Иустин Мученик (ок. 100-156 гг. н.э.)
"Итак, если мы иное утверждаем согласно с уважаемыми у вас поэтами и философами, а другое - полнее и достойнее Бога, нежели они, и притом мы одни имеем доказательство, то почему так несправедливо ненавидят нас более всех? Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом, то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когда учим, что души злодеев, и по смерти имея чувствование, будут наказаны, а души добрых людей, свободные от наказания, будут жить во блаженстве, то мы говорим то же, что и философы.
Во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесном и о подобных предметах, пользовались они от пророков, - через них могли они понять и излагать это. Поэтому у всех, кажется, есть семена истины.
Если бы смерть вела в состояние бесчувствия, то это было бы выгодно для всех злодеев. Но так как у всех живших остается чувство, и всем предлежит вечное мучение, то не колеблитесь убедиться и верить, что истинно то, что я говорю.
Судьей будет Христос и души их будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению".
"Первая апология", гл. 20, 44, 17, 8
"Но в то же время я не утверждаю, чтобы души уничтожились, ибо это было бы весьма выгодно для злых. Что же бывает с ними? Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные в худшем, ожидая здесь времени суда".
"Разговор с Трифоном Иудеем", гл. 5
-------------------------
Афинагор Афинянин (II век н.э.)
"Кто думает, что не будет суда за эту жизнь, как бы ни проводил ее хорошо или худо, ни воскресения, но что вместе с телами, погибает и как бы угасает и душа, те, по всей вероятности, не удержатся ни от какого преступного действия. А кто убежден, что никто не укроется от суда Божия и что само тело понесет наказание вместе с душой, для которой оно служило орудием неразумных влечений и страстей, те весьма основательно думать будут избегать и малейшего греха".
"Прошение за христиан", ок. 176-180 гг. н.э.
"Равным образом нельзя сказать и того, чтобы представлялась какая несправедливость по отношению к самому человеку воскрешаемому. Он состоит из души и тела; но тогда не будет сделана несправедливость ни по отношению к душе, ни по отношению к телу. Никто рассудительный не скажет, что будет обижена душа; иначе он вместе с тем отвергнет и настоящую жизнь. Ибо если ныне, обитая в теле тленном и подверженном страданию, она не терпит чрез это никакой несправедливости, тем более для нее не будет обиды, когда станет обитать в теле нетленном и чуждом страдания. И в отношении к телу не будет никакой несправедливости. Ибо если ныне оно тленное (то есть тело), существуя вместе с нетленным (то есть душой), не терпит обиды: то очевидно, само сделавшись нетленным и существуя вместе с нетленным, чрез это не будет обижено...
Непременно должно быть воскресение тел, умерших и совершенно разрушившихся, и вторичное существование тех же людей; ибо естественный закон определяет цель ни для человека вообще и ни кое-кого из людей, но для тех самых, которые провели эту жизнь, а они не могут опять существовать, как те же люди, если те же самые тела не будут возвращены тем же самым душам. Но чтобы тоже самое тело приняло ту же самую душу, это не иначе возможно, как только чрез воскресение.
Он (Бог) создал человека из бессмертной души и тела Если же решительно во всех делах Божиих и исходящих от Него дарах нет ничего напрасного, то совершенно необходимо, чтобы БЕССМЕРТНОЙ душе соответствовало вечное пребывание и тела, сообразно с его природой...
Люди по душе имеют от сотворения непрерывное существование, но по телу получают нетление (только) после изменения. Таков смысл учения о воскресении... таким образом мы не равняем нашу смерть со смертью животных"
"О воскресении мертвых", 80-е гг. 2-го века н.э.
