Однажды, некий пастор, являющийся примером типичного диотрефа захотел назначить мне встречу для беседы. Договариваясь со мной о дате и времени встречи он листал свой ежедневник, и я обратил внимание, что все листы ежедневника на месяц вперед были плотно исписаны запланированными встречами, делами, мероприятиями, собраниями, совещаниями и т. д. И я подумал а когда этот человек молится, общается с Богом, читает Слово, получает свежую пищу для своей церкви? Ведь он давно уже превратился из пастора в христианского функционера, менеджера, строящего собственную корпорацию, в которой он властитель и хозяин всего и вся. Хотя, других он будет активно убеждать в том, что строит Царство Божье, и ни что иное.

Диотреф настолько ревностен и жаден до власти, что делегирование части своей власти и полномочий другим для него весьма проблематично. Даже в целях облегчения собственной жизни.
Диотрефу до всего есть дело. Он безапелляционно вмешивается в любой процесс, в любое дело, в любое служение, даже в те, в которых он мало понимает и слабо разбирается. Без его корректив и директив невозможно что-либо сделать.

На справедливую, обоснованную критику диотреф может ответить, что «дерево узнается по плодам», апеллируя к успешности, масштабам своего служения, своей деятельности, размерами своей церкви, количеством приведенных ко Христу людей и т. д.
То есть прежде чем меня (диотрефа) критиковать, попробуйте достичь таких же успехов, результатов, плодов, каких достиг я.

При этом абсолютно игнорируется тот факт, что спасаемых к церкви прилагает Бог, и что он, ради спасения душ человеческих может действовать и через человека, находящегося в явном грехе или духовной болезни. Однажды, для спасения Своего народа Бог говорил даже через ослицу. Но навряд ли эта ослица попала на Небеса за то, что была использована Богом подобным образом.

Уже то, что диотреф ставит достигнутые на христианском поприще результаты себе в заслугу, говорит о его серьезных духовных проблемах.
В церквях, христианских сообществах, где доминирует диотреф, Бог действует не благодаря его методам работы, а вопреки им. Апостол Павел резонно заметил, что даже радикальная жертвенность в виде раздачи имения или сожжения собственного тела, если делается без любви, лишается всякого смысла и духовной ценности в глазах Божьих.

Диотреф практически неспособен признать перед другими свои ошибки, неправильные действия и поступки. Даже будучи обоснованно уличенным или обличенным в таковых, он будет утверждать, что его слова не так поняты, или действия неправильно восприняты. Скорее земля начнет вращаться в обратную сторону, чем мы услышим от диотрефа «Да, я был неправ».

Диотрефы, подвизающиеся в "раскрытии" чужих пороков, разрушают и уничтожают в своей жертве всякое чувство уверенности. Цель при этом всегда одна и та же: сломить ее сопротивление, после чего они сами становятся единственными повелителями. Малейшее отклонение от правил, ими установленных, беспощадно наказывается. Способствуя возникновению чувства неполноценности и неуверенности у других людей, они затем извлекают из этого пользу для себя.

Можно легко себе представить, что произойдет в церкви или христианском обществе, если такая личность дорвется до руководящей должности. О реальных потребностях церкви они не имеют ни малейшего представления. Нужда людей в помощи, утешении и ободрении, поддержке им недоступны. Христианским окружением и атмосферой они пользуются лишь для того, чтобы удовлетворять свою собственную страсть к властолюбию.

Они стремятся к приобретению сторонников, которые бы служили им, в буквальном смысле слова идеализировали их.
Если же случится, что в церкви кто-то будет искренне ревновать о пастырском служении, таковому будут создаваться препятствия, поскольку диотреф более всего опасается конкуренции, могущей сместить его с первого места.

Если диотреф приобрел определенное число сторонников, то при разногласиях со своей оппозицией он потребует от своих «друзей» их самого активного участия в травле своих врагов. Немало людей, которым впоследствии удавалось вырваться из когтей зависимости диотрефа, горько раскаивались за сказанное и совершенное ими в прошлом в качестве «друзей» диатрефа. Диотреф настолько искусно провоцирует их и манипулирует ими, что они не в состоянии осознать, проанализировать с духовной точки зрения свои действия. Цель их активности сводилась в основном к тому, чтобы грудью стоять за своего вождя, защищать и продвигать его идеи.

