Пророк Господа не сам избрал свой путь, а был избран Богом задолго до своего рождения, как мы только что прочитали в Евангелии от Луки.
Креститель от Бога узнал о Мессии и был послан Богом, потому в Писании Его иногда называют Ангелом, Посланником.
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф».
(RST Малахия 3:1).
«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
(RST От Матфея 11:10).
«1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
(RST От Марка 1:1-3).
В Евангелии от Иоанна пророк говорит довольно подробно, как послал его Господь и для чего.
«15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».
(RST От Иоанна 1:15-36).
Странно, как автор фильма не заметил такого длинного свидетельства в Евангелии от Иоанна!
Или не пожелал заметить?
Автор фильма говорит, что Христос искал свой путь.
Наш Бог Иисус Христос никогда не искал пути, ибо Он Сам путь, и истина, и жизнь. Так Он говорит о Себе Сам:
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
(RST От Иоанна 14:6).
Иисус Богочеловек, Свет истинный, Который пришел спасти верующих в Него.
Апостол Иоанн называет Его Словом:
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
(RST От Иоанна 1:1-14).
Под словом «слава» Апостол подразумевает свет, который видели Ученики Христа на горе Фавор, когда Он преобразился перед ними.
Странно, наш просветитель и этого, оказывается, не читал.
Но дадим ему слово, может быть, дальше он как-то упомянет о том.
А дальше нам говорят, что Христос не проповедовал до заключения Иоанна в темницу.
Это неправда.
Господь наш Иисус Христос проповедовал и до заключения Иоанна в темницу, о том, при желании, можно прочитать в Евангелии от Иоанна:
«22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним».
(RST От Иоанна 3:22-28).
Жест Иоанна Крестителя и других персонажей Леонардо.
Жест везде указывает на Бога. Иногда он имеет вопросительное значение, иногда восклицательное, тем не менее, художник всегда связывает его с именем Бога.
Но нигде не противопоставляет пророка Богу, так, в «Тайной Вечери» перстом Апостол отрицает саму возможность предательства, он, словно говорит под кистью художника: «Это невозможно! Кто осмелится предать Бога?», а в картине, не завершенной художником, жест Анны помогает выразить мысль маленького пророка, который страдает от своего одиночества в пустыне, и в какую-то горькую минуту мысленно спрашивает Иисуса Христа:
«19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам»?
(RST От Луки 7:19,20).
Художник объединяет свои детские воспоминания и фразу Иоанна, сказанную в темнице, возможно, тогда, когда его горько обидели, и под настроение начинает писать, затем, оставляет картину, так как настроение у него меняется уже в процессе работы над ней. И зрителю остается на века ослепительная улыбка Богородицы, Которая помогает маленькому Сыну призвать Иоанна на подвиг и одновременно утешить его, коснувшись, страдающего ребенка.
«13 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
14 А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!"
15 Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».
(RST Исаия 49:13-15).
Никакой ереси в том нет.
Чтобы понимать картины Леонардо, необходимо знать Евангелие, ибо, обратившись к апостолам, мы тут же найдем ответ на поставленный вопрос. Художник синтезирует две мысли в одну и рисует образ ребенка Иоанна, к которому обращается Христос, но следует фразу Бога понимать, как обращение ко всем христианам:
«1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
(RST От Матфея 18:1-6).
Когда же уставший от житейских невзгод, Леонардо вспоминает об Иоанне, заточенном в темницу, то припоминает фразу взрослого пророка, ожидавшего освобождения из темницы при помощи Божией, и не оказанной ему. Пророк, услышав о делах Божии, надеется чудом Христа получить свободу, ибо не знает, что его крест гораздо выше того, что он пронес до сих пор. Он посылает учеников своих к Иисусу, чтобы напомнить о себе, и, если можно, вымолить милость. Не сомнения его печалят душу, а великая вера в то, что Господь не оставит его в темнице и поможет как-то покинуть ее. Так может верить только ребенок, понимающий чудо, как нечто совершенно обычное, реальное, происходящее в мире постоянно со всеми. Ну, если со всеми происходит, то почему мне нельзя?
«2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне».
(RST От Матфея 11:2-14).
Почему последовал такой странный ответ Христа? Кажется, что Господь похвалился Своим могуществом, и не помог.
В действительности Он помог Иоанну, подтвердив Свои чудеса, хотя не сказал ему прямо: «Да, Я Бог, Который должен придти, и ты неси свой крест до конца, ибо тебе еще предстоит сойти в ад и благовествовать обо Мне там».
Но Иоанн понял, понял свой крест и художник, ибо считал своим долгом изобразить мысли Христа об Иоанне:
«7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
(RST От Матфея 11:2-14).
Иисус упоминает о колеблемой трости, чтобы подчеркнуть, что Иоанн не таков, что прислал он гонцов не от того, что колебался и перестал верить в Бога, а для того, чтобы уточнить свой крест и свой путь. Господь очень высоко отзывается о Своем Посланнике, ставит его выше всех из рожденных женами, но подчеркивает, что Иоанн не обожен, его тело не благодатноматериальное, и потому он меньше всех в Царствии, а по сути, быть там пока не может. Христос не Ангелов Своих возвышает, не унижает Иоанна перед ними, а показывает народу, что даже самый любимый его пророк, который отдаст жизнь свою за Бога, не сможет жить в Царствии, если не обожит свою душу и тело.
«13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна».
О чем прорекли пророки и закон до Иоанна, и является ли Иоанн пророком: может быть, под словом «все» следует понимать только тех пророков, которые прорекли до Иоанна, а Иоанн уже не пророк?
Все пророки прорекли о приходе Иисуса Христа на землю и о Его жизни на земле, Иоанн завершает их пророчество тем, что чуть ли не пальцем указывает на Того, о Ком прорекли все пророки:
«29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
(RST От Иоанна 1:29-34).
Исаия говорит о Христе как о Сыне Божием, Который родится от Девы:
«14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе»;
(RST Исаия 7:14,15).
Пророк Михей предсказывает место рождения Владыки, происхождение Которого от дней вечных:
«2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.
4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли».
(RST Михей 5:2-4).
Исаия предсказывает, что Рожденного будут называть Богом:
«И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его»!
(RST Исаия 25:9).
Варух предсказывает, что Бог явится на земле и будет жить между людьми:
«36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним.
37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю.
38 После того Он явился на земле и обращался между людьми».
(RST (неканон.) Варух 3:36-38).
Исаия говорит о рождении Сына, Бога, Отца вечности от семени Давида:
«6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
8 Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля»,
(RST Исаия 9:6-8).
Апостол Павел подтверждает все сказанное о Христе пророками:
«1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»?
(RST К Евреям 1:1-14).
А теперь мы с вами можем ввести пророчество Исаии о том, что Рожденный Сын Божий возьмет на Себя грехи мира, потому Иоанн Креститель называет Его Агнцем Божиим, ибо евреи по закону приносили Богу в жертву за грехи свои непорочных ягнят, тельцов, голубей, козлов. Господь же наш, Иисус Христос пришел взять на Себя все грехи мира, всю вину за преступления наши, и умереть вместо всего человечества, совершающего грехопадения. Таким образом, Иоанн Креститель завершает предсказанное о Христе, сообщая о Христе, что Он пришел и берет.
