Говоря о дне Господнем, нельзя обойти молчанием семьдесят седмин из Книги Даниила:
"24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (Дан.9:24-27).
По общему признанию, семьдесят седмин - это четыреста девяносто лет, которые "определены" только для народа Даниила (т.е. только для Израиля). До Христа Владыки определены семь седмин и шестьдесят две седмины. По истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и утвердит завет для многих одна седмина, а в половине этой последней седмины прекратится жертва и приношение (очевидно, в Иерусалимском храме).
Сегодня не подвергается сомнению, что предание смерти Иисуса Христа произошло по истечении шестидесяти девяти седмин. О том, как располагаются седмины Даниила на временной оси, существуют разные предположения. Сейчас кратко рассмотрим одно из них - четвертое на рисунке.
В Евангелиях написано, что, когда Иисус Христос умер на кресте, "завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись" (Мф.27:51). Логично предположить, что с того момента служение в Иерусалимском храме утратило свое значение. И в христианстве считается, что после распятия Иисуса Христа на Голгофе Бог "отвернулся" от Израиля и обратился к язычникам, и поэтому после 69-той седмины Даниила, - как учит протестантское богословие (диаграмма 3), - произошла остановка времени на часах Израиля. А последняя семидесятая седмина начнётся (почему-то) с момента заключения так называемого "мирного договора" антихриста с Израилем.
Ну, для падшей человеческой природы свойственно на обиды отвечать разрывом отношений. Но Бог поступил не так. Воскресив Своего Сына, Бог послал Его к Иудеям, чтобы благословить их!
"Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших" (Деян.3:26).
Также и Пятидесятница стала исполнением обещаний, данных Израилю:
"И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь" (Иоил.2:28-32).
Чудеса и знамения, совершенные учениками Иисуса, тоже засвидетельствовали Иудеям о пришествии к ним обещанного Божьего Царства. Поэтому нет оснований считать, что сразу после распятия Иисуса Христа Бог прекратил общение с Иудеями и время на часах Израиля остановилось.
В день Пятидесятницы Божье Царство было явлено не язычникам, а Иудеям! Не все, правда, этому Царству обрадовались. Некоторые ожидали (или желали) какого-то другого Царства, а не того, которое в сердце:
"Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:20,21).
Святые всех времен своею жизнью свидетельствовали о Божьем Царстве. Даже языческий царь Дарий, издав свой указ, можно сказать, официально признал реальность и силу этого Царства:
"Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно" (Дан.6:25-27).
Также и царь Давид в своих Псалмах славил Бога и Его Царство:
"Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во все роды" (Пс.144:13).
==============
Возможен вопрос: а где же на рисунке (на четвертой диаграмме) ожидаемое нами Тысячелетнее Царство (Т.Ц.)?!
Как известно, основная идея учения о "Тысячелетнем Царстве" состоит в том, что в конце времени Иисус Христос возвратится в Славе на землю и на одну тысячу лет установит на ней "видимое славное Царство, преисполненное духовными и материальными Божиими благословениями" (О Тысячелетнем Царстве). Тогда в одночасье всем людям станет хорошо: и ветхому человеку, и новому, и плоти, и духу, и грешникам, и праведникам (т.е., и волки будут сыты, и овцы будут целы)...
Но ведь Библия этому не учит!
"Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим.14:17);
"если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).
Евреи своё долгожданное царство благополучно проспали, несмотря на то что и Христос, и Апостолы явили им множество столь любимых ими знамений и чудес:
"Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно" (Ин.15:24,25).
Не случилось бы того же и с христианами Хотя "не случиться", наверное, не получится, потому что Израиль, как ни крути, все-таки образ Церкви и происходившее с евреями, наверняка, происходит и с христианами.
А царствовать верующим нужно уже сегодня!
"вы - род избранный, царственное священство" (1Пет.2:9);
"соделавшему нас царями и священниками Богу" (Откр.1:6);
"мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать" (Евр.12:28);
"Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом... они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20:6).
Первая смерть в Библии - это смерть Адама в Едемском саду:
"в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).
Первой смертью была смерть не тела, а души. Поэтому и первым воскресением, делающим его участников царями и священниками Богу, тоже должно быть воскресение не тела, а души! Происходит первое воскресение при рождении от Духа (Ин.3:6), а царствуют дети Божьи тогда, когда, живя в "телесной храмине" (т.е. во плоти), они поступают по духу, т.е. живут по законам Божьего Царства, как учил Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф.5-7). Но такая жизнь требует терпеливого перенесения скорбей и страданий:
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа" (Откр.1:9);
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест" (Евр.12:2).