Правда, диотрефы бывают порой в состоянии приносить свои извинения, однако это не более, чем психологический прием. Определенно сильному сопротивлению они могут уступить, но эта их уступка имеет тактическую подоплеку и, как правило, кратковременна. При своем безудержном стремлении к первенству диотрефы встречают на своем пути обычно христиан, наученных приветливости, доброте и милосердию. Эта одна из причин, объясняющих легкость продвижения вперед диотрефов.

Еще одной причиной является тот факт, что очень многие христиане чрезмерно свыклись с ролью своего рода пассивной церковной публики. Закреплению такого сознания способствуют многие традиции в церкви, а также тематика многих проповедей. Большинство слушателей соглашается с проповедником за кафедрой без каких-либо возражений.
Большинство считает себя стадом, следующим за пастырем; причем под определением "пастырь" понимают, как ни странно, не Иисуса Христа, но пастора. Дети Божьи невероятно доверчивы, забывая при этом, что быть смиреной овечкой и безмозглым бараном не есть одно и то же.

Диотреф всегда будет акцентировать внимание других на том, что нет власти не от Бога, апеллировать к колоссальной ответственности, которую он, якобы, несет перед Богом за тех, над кем он властвует, при этом, опуская те библейские установки, которые говорят о совершенно иных принципах власти в церкви, о не допущении «господства над стадом». И власть христианского лидера легитимна ровно до того момента, пока она используется в соответствии с требованиями Писания.

Деятельность диотрефа сродни усилиям строящих Вавилонскую башню.
Если задумали строить то не при каких обстоятельствах не отступят от задуманного, пока Сам Бог не вмешается в этот «созидательный процесс».

Но из опыта известно, что даже при усиленных молитвах Бог далеко не всегда непосредственно вмешивается, чтобы привести человека к изменениям. Применяя христианскую логику, можно сделать вывод, что у диотрефов заражена либо почти неизлечимо поражена сердцевина христианской совести.

Именно по этому в некоторых церквях годами, десятилетиями молятся за своих властолюбивых пасторов, в надежде, что Бог вразумит, изменит, но ничего не происходит.
Не происходит не потому, что Богу нравится происходящее, а потому, что он не будет решать за людей проблемы, которые они должны и в состоянии решать сами. Если человек сам ни в грош не ценит свою личную духовную свободу, и позволяет другому человеку посягать на нее, это не проблема Бога. Это проблема человека.

То, что Бог не вмешивается и позволяет диотрефам дальше строить свои корпорации, в которых бы их властные амбиции реализовывались наилучшим образом, вселяет в них уверенность, что они находятся на правильном пути. На самом же деле, если Бог начнет рушить эти «Вавилонские башни», то под их обломками погибнут не только сами строители - диотрефы, но и масса других людей, находящихся внутри. Именно щадя последних, Господь не спешит их рушить.

Наиболее печальное положение складывается в том случае, если диотреф захватывает руководство в церкви, не имеющей библейской организационной структуры. Под таковой я подразумеваю церковь, в которой пресвитеры и руководители не могут быть избраны свободным волеизъявлением ее членов из числа наиболее авторитетных в общине христиан, а директивно назначаются диатрефом из числа наиболее симпатичных ЕМУ людей. Формируется команда всецело преданных и посвященных своему боссу служителей, создается некая иллюзия коллегиальности управления церковью, хотя на самом деле ни какой коллегиальности нет и в помине.
Ибо мнения отличного от собственного диотреф не потерпит.

Однако множество исторических примеров свидетельствуют, что любой общественно-политический строй, в котором отсутствует или грубо подавляется оппозиция власти, обречен на самоуничтожение посредством крайнего развращения самой же власти.
И то, что подобное происходит в христианском сообществе, не смягчает, а крайне усугубляет как саму проблему, так и ее последствия и для самих диотрефов и для их жертв.

Вадим Сибирский

Об авторе: Вадим Сибирский , Россия, Новокузнецк
В христианском инете известен как SIBMAN
Родился 5.02.68 г. Живет в Новокузнецке. Христианин. Уверовал в 1992 г.
Врач - вертеброневролог, предприниматель. Владелец клиники восстановительного лечения.
Увлечения: гитара, блюз, пауэрлифтинг, футбол, бокс, экстремальные виды спорта, внедорожники, британские коты