6.1 День шестой - освящение верующих
Оправдание пятого дня Творения относится к духу верующего, а освящение шестого - к душе. Оправдание оправдало грешника и освободило его от рабства греха, но саму душу оправдание не изменило.
В библейской символике дух и душа обозначают соответственно: Адама и Еву, мужа и жену, Жениха и невесту, Христа и Церковь, веру и жизнь, разум и чувства, Божественность и человечество, Творца и творение, Жильца и жилище, сокровище и сосуд, в котором оно хранится.
Цель Бога навсегда соединиться с человеком, выразив Себя Несотворенного и Невидимого в сотворенном и видимом человеке, сделав человека Своим отображением (образом), а также Своим жилищем (храмом). Для этого Бог предусмотрел этапы домостроительства (семь дней Творения), о чем написано в начале Книги:
«Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:7).
Первые четыре дня Творения потребовались для того, чтобы «приготовить» Божьего Сына. В результате приготовления (четырех главных шагов: воплощения, смерти, воскресения и вознесения) Иисус Христос стал для людей обещанным Духом - землей обетованной. А последние три дня Творения нужны для того, чтобы освятить человека во всей полноте (его дух, душу и тело).
Вначале грешник должен услышать Евангелие и принять его не только в уши, но и в душу, т.е. должен уверовать, покаяться и креститься.
Очистившись через крещение, человек обретает возможность общаться с Богом, а его сердце становится райским садом. Но в это время вера человека (адама) еще подзаконная, поэтому райская идиллия длится недолго. Грехопадение в раю для каждого человека запланировано Богом, и поэтому оно неизбежно. Каждый верующий должен увидеть свою наготу (греховность), то есть увидеть себя таким, какой он есть в действительности. А чтобы после грехопадения вернуть потерянный рай, человеку нужно пройти через пустыню (через испытания). В пустыне должен родиться новый человек, а ветхого (плоть со страстями) нужно в себе распинать. По мере умерщвления Адама перстного в нас будет расти и укрепляться Адам небесный.
Рожденный от Духа новый человек, взирая на славу Господню и живя по духу, духовно растет, освящается и преобразуется по образу Иисуса Христа:
«И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались» (Иез.1:12).
Жизнь нового человека это жизнь не по букве, а по духу. Только после рождения в человеке новой подблагодатной веры (нового человека) от Духа Иисуса Христа начинается освящение души, которая, как верная жена, старается во всем повиноваться новому мужу (духу). Но первой в нас рождается вера подзаконная (плотское понимание Божьего закона, Измаил от Агари), и только после Измаила рождается Исаак от Сарры - вера подблагодатная, новый человек, духовное понимание Божьего закона...
В пятый день Творения вода производит душу живую. При христианском крещении в нас рождается Измаил (вера подзаконная), но после испытания в пустыне, после того как каменные водоносы (подзаконные сердца) до краев наполнятся водой (смертью), тогда вода чудесным образом превратится в вино (в жизнь). Так происходит рождение нового человека (младенца мужеского пола, веры подблагодатной) от Духа Божьего.
«Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист» (Лев.13:12,13).
«Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Иоан.13:10).
А в шестой день уже не вода (Слово, учение), а новая земля (Дух воскресшего Христа, сила воскресения) производит освящение души. Поступая по духу, верующий пребывает на истинной виноградной Лозе, питается ее соками и приносит Богу духовные плоды.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:22-26).
Быт.1:24 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК.
Оставив воды осуждения и став птицами пятого дня Творения, верующие вступают в день шестой, который связан уже не столько с оправданием (верой и пониманием), сколько с освящением (с делами и послушанием). Сам же этап освящения можно назвать «приготовлением жены»:
«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7).
После того как мы родились от Духа, в земле нашего сердца продолжают жить ханаанские племена. С ними-то нам и предстоит вести духовную брань.
«10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:10-18).