Христианам, чтобы следовать за Христом, нужно нести свой крест:
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24).
Этот крест нужен для плоти, потому что без распятия ветхого человека не может быть рождения человека нового. Таким образом, крест для верующих это не только символ христианства, но и дверь в Божье Царство:
"кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник" (Ин.10:1).
Поэтому не случайно табличка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский" появилась именно на кресте - над головой распятого Спасителя (Ин.19:19)...
Чтобы верующим царствовать с Христом, им нужно очиститься от всякого греха (Мф.1:21). Кровь Иисуса Христа очищает нас от тех грехов, в которых мы раскаялись. Но она не освобождает от того греха, который живет в нашей плоти (Рим.7:14-24). Этот грех подобен Филистимскому единоборцу Голиафу (1Цар.17:4). Силой Голиафа был Божий закон (1Кор.15:56), и он, держа в руке этот меч, наводил великий страх на весь Израиль (1Цар.17:4-11).
Мы сегодня тоже не можем своими силами победить этого невидимого великана. Но Иисус Христос на Своем примере показал всему человечеству, как нужно противостоять дьяволу и как можно его победить: грех и смерть можно победить только смертью! Поэтому всем, кто хочет следовать за Христом, нужно, прежде всего, смириться, а потом, отвергнув себя, терпеливо нести свой крест. Сораспятие Христу (Гал.2:19,20) будет участием в Его страданиях (Фил.3:10), а страдающие с Христом получат познание силы Его воскресения. Эта сила, будучи, по сути, законом духа жизни, и освобождает верующих от власти греха:
"закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:2).
Как видно из Рим.8:2, обитающий в нас грех это не просто "некоторая наша слабость", но это невидимый закон, который действует в плоти постоянно, т.е. независимо от нашей воли, от наших добрых или недобрых дел, от нашего исполнения или неисполнения, например, десяти заповедей.
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:18-24).
Никакие наши усилия повлиять на закон греха не могут по определению. Для спасения людей от вечной гибели им нужен другой закон, более сильный, чем закон греха. И этим другим законом стал для верующих воскресший Иисус Христос как закон духа жизни, Слава Ему вовеки!
"тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол.1:29);
"я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1Кор.15:10).
==============
Царство Христа не от мира сего, поэтому обильных "материальных благословений" в этой земной жизни Христос Своим ученикам не обещал:
"истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф.19:23);
"когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь" (Ин.21:18).
Благословения, которые дети Божьи получают во Христе, в первую очередь, духовные (Еф.1:3). Христиане, омытые Кровью Иисуса Христа, не ищут в этом мире ни славы, ни богатства, ни почета, ни уважения. Благодаря рождению свыше у них открылось духовное зрение (Ин.3:3) и они прекрасно осознают немощь своей плоти:
"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской" (Петр Дамаскин);
"без Тебя одно зло во мне в разных его видах; без Тебя я сын погибельный" (Св. Иоанн Кронштадтский).
Видеть свои грехи христианину жизненно необходимо, п.что без этого ему грозит большая опасность: сначала можно возгордиться, потом лишиться благодати, а потом и вообще навеки погибнуть, ибо написано:
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет.5:5).
Смиренные христиане всегда сознают свою духовную нищету, а Божья благодать подкрепляет их в немощах и дает уверенность в том, что, когда их земной дом (эта хижина) разрушится, у них будет от Бога жилище на небесах - "дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1)...
Когда верующие живут по заповедям Иисуса Христа, они поражают в голову древнего змея (Быт.3:15) и таким образом становятся победителями в духовной брани и царями в Тысячелетнем Царстве Иисуса Христа! Причем сами верующие могут даже не знать о том, что царствуют в Царстве Бога!
"Однажды царь Иоанн Грозный ехал к обедне. Народ, снимая шапки, низко кланялся ему, только Василий Блаженный прыгал на одной ножке, не обращая внимания на царя. "Васенька, сними шапку, вон царь идет", говорили ему. "Вон царь, вон царь", указывая на какого-то простолюдина, говорил блаженный. Так и не убедили его поклониться царю. А это оттого, что он своими духовными очами видел венец не над Иоанном Грозным, а над простолюдином" (Варсонофий Оптинский, 26 декабря 1909 г).
В Отк.20:6 Апостол Иоанн говорит, что святые, участвующие в первом воскресении, будут царствовать с Христом тысячу лет. Сегодня на земле люди столько времени не живут, но так как речь в этом стихе идет о Церкви и христианах, можно не сомневаться, что времена и сроки здесь символические. Тысячу лет в Отк.20:6 надо понимать как один день спасения!
