города Декаполиса (черный шрифт)

Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	9109-The-Decapolis-map-376x536 (281x400).jpg
Просмотров:	1
Размер:	85.6 Кб
ID:	10625935Согласно данным евангелий большую часть времени Иисус проповедовал не в Иудее, а в родной Галилее и землях Декаполиса. Потому как "Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его" (евангелие от Иоанна 7:1) Декаполис представлял собой союз греческих колоний-городов, берущих свое начало еще со времен Александра Македонского в IV в.до н.э. Города были основаны по образу и подобию греческих полисов. Согласно Плинию Старшему в союз входило 10 городов (новозаветное Десятиградие), но на самом деле союз постоянно расширялся со дня основания и некоторые античные авторы указывают до 18-19 городов Декаполиса. Сложно переоценить значение этого факта для понимания исторической канвы новозаветных событий. Стремление Иисуса, помимо родной Галилеи, проповедовать в эллинских городах может объяснится только достаточной культурной и духовной близостью - Его там просто понимали и принимали, о чем и свидетельствует Новый Завет: "следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия" (Евангелие от Матфея, 4:25; Евангелие от Марка, 5: 20; 7:31 и др.). Знаменитое изгнание Иисусом бесов в хрюшек также произошло в Гадаре - земле Декаполиса. Привязанность Иисуса к греческим городам заставила даже иерусалимских фарисеев приехать в Декаполис - землю Генисаретскую (Евангелие от Марка, 7:1) - очевидно, что Он не слишком спешил в Иерусалим. Еще к примеру, не все знают, что маленькое поселение Назарет не было захолустьем, а находилось непосредственно на караванном пути из Дамаска на юг - следовательно было местом оживленным во всех смыслах, более того - Назарет находился всего в 6 км от Сепфориса и в 40 км от города Скифополя, население которых, как и всего Декаполиса с Галилеей было смешанным эллино-арамейским. Скифополь в то время слыл жемчужиной Декаполиса. Город получил свое название благодаря отряду наемников-скифов из войск Александра Македонского, принявшего участие в его основании. В нем процветала греческая культура и культ Диониса. О священных, культовых для греков захоронениях в Скифополе упоминал Павсаний, греческий писатель и географ II в. В целом же, достаточно взглянуть на карту греческих колоний начала эры чтобы оценить весь масштаб эллинского влияния в период проповедования Иисуса. Влияния этнического, культурного и религиозного. Вот что пишет на эту тему Джекоб Коннер:

"Начало греческого влияния в этом регионе датируется 332 г. до Р.Х., когда воины Александра Македонского обнаружили превосходные, но малонаселенные земли на восточной стороне Иордана. Они немедленно заняли их, но им еще предстояло узнать, что причина, по которой эти земли были свободны, состояла в том, что они подвергались набегам арабов. Но греки были воинами, покорителями мира, и скоро к ним присоединились колонисты из греческого мира. 'Им нужно было лишь пересечь море по направлению к горе Кармил и выйти к бродам Иордана. Каждый из десяти (Smith G. Л. Historical Geography of the Holy land P. 599, 608. ) городов, которые они основали, имели значительные пригородные территории с редкими разбросанными вокруг деревнями, которые входили в конфедерацию для оказания сопротивления арабам. А в ней была большая потребность, так как однажды арабы нанесли грекам крупное поражение и вытеснили бы их, если бы вовремя не пришла помощь от Помпея и его римских легионов. Таким образом, власть Рима, угнетателя Греции, приветствовали в Десятиградии (Декаполисе) как освободителя.

При римском правлении Десятиградие, или восточная Галилея, достигло высокого уровня развития уличные колоннады, арка, форум, храм, баня, мавзолей в кричащих дорическом и коринфском стилях. В некоторых городах был амфитеатр или даже два или несколько, как в Гадаре и Канафе, имелись прекрасные храмы, декорированные в классическом греческом стиле. Их религия была чисто греческая. Дороги были вымощены, велись разнообразные общественные работы, такие как строительство акведука в Гадаре, который доставлял воду из источника на расстояние тридцати километров. За исключением Дамаска, который был включен в Десятиградие как жест доброй воли, Декаполис охватывал большую часть территории от Галилейского моря (Генисаретского озера), простираясь далее на восток к пустыне и на юг до Филадельфии. Четыре города - Пелла, Скифополь, Гадара и Иппос владели обширной территорией, образуя сплошной пояс греческого контроля вдоль и через Иордан. Таким образом, на значительном расстоянии очень важный участок этой реки был греческим.

Во времена служения Христа Декаполис (Ibid. Р. 602, 607.) процветал. Гадара с ее храмами и амфитеатрами, с ее искусством, играми и литературой нависала над Галилейским озером и рыбачьими лодками.
Главный эпикуреец предыдущего поколения, основатель греческой антологии, некоторые известные острословы тех дней, воспитатель царствующего императора - все жили в пределах видимости домов, принадлежащих составителям Нового Завета. Филодем, Мелеагр, Менипп, Феодор этими именами гордилась одна часть Галилейского озера, в то время как Матфей, Петр, Лука и Иаков трудились на противоположной стороне. Невозможно поверить, что эти два мира, охватывающие единый ландшафт, не сталкивались друг с другом."