***
- Видите ли, уже в тот момент, когда мы только начали прорабатывать концепцию самодвижущихся торговых автоматов, ясно стало, что «камнем преткновения» окажется программа. Ведь, киберторговцы, раскатывая со своими тележками по улицам, не только должны будут эффективно работать в постоянно меняющихся условиях, но и находиться в контакте с людьми. Разными людьми! подчеркнул Щукин. Даже самая сложная программа не будет предусматривать всех ситуаций, в которых они могут оказаться.
Щукин снял и протер очки, близоруко щурясь на собеседника.
- Занявшись проблемой вплотную, я скоро понял, что путь, по которому до сих пор развивалась кибернетика, - тупиковый. Усложняя программу, мы пытаемся смоделировать насекомое! Даже нагородив электронный мозг размером со здание Университета, мы создадим лишь гениального таракана, в принципе неспособного решать даже простейшие задачи, если он не будет запрограммирован нами на их решение.
- Насекомые имеют очень сложные инстинкты, - объяснил он. Муравьи от рождения владеют несколькими специальностями, и способны к удивительно разнообразным и организованным совместным действиям. Но, при этом, насекомые действуют строго по программе. Оса бессмысленно запихивает паука в уже пустую норку, бабочка летит на огонь, муха бьется о стекло Избежать огня или стекла очень просто, но природа забыла снабдить их инструкциями на сей случай
- Это очень плохо для насекомых, - посочувствовал Кольцов. Но
Связи Щукина вызывали уважение, но хотелось бы ближе к делу.
Щукин проигнорировал намек.
- И тогда я решил взять за основу не насекомое, а крысу, - неспешно продолжал он. - То есть, существо, легко способное разобраться с тем, что такое стекло и огонь. И отнюдь не благодаря тому, что ее «программа» сложнее таковой у насекомых. А, именно, благодаря тому, что ее программа проще. От рождения крыса обладает минимумом инструкций, но обладает сознанием и способна обнаруживать закономерную связь между действиями и их результатом. Например, между нажатием на кнопку и электрическим шоком.
Кольцов вздохнул.
- Рад за крыс. Но сознание здесь причем? У них же - он где-то читал. Вырабатывается условный рефлекс. Но это старо. Кажется, еще Павлов открылНа собаках.
Щукин поднял бровь.
- Как причем? Природа сознания рефлекторна. Сознание отражает реальность, а «рефлекс» и переводится, как «отражение». Когда вы, экспериментируя с двумя кнопками, производите наблюдения, сопоставляете их и приходите к выводу, что на красную жать не стоит, это и есть условный рефлекс. Или вы полагаете, что крыса способна решать задачи каким-то иным путем, нежели это можете сделать вы сами? Нет Разница только в том, что человек способен решать задачи куда более сложные.
Кольцов посмотрел на кнопки селектора и поразился новизне мысли.
- А про Павлова вы правильно вспомнили - улыбнулся инженер. Я тоже вспомнил. Потому, должно быть, и решил По ассоциации
Ерунда. С кнопками ерунда, подумал Кольцов. Какой же это «рефлекс»?
- И, вот здесь, мы подходим к сути изобретения, - смилостивился Щукин.
Кольцов сосредоточился.
- Обычный самообучающийся робот может вычленять некие закономерности, но только строго определенные. Нами. Теми, кто его программировал. Например, можно научить его замечать связь между местом и количеством покупателей. Или временем суток и количеством покупателей. Я же решил не ограничивать наши автоматы в обучении.
Сделать так, чтобы они искали не какие-то определенные, а любые закономерные связи. А потом, сравнивать полученные результаты между собой, вычленяя более общие закономерности.
Изобретатель умолк. Видимо, где-то здесь и была суть. Кольцов мучительно попытался ее уловить, но не уловил.
- То есть
- То есть, если собачки что-то продавали, они запоминали все: собственные действия, рост покупателя, цвет его волос, товар, атмосферное давление, фазу Луны, число и цвет проезжающих мимо автомобилей, расположение и этажность ближайших зданий А потом обменивались информацией и искали, как эти факторы связаны между собой. И как они влияют на продажи.
- Интересно, - признал Кольцов. Но, по-моему, это крайне неэффективная и громоздкая система, - решил он. Ведь, они же, в итоге, оказываются вынуждены обрабатывать массу совершенно бесполезной информации Разве, не было бы проще сразу указать нужные факторы?
- Было бы, - согласился Щукин. Но «проще» не значит «лучше» Да, сознание, это действительно громоздкая и медлительная система. Потому оно у человека и отключается в кризисных ситуациях. И человек в моменты паники уподобляется мухе. Раз за разом, пытаясь выбить дверь, легко открывающуюся внутрь.
Кольцов заметил, что вертит в руках авторучку, и аккуратно положил ее на стол.
- То есть
- Не бывает совершенно бесполезной информации, - объяснил Щукин. Знание бесполезное в одной ситуации, пригодиться в какой-то другой. Накапливая опыт, автомат потенциально получает возможность самостоятельно искать пути решения любых задач.
- Угу, - наконец, понял Кольцов. Принцип казался многообещающим, но каким-то слишком уж общим. Неконкретным.
- И что же это дает на практике?
- Деньги, - ответил Щукин, сбив щелчком невидимую пылинку с английского рукава. О том, что наши автоматы собирают пожертвования на какие-то там приюты, мы узнали последними Впрочем, нет Приюты узнали еще позже.
Принцип обрел конкретику.
- Это была их собственная идея. Видимо, подсмотрели на улицах, что получать деньги можно и не отдавая товар Проанализировали Воспроизвели Боюсь только, что это не худшее из того, что они там подсмотрели, - неожиданно добавил он.