МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению книги Н. Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваэра
"И открылся ему Господь в Элоней-Мамрэ". (Бытие гл. 18)
Странно оно, начало этого раздела Торы, и вызывает затруднения у всех комментаторов:
18:1 И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ГОСПОДЬ В
ЭЛОНЕЙ-МАМРЕ - А ОН СИДЕЛ
У ВХОДА В ШАТЕР ЗНОЙНЫМ ПОЛДНЕМ.
И не менее странно его продолжение:
18:2 И ПОДНЯЛ ОН СВОИ ГЛАЗА, И УВИДЕЛ...
Дальнейшее хорошо известно нам: как Авраhам побежал навстречу трем путникам, как пригласил их к себе, какое участие в приеме гостей приняли отрок (по мнению наших мудрецов - Ишмаэль, "чтобы приучить его к исполнению заповедей"), поведение его жены Сары. Однако: где продолжение того откровения Всевышнего, о котором говорится в самом начале главы? Ведь во всей Торе мы не находим ни одного случая, когда Всевышний открылся бы кому-то из Своих служителей без всякой необходимости - за этим всегда следует какое-то сообщение свыше, повеление, требование или благословение, или обещание, или, по крайней мере, слова ободрения - а что Всевышний говорит Авраhаму на этот раз? Каждое из откровений Шхины имеет определенную цель - а какова она здесь?
Рашбам, Рамбам (в "Морэ невухим") и многие другие последующие исследователи говорят, что глава начинается с обобщения, за которым следует его детализация. Другими словами, они понимают первое предложение главы как своего рода заглавие: тема главы - Божественное откровение, которого удостоился Авраhам, - на этот раз в форме прихода трех гостей, посланных Всевышним для того, чтобы известить Авраhама о рождении Ицхака. Затем (18:26) следует сам рассказ, подробно и красочно раскрывающий смысл заглавия.
С этой точки зрения, во всей главе ангел - посланник Всевышнего - называется Именем пославшего его (что хорошо согласуется с принципом "посланник - словно сам пославший его") - как в стихе 18:13: "И сказал Господь Авраhаму...", то есть не сам Всевышний, а Его ангел. Об этом говорит Рашбам в своем комментарии к фразе:
18:16 И ПОДНЯЛИСЬ ТЕ ЛЮДИ 1:
Двое из них отправились в Сдом - как сказано далее (19:1): "И пришли два ангела в Сдом", а самый главный среди них был тем, кто говорил с Авраhамом. Именно он имеется в виду, когда говорится: "А Господь сказал..." (18:17),
18:22 АВРАhАМ ЖЕ ВСЕ ЕЩЕ
СТОИТ ПРЕД ГОСПОДОМ.:
И, комментируя каждое аналогичное место, Рашбам считает нужным каждый раз пояснять:
18:13 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ
ангел, главный из всех них.
18:22 ... ПРЕД ГОСПОДОМ:
перед ангелом, чтобы обратиться к нему с просьбой.
18:26 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ
то есть ангел.
Однако сразу же бросается в глаза, что Рашбам не может быть последовательным в избранной им линии комментария. Невозможно все упоминания Имени Всевышнего в этой главе истолковать как указания на ангела. И поэтому, комментируя стих 18:14, Рашбам вынужден отступить от своей системы:
"Есть ли что-нибудь невозможное для Господа?" пославшего нас к тебе. Упоминание Имени в предыдущем стихе обозначает ангела, а это Всевышнего самого.
Ясно? Здесь не просто присутствуют Ангелы лица и имени Бога, но сам Всевышний, - говорит раби. И мы с ним должны согласиться.
ТОЛЬКО, КАКОЙ АНГЕЛ - СОТВОРЕННЫЙ ИЛИ НЕСОТВОРЕННЫЙ?
2То же самое в следующих двух стихах, и это неизбежно кажется натяжкой.
По другому пути идут наши мудрецы и вслед за ними Раши и Рамбан. Так, самое начало главы Раши комментирует следующим образом:
И открылся ему", чтобы навестить больного Авраhама. Сказал раби Хама бен Ханина: "Это был третий день после совершения обрезания, пришел Всевышний и спросил, как тот себя чувствует".
Смысл этих слов неясен, и, без сомнения, их не следует понимать буквально. Можно ли себе представить больший антропоморфизм? А Раши не разъясняет нам, с какой целью он допускает столь грубую материализацию представления о Творце, словно оставляя нас в плену у этого яркого, символического отрывка из мидраша, не давая нам в руки никакого ключа к его пониманию.