Толкователь: Ориген
«Думаю, что эти слова: Да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их, относятся к движениям нашего внешнего, то есть плотского и земного, человека. В том, что говорится о плоти, не названо ничто летучее, но только скоты и гады, и звери земные. Ибо, согласно тому, что сказано апостолом: Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7:18), и еще: Плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 8:7), поистине таковы порождения земли, то есть нашей плоти...»
И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ
Земля, дающая жизнь, это Христос, Который в воскресении стал Духом животворящим (стал реальностью Ханаанской земли).
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1Кор.15:45,46).
«дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:14).
Наше сердце это тоже земля. Сначала оно было землей Египетской. После уверования в Евангелие и выхода из мира оно стало райским садом, но после грехопадения рай закончился и началась долгая бесплодная пустыня.
Когда окаменевшее (подзаконное) сердце наполнится водой (смертью), оно воскреснет, станет новым (плотяным) и в нем родится новый человек (новая вера, Христос в нас).
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31).
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26).
СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ
Здесь живые существа это не биологические организмы, а обитатели нашего нового сердца: обновленные чувства и желания, мысли и стремления. Благодаря вере в Евангелие и благодаря переживанию смерти и воскресения они изменились и стали живыми.
«Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2Кор.4:10,11).
Как видим, верующим для сообразования с Христом в жизни нужно непрестанно предавать себя на смерть, хотя происходит это не безболезненно
«И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул»
(А.С. Пушкин "Пророк").
Живые существа могут иметь веру либо подзаконную (вера духовных младенцев), либо подблагодатную. Последние пережили утро пятого дня Творения и вошли в день шестой.
Цель же освящения (шестого дня Творения) сделать человека Божьей колесницей (Иез.1:5). Но для этого все части спасенной души (все животные Ноевого ковчега) должны пережить обновление (смерть и воскресение). Смерть они пережили во время потопа, а после потопа они как бы начали новую жизнь на новой земле. А без переживания смерти и воскресения поклонение Богу в духе и истине невозможно.
«истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:22-24).
Можно ли по внешним признакам отличить верующих подзаконных от подблагодатных (если вдруг понадобится произвести перепись в народе Божьем)?
- Не всегда, потому что и те, и другие могут делать одинаковые дела. Но одно отличие все-таки есть, оно - в мотивации. Подзаконный верующий это первый Адам, плоть от плоти. Он может в точности исполнять религиозные предписания, но будет делать это не потому, что не любит грешить, а потому что боится наказания, которое за этим последует. Для подблагодатного же верующего вообще не имеет значения, висит на стене табличка «НЕ КУРИТЬ, НЕ СОРИТЬ!» или не висит, потому что «КУРИТЬ И СОРИТЬ» - противно его природе, его образу жизни, его внутренней сущности. Если он начнет курить и сорить (то есть поступать вопреки Божьей воле, которая стала его волей), он перестанет быть самим собой!
Подблагодатный верующий, будучи свободен от всех, всем порабощает себя "дабы больше приобрести" (1Кор.9:19). Поступая по духу, он может даже вернуться к закону ("для подзаконных был как подзаконный") и совершить религиозный обряд "ради Иудеев" (Деян.16:3). Но мотивом его поступков всегда остается любовь, поэтому он, поступая по духу, не лишается благодати, не лишается общения с Иисусом Христом.
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9).
«... любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10).
ПО РОДУ ИХ
В Новом Завете различаются род избранный (род Божий, Израилев) и род лукавый (сатанинский):
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел...» (1Пет.2:9).
«...род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;» (Матф.12:39).
А в Ветхом завете каждое растение, каждая птица крылатая, звери земные, скот, ползающие гады - все создавались по роду своему. Иногда человеческую душу отождествляют с городом, в котором живет множество жителей. Библейский ковчег Ноя со всеми его обитателями тоже можно рассматривать как человеческую душу.
СКОТ
Скот это прирученные животные. Сотворение Богом домашних животных прежде, чем был создан человек, подтверждает, что первая глава Бытия не является рассказом о сотворении материальной вселенной и биологической жизни на ней. Иначе как объяснить, что прирученные животные появились на земле раньше, чем приручивший их человек?..
