшими совершенства являются те святые, в которых обитает Христос и в которых Он царствует:
"есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук.9:27-36);
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Отк.20:4).
Остальные верующие, которые в земной жизни не достигнут совершенства, очевидно, увидят Божье Царство и войдут в него после своей смерти:
"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откр.20:5).
Епископ Олег Ведмеденко
Воскресение. Мир ангельский.
Лекция № 17
А для тех, которые ещё не успели подняться на высоты ангельские (ибо некоторые станут ангелами еще здесь, в этой земной жизни), у кого Царствие Божие ещё не пришло в силе в сердце, то они хотя бы подготовят себя к тому, чтобы оно пришло в силе потом в жизни вечной, будущей, после воскресения...
Потому что по закону подобия я не могу жить в темноте, ибо что общего у света со тьмой? И тогда пребывая среди чинов ангельских в том мире невидимом, который полностью проникнут светом Христовым, я за короткое время достигну ангельской мудрости и всё-таки стану ангелом, если не стал им ещё в теле физическом
Воскресение. Мир ангельский.
Лекция № 17
А для тех, которые ещё не успели подняться на высоты ангельские (ибо некоторые станут ангелами еще здесь, в этой земной жизни), у кого Царствие Божие ещё не пришло в силе в сердце, то они хотя бы подготовят себя к тому, чтобы оно пришло в силе потом в жизни вечной, будущей, после воскресения...
Потому что по закону подобия я не могу жить в темноте, ибо что общего у света со тьмой? И тогда пребывая среди чинов ангельских в том мире невидимом, который полностью проникнут светом Христовым, я за короткое время достигну ангельской мудрости и всё-таки стану ангелом, если не стал им ещё в теле физическом
"Когда строился (бана) храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3Цар.6:7).
Итак, согласно Евр.11:32-12:1, ветхозаветные "свидетельствованные в вере" святые, составляющие облако свидетелей, сегодня не без нас достигают совершенства. Иллюстрацией такого совместного совершенствования святых может быть стих из Книги Чисел:
"и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" (Чис.13:24).
Виноградник в библейской символике это Церковь; виноградная лоза Христос; плод лозы богопознание; носители богопознания верующие; идущий впереди предшественники; идущий за ним последователи.
"милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6).
Но как на практике осуществляется это совместное совершенствование нас и тех, кто почил в древности?
"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр.11:39,40).
Ветхозаветные святые достигают совершенства так же, как и мы. Мы совершенствуемся, питаясь Плотью и Кровью Иисуса Христа. Его Плоть это Слово Божье, которое мы исследуем, а Его Кровь это Дух, Которым исполняемся. Исследуя Писания, мы обращаемся к Христу, а Он преломляет пять хлебов, т.е. истолковывает закон, псалмы и пророков, снимая с Ветхого Завета покрывало буквы:
"у нас здесь только пять хлебов и две рыбы" (Мф.14:17);
"покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14);
"И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:27).
Таким образом, христиане могут узнавать тайны духовной жизни из Ветхого Завета:
"отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились... и все ели... и все пили... Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:1-11).
А пророки Ветхого Завета сегодня взирают на нас! В земной жизни они, имея Дух Христов, предсказывали о назначенной нам благодати (1Пет.1:10-12), не вполне понимая все детали Божьего замысла, п.что в то время для всех людей он был великой Божьей тайной (2Кор.3:13). Но после Голгофы Божий план перестал быть тайной. Тайна Божьего замысла Христос в нас! Сегодня эта тайна открыта Церкви (Кол.1:26-29). Пророки же Ветхого Завета сегодня являются облаком свидетелей. Они своими глазами видят построение Божьего дома и видят исполнение своих пророчеств. Глядя на Церковь, они возрастают в познании Господа, и так они "не без нас" достигают совершенства!
"все придем в единство веры и познания" (Еф.4:13).
А путь освящения для всех верующих преобразовывание в образ Христа!