(То личностное, о котором твердит Кураев, но отвергает Эскин, сам раби Хама бен Ханина подтверждает. Пришел Всевышний и спросил о самочувствии Авраама. Красота. Антропоморфизм? - это еще надо доказать. Мы с этими антропоморфизмами в дальнейшем разберемся, а пока выслушаем другие, но золотые слова автора).
Совсем не так поступает Рамбан. Он тоже использует мидраши, однако переводит их образы на язык ясных, понятных всем представлений:
Вот смысл этого отрывка. После сообщения (17:26), что "в тот самый день" Авраhам совершил себе обрезание, Тора рассказывает, как открылся Всевышний ему - еще больному после этой операции, сидящему у входа в свой шатер, ища хоть немного прохлады, чтобы спастись от изнуряющей его дневной жары. Тора упоминает об этом, чтобы подчеркнуть: в тот момент Авраhам совершенно не готовился к пророческому откровению - не молился, не выражал своей покорности воле Всевышнего, - но, тем не менее, к нему пришло это видение.
Тора упоминает, что это произошло "в Элоней-Мамрэ", чтобы указать место, где Авраhам совершил себе обрезание, и указать, что это откровение Шхины не для того, чтобы отдать какое-либо повеление или сообщить что-то, но это воздаяние за совершение заповеди.
А мы что говорили? Что за послушание явился Аврааму Господь. И не просто в одном лице, но в виде Пресвятой Троицы.
И так же сказано о Яакове (Брейшит 32:2): "А Яаков пошел своим путем, и встретили его ангелы Бога" - и тоже не для того, чтобы сказать ему что-либо, и не потому, что они подозревали его в чем-то, - Яаков лишь удостоился лицезрения ангелов Всевышнего и таким образом узнал, что его дела угодны Богу. И сказали наши мудрецы о выходцах из Египта, переходящих море посуху, что все они говорили: "Это - мой Бог, и я прославлю Его" (Шмот 15:2) - это значит, что даже служанка видела в тот миг то, чего не видел пророк Йехезкель, то есть это было наградой им за то, что "уверовали в Господа и в Моше, служителя Его" (там же, 14:31).
И не следует придавать значение тому, что это - начало новой главы, потому оно тесно связано с предыдущим, и потому-то Тора и говорит: "И открылся ему", а не: "И открылся Господь Авраhаму". Однако в этой в главе рассказывается о чести, которую оказал Всевышний Авраhаму после того, как тот сделал себе обрезание: как открылась ему Шхина и как Всевышний послал Своих ангелов, чтобы возвестить Саре о рождении Ицхака и спасти Лота, ради Авраhама, его родственника.
Именно это имели в виду наши мудрецы, сказав, что Всевышний явился к Авраhаму "чтобы навестить больного", - не для того, чтобы сообщить ему что-либо, а для того, чтобы оказать ему честь.
(Но и показал Аврааму, что Бог существует в трех лицах. Это очень важное явление Бога для понимания Его Ипостасей. Что же касается чести, то любое явление Бога есть величайшая честь для человека. Однако за явлением всегда стоит нечто большее).
«8 Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
9 Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия. {Слава:}».
(Псалтирь 147:8,9).
И впервые явил Себя в трех Лицах. Здесь бы задуматься народу о Боге, о Его действиях, строении и прославить Его. Но народ, как всегда, обратил внимание свое на себя, на свое «я». На свою доброту, гостеприимство, на свою почтительность и любовь к Богу. Ах, какие мы хорошие! Позднее эта мысль выразится еще более ярко возле горы Хорив.
Человек будет стоять перед Богом, будет видеть молнии и слышать раскаты грома, перед ним будет гореть и дымиться гора, и голос Всевышнего будет слышать народ Израильский. Казалось бы, в таком случае должен был встать на колени или пасть на землю и молиться, молиться. А он что? Берет большой и дешевый кусок грязи, лепит из него нечто несуразное, обкладывает золотом, и начинает прославлять свое творение-символ человеческого отношения к Богу.
Строки ниже это тоже идол, только словесный, и танцует вокруг него народ многие годы, неустанно.
«И еще сказали мудрецы (Брейшит Раба 48:4): "Сказано в Торе (Шмот 20:21): "Жертвенник на земле сделай Мне... во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя" - это значит, что Всевышний говорит: "Если тому, кто построил жертвенник в честь Моего Имени, Я открываюсь ему и благословляю его, Авраhаму, который совершил себе самому обрезание в честь Моего Имени, - тем более!».
