В.Н.Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ.

Тогда Моисей видел Бога в свете, теперь он вступает в мрак, но то, что в этом мраке - Бог, где наши

понятия теряют смысл. В нашем духовном восхождении только все более и более достоверно открывается
абсолютная непознаваемость Божественной природы. Все более и более к ней устремляясь, душа непрестанно
растет, из себя выходит, себя превосходя, в жажде большего; так восхождение становится бесконечным,
жажда - неутолимой. Это любовь возлюбленной из "Песни Песней": она протягивает руку к замку, ищет
Неуловимого, зовет Того, Кого не может достичь, и достигает Недостижимого в сознании, что соединение
будет беспредельным, восхождение - бесконечным.




Божественные имена, как и энергии, бесчисленны; но природа, которую они раскрывают, пребывает неименуемой,
непознаваемой; мрак, сокрытый преизобилием света.


Неправомыслие, в котором обвиняли Оригена, коренилось в известной нечуткости этого великого христианского
мыслителя к Божественной непознаваемости; его интеллектуальная позиция делала из наставника катехизической
Александрийской школы религиозного философа, нежели богослова-мистика. По Оригену "Бога не должно считать
каким-нибудь телом или пребывающим в теле, но - простою духовной природой, не допускающей в себе никакой сложности.


Поэтому Церковь должна была бороться с оригенизмом и всегда будет бороться с учениями, которые, восставая на
непознаваемость Бога, подменяют философскими понятиями опытное познание сокровенных глубин Божиих.




Мы стали различными людьми (des hommes differents). У нас один и тот же Бог, но мы перед Ним
- различные люди и не можем одинаково мыслить о природе наших к Нему отношений"[11]. .........
...Мы смогли бы тогда дать себе отчет о тесной связи, всегда существующей между догматом, исповедуемым Церковью, и
духовными плодами, которые она порождает, ибо внутренний опыт христианина осуществляется в
кругу, очерченном учением Церкви, в обрамлении догматов, формирующих его личность..............
религиозный догмат может изменять самый ум того, кто
его исповедует: такие люди отличаются от тех, что формировались на основе иной догматической
концепции. ..............................Нужно принимать вещи такими, какими
они есть, и не пытаться объяснять разницу духовной жизни па Западе и на Востоке причинами
этнического или культурного порядка, когда речь идет о наиважнейшей причине - о различии
догматическом. Не нужно также убеждать себя в том, что вопрос об исхождении Святого Духа
или же вопрос о природе благодати не имеет большого значения для христианского учения в
целом, якобы остающегося более или менее одинаковым и для римских католиков и для
православных. В таких основных догматах именно это "более или менее" и важно, ибо оно придает
различный уклон всему учению, представляет его в ином свете, иными словами - порождает иную духовную жизнь.