"у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет.3:8);
"Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2Кор.6:2).
В Тысячелетнем Царстве (т.е. ныне) верующие царствуют не над людьми, а над жизненными обстоятельствами:
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17).
И владычествуют они не над дикими зверями, живущими в лесу, а над теми, которые живут в людях (прежде всего, в них самих):
"когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?" (1Кор.15:32);
"наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12).
Христиане-победители своею верой сдвигают целые горы! Горы, конечно, не Гималайские, а горы жизненных проблем, которые могут быть повыше и Гималайских:
"если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20).
В Тысячелетнем Царстве христиане-победители страдают не за грехи, а за свою веру в Иисуса Христа:
"Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян.5:41);
"дав им много ударов, ввергли в темницу... Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога" (Деян.16:23-25).
Только адекватно воспринимая страдания, перенося их "как добрый воин Иисуса Христа" (2Тим.2:3), можно царствовать в Тысячелетнем Царстве:
"мы - дети Божии... сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:16,17).
Если верующие смиренно переносят скорби в жизни земной (т.е. в Царстве временном, Тысячелетнем), в будущем им откроется свободный вход в Царство вечное на новом небе и новой земле:
"так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет.1:4-11);
"если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем" (2Тим.2:10-12).
==============
Также мне не верится и в заключение семилетнего договора антихриста (или т.н. "лидера федерации европейских государств") с Израилем, которое якобы произойдёт в начале семидесятой седмины (диаграмма 3). На самом деле последняя семидесятая седмина Даниила это все время Нового Завета! Она началась после шестьдесят девятой, т.е. после предания смерти Иисуса Христа. А "завет для многих", о котором говорится в стихе Дан.9:27, это не договор антихриста с Израилем, а это Новый Завет Бога с человеком!
Во время семидесятой седмины осуществляется домостроительство Церкви. Эта седмина включает в себя семь лет общения Бога с Иудеями, а также неопределенный промежуток времени, названный половиной седмины, когда Бог общается с язычниками.
"Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников" (Рим.11:25).
Таким образом, выражение "половина седмины" в стихе Дан.9:27 соответствует не трем с половиной годам, как это принято считать, а таинственному периоду благодати, о котором во времена Даниила было неизвестно, п.что Церковь тогда для всех людей была великой Божьей тайной (Кол.1:26,27). Как долго продлится этот период благодати ("время благоприятное") нам не известно:
"Он же [Христос] сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1:6,7).
Но "половина седмины" включает в себя не только период благодати! Как видно из рисунка, после восхищения Церкви начнется вечер седьмого дня Творения, т.е. время Божьих судов. Суд начнется с дома Божьего (1Кор.3:13-15), потом суду подвергнутся народы (язычники), и только после этого таинственная "половина седмины" закончится, а Бог снова обратится к Израилю по плоти (к евреям). Если первые три с половиной года семидесятой седмины были для Иудеев, уверовавших в Евангелие, временем благодати, то последние три с половиной года последней седмины будут для всех живущих на земле временем великой скорби.
В начале века благодати (в первые три с половиной года последней седмины) Апостолы Христа не проповедовали Евангелие никому, кроме Иудеев. Но Иудеи, как написано, "противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел". И тогда "Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян.13:45-46).
Таким образом, остановка времени на часах Израиля произошла не после шестьдесят девятой седмины, когда был предан смерти Христос, а когда сами Иудеи воспротивились проповеди Евангелия. Примерно тогда же дар Святого Духа получили язычники:
"Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале... Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа" (Деян.11:15-17).
Божья Церковь - это Тело воскресшего Христа. Она духовна, поэтому не имеет значения, кто есть кто по плоти:
"отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5:16).
Хотя сегодня Иисус Христос как Солнце правды "остановился" над язычниками (над Гаваоном), но и евреи в это благоприятное время могут (и должны) отвечать на призыв Христа:
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).
Сейчас Бог по Своей великой милости продолжает спасать кающихся грешников, но рано или поздно эта благодать закончится и такого дня, как сегодня, больше не будет:
"не было такого дня ни прежде ни после того" (И.Нав.10:14);
"Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (Евр.4:1).
Сегодня Бог общается с людьми не в Иерусалимском храме, а в храме сердца:
"вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16).
И Апостол Павел призывает своих соплеменников не отворачиваться от Глаголющего с небес:
"Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес" (Евр.12:25).