(Ну, что человеку стоит добавить "Я открылся ему в трех лицах". Это же так очевидно. Но народ славит себя и свое обрезание).
«То есть: данное откровение Всевышнего имеет совершенно особую цель - оказать честь Авраhаму и показать ему, что Всевышнему угодны его дела. Подобно этому в среде людей "визит" наносится не обязательно для содержательной беседы или передачи сообщения, для получения информации или предъявления какого-нибудь требования, и для расспросов о чем-нибудь; цель визита - побыть с близкими, с друзьями. Так и здесь: цель откровения Всевышнего - порадовать Авраhама и одарить его счастьем оказаться в непосредственной близости к Творцу и лицезреть Его Шхину.
(В Трех Лицах).
«Но если так, то первый стих этой главы - вовсе не "заглавие" к ней, вовсе не обобщение, после которого следует его детализация (как рассматривает его Рашбам). Наоборот: он - окончание предыдущего рассказа, как следует, в частности, из того, что имя "Авраhам" заменяется в нем личным местоимением. В самом деле: разве так начинают новый рассказ? Разве не следовало бы в таком случае написать так: "И открылся Господь Авраhаму"? Но раз Тора обходится здесь только местоимением вместо имени собственного - ясно, что существует крепкая связь между этим стихом и предыдущими, окончанием раздела "Лех леха". Вот, прочитайте их подряд и сами убедитесь в сказанном:
17:26 В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ ОБРЕЗАЛИСЬ :
АВРАhАМ И ИШМАЭЛЬ, СЫН ЕГО; :
17:27 И ЕГО ДОМОЧАДЦЫ...
ОБРЕЗАЛИСЬ ВМЕСТЕ С НИМ. :
18:1 И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ГОСПОДЬ...
Разве это не достойное завершение для всего, что было сказано выше - о мужестве Авраhама, о его готовности к самопожертвованию? Разве это не напоминает шпиль, венчающий прекрасное здание?
Значит, в нашей главе Тора рассказывает о двух самостоятельных событиях, о двух совершенно различных "визитах": сначала - о посещении Шхиной больного Авраhама, чтобы почтить его близостью Всевышнего, потом - о посещении его тремя посланцами Всевышнего, принесших весть о рождении Ицхака».
(Было два посещения или одно, для Православного не имеет значения, ибо Ангельское посещение ничего не отменяет в том, что явился Аврааму Господь. И в первом случае Господь, и во втором случае Господь. Ангелы видимы, Господь присутствует невидимо.
Или Господь видимый в Трех Лицах, именующий Себя Ангелом, суть, Посланником из мира несотворенного в мир сотворенный.
Материализация Бога или Ангела, для Господа - не проблема, но уничтожить Содом должны были Ангелы, ибо Писание говорит.
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
(К Евреям 1:7)).
Однако, продолжим чтение.
«Вот теперь станет понятным смысл изречения наших мудрецов:
"Гостеприимство выше пророчества".
"Гостеприимство" - это лишь пример (правда, пример наилучший) человеколюбия, взаимопомощи и вообще добрых дел, которые один человек совершает для другого. А "пророчество" - высшее благо, доступное человеку, частица того наслаждения, которое обещано праведникам в будущем мире, когда человек приближается к Всевышнему настолько, что "узнает и постигает крупицу Божественной истины - и это награда, выше которой нет другой награды, и благо, лучше которого нет другого блага, и это то, что так страстно желали пророки" (Рамбам, Мишнэ-Тора, Законы о тшуве, гл.8). Однако первое, согласно изречению наших мудрецов, превосходит второе: не тяга к возвышенному, освящение и очищение помыслов, не познание Божественного является вершиной служения Всевышнему, а самые что ни на есть будничные дела, обеспечение другого человека тем, что ему требуется для повседневной жизни. Авраhам отрывается от лицезрения Шхины, прерывает Божественный визит
(Видите, какая непоследовательность, когда человек не может или не хочет стать на другую точку зрения? То говорит о двух визитах Господа, то склоняется к одному и прерванному. А для нас и три не помешают. Дело не в количестве визитов, а в том, что Господь показал Аврааму, для Кого тот обрезался, Кому служит, Кого встречает. И тот понял Бога правильно).