И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК.
Глядя на гадов, создается впечатление, что к «СУЩЕСТВАМ ЖИВЫМ» они никакого отношения не имеют и здесь упоминаются как продукт не Ханаанской земли (воскресшего Христа), а земли Египетской (мира) или пустыни (религии)
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матф.23:33).
Однако следует не забывать, что все библейские бессловесные животные пережили потоп (Божий суд) в Ноевом ковчеге! Сегодня этот суд переживают верующие, когда крестятся во Христа. Разумеется, вместе с людьми судятся их нравы - те самые животные...
Первому Адаму, когда он стал "СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7), открылось знание имени (т.е. внутренней сущности) каждого животного, которое обитает в нем. Все эти животные, пережив потоп (т.е. смерть и воскресение), стали новым творением во Христе Иисусе!
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр.4:7).
«Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез.1:10).
Но как быть с библейскими драконами да змеями? В колеснице Иезекииля их нет, но Иисус Христос сравнил Самого Себя с медным змеем, а Своим ученикам дал заповедь:
«будьте мудры, как змии» (Мф.10:16)
Кто же они такие эти библейские «гады и звери земные по роду их»?
Толкователь: Иероним Стридонский блаженный
««И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11:8).
Иудеи и наши иудействующие утверждают, что и это исполнится в смысле буквальном, что во свете Христа, Который, как они думают, придет в конце мира, все звери укротятся, и оставив прежнюю свирепость, лев будет пастись вместе с ягненком и другие звери с другими, коих мы теперь видим враждебными между собою.
...Спросим у них и о том, достойно ли величия Божия то, что волк и ягненок будут пастись вместе, барс будет лежать с козленком, лев будет есть мякину и малое дитя положит руку на нору аспида?
По духу же животворящему понимание легко. Ибо волк это Павел [из колена Вениамина], который сначала гнал и терзал церковь, о котором сказано: «Вениамин волк хищник, жил с ягненком, или с Ананиею, которым был крещен» (Быт.19:27; Деян.7), или с апостолом Петром, которому сказано: «паси агнцы Моя» (Ин.21), и барс, который сначала не изменял пестрых пятен своих, омывшись в источнике, лежал с козленком, не с тем, что о шуюю, а с тем что закалается в пасху Господню. Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка. И лев, прежде животное самое свирепое, и овца, и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в церкви, что богатые и бедные, сильные и незнатные, цари и лица частные живут здесь вместе и управляются в церкви малыми детьми, под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом. Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе. И лев будет есть не мясо, а мякину, т.е., будет питаться простою пищею. И здесь нужно заметить, что не вол будет есть мясо, а лев будет есть мякину. Я полагаю, что в святых Писаниях под мякиною разумеются простыя слова [буквальный смысл, пища плотских верующих], а под пшеницею и внутренним зерном смысл, находимый в букве [духовное значение, твердая пища]. И часто случается, что люди века, не зная таинственнаго, питаются простым чтением Писаний. И дитя (младенчествующий злобою) кладет руку в нору аспида, из одержимых демонами тел человеческих изгоняет демонов. Отнятый же от груди не питается молоком детства, а употребляет уже твердую пищу. Он кладет руку на пещеру василиска, т.е. на жилище самого сатаны, и извлекает его оттуда. Поэтому и апостолам дана власть наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию (Лк. 10). И прежде ядовитые животные не будут причинять вреда и смерти тем, кои будут обитать в святой горе Божией, означающей Церковь, горе, о которой в Евангелии говорится: «не может град укрытися вверху гори стоя» (Мф. 5:14).
...И блаженный апостол Петр свидетельствует, что он видел такое соединение различных прежде нравов в сосуде полотняном, спустившимся с неба, имевшем четыре края, под коими мы разумеем четыре страны света, видел в удостоверение того, что земля наполнилась боговедением, в каковом сосуде были и четвероногие, и звери, и гады, и птицы небесныя, так что Церковь в мире представляет то же, что ковчег во время потопа».