«И, будучи больным, бежит навстречу трем путникам, стоящим на дороге, чтобы предложить им воду для омовения ног, и снова бежит - на этот раз на пастбище, чтобы выбрать лучшего теленка, и опять бежит - на кухню к жене. Зарезать теленка, испечь лепешки, подать гостям масла и молока - вот что в этот момент самое важное для Авраhама. Не уединение со своим Творцом и не постижение высших тайн - это Авраhам без колебания оставляет в тот же миг, когда, подняв глаза, видит усталых путников, истомленных жарой, страдающих от жажды, мечтающих о воде и тени. И обратим внимание, как настойчиво Тора повторяет здесь слова, ключевые для понимания характера истинного гостеприимства:
18:2 И УВИДЕЛ: ВОТ,
ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ...
И ПОБЕЖАЛ ИМ НАВСТРЕЧУ...
18:6 И ПОСПЕШИЛ АВРАhАМ В ШАТЕР, ...
К САРЕ, И СКАЗАЛ ЕЙ: "ПОТОРОПИСЬ...
ЛУЧШЕЙ МУКИ ЗАМЕСИ
И СДЕЛАЙ ЛЕПЕШКИ!" :
18:7 И К СКОТУ ПОБЕЖАЛ АВРАhАМ,
ВЗЯЛ ТЕЛЕНКА ХОРОШЕГО, НЕЖНОГО...
И ПОСПЕШИЛ ПРИГОТОВИТЬ ЕГО. :
Эти слова учат нас, как следует исполнять заповедь о гостеприимстве. И этому примеру следовали наши предки в течение всех долгих лет изгнания; даже еврей-бедняк не желал начинать субботнюю трапезу, если в его доме не было гостя, даже самая нищая и угнетенная еврейская община Восточной Европы, даже самое заброшенное местечко могло гордиться тем, чем не могут похвастаться в наши дни самые роскошные столицы по обе стороны океана, - выражаясь словами Иова - "На улице не будет ночевать пришелец" (31:32)!
1Поскольку это первый случай в Торе, когда посланник называется Именем пославшего его, Рашбам, комментируя стих 18:1, дает этому более подробное разъяснение и приводит аналогичные места: Шмот 3:2, 3:4 и в особенности Шмот 23:21, где об этом сказано прямо: "Так как он (ангел) носитель Имени Моего".
2 Аналогичным образом вынужден Рашбам делать исключения и в следующей главе: фразу "А Господь лил на Сдом дождь из серы и огня" он разъясняет: "Господь, то есть, ангел Гавриэль", а продолжение ее «посланный Господом» «самой Шхиной». В этом он идет вслед за "Мидраш Раба" и "Мидраш раби Танхума"».
Теперь вы, очевидно, поняли, с какой целью вставлен здесь этот драгоценный текст. Ну, а, если нет, то поясню. Еврей доказывает евреям, что перед ними явление Бога, которое Авраам оставляет ради гостеприимства, и три Ангела, которые носят имя Бога.
Три Ангела представляют собой одного Бога в Трех Лицах. Пресвятая Троица, помилуй нас!
Вот какой праздник был у Авраама после обрезания. И у нас с вами. Ибо Ангелов видит Авраам, но обращается к Ним, как к Богу.
Лот видит Ангелов, но говорит с Ними, как с Богом. Более того, Ангелы принимают решение сделать то и другое. Но это чисто еврейская точка зрения, современная, и весьма добротная, только немного не доделанная до конца.
А нам с вами надо доказать православную.
Мы пойдем немножко иначе, опустим мораль, и очень сухо и сдержанно разберем текст, опираясь на русский перевод, ибо вы сами убедились, что он не хуже еврейского.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
(Бытие 18:13,14).
Пророчество произнесено, все трое встали и направились к Содому.
«И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их».
(Бытие 18:16).
И тут перед нами разворачивается речь одного Ангела - Бога.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.
(Бытие 18:17-19)
Пророчество о том, что благословятся в Аврааме все народы земли подробно разбирает Апостол Павел, и ради пророчества Господь совершает Свою материализацию.
Согласитесь, прямая речь Господа неожиданно заканчивается словами Ангела: "исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем", что, естественно вызывает недоумение.
Кто сказал Аврааму?
Если говорил Господь, то почему Он в конце предложения говорит о Себе в третьем лице?
Если говорил Ангел, то почему его автор называет Господом?
Ответ: перед нами Ангел, который носит имя Бога, и вся его речь заключается в этой фразе, а все остальное говорил Бог, голос был Бога Отца, ибо и на Крещение Иисуса Христа, народ не видел Лицо Отца, но голос Его слышал. Материализация речи это тоже явление из мира несотворенного в мир сотворенный.
«20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа».
(Быт.18:20-22)
