Иисус Христос проповедует в храме
В Ветхозаветные времена Бог предоставил человеку возможность самому исполнять все Его повеления. В этом есть главное отличие Ветхого и Нового Завета. Вся воля Божия для человека была записана в Законе, который Бог дал Своему народу, Израилю. В книге Левит 18:4 записано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Возьмём, к примеру, ещё одно обращение Бога к Своему народу в книге Левит 11:44: будьте святы, ибо Я свят. Смысл этих обращений Бога к народу следующий: Я свят, и ко Мне не может приблизиться ничто преданное греху, мерзости и лжи. Я ваш Бог, Я Сам приблизил вас к Себе, поэтому будьте святы и вы.
И уже в Новом Завете мы читаем: делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех,- послание к Римлянам 3:20. Это означает, что Бог дал Закон Своему народу не для того, чтобы люди оправдывались пред Ним своими делами, но только для того, чтобы они познали через Закон свой грех и перестали грешить пред Богом. Оправдание же человек получает только через жертву Сына Божьего, Иисуса Христа.
В Ветхозаветные времена в Израиле возникло много законнических духовных школ и учений. Самые распространённые из них секты книжников, фарисеев, законников. Иисус Христос очень отрицательно относился к ним. Вот одна из характеристик Господа книжников и фарисеев: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их,- евангелие от Матфея 23:2-4. Книжники, фарисеи и законники стояли на страже Закона и считали себя служителями Божьими. Главное, что отмечал Господь в этих служителях их лицемерие. Зная высокие требования Закона, они проповедовали предписания Закона для людей, но сами не исполняли их. Такая лживая праведность не устраивает Господа, поэтому Он обращается к нам с такими словами: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное,- евангелие от Матфея 5:20. Это очень серьёзное обращение к нам, предупреждающее нас не быть лицемерными и лживыми по отношению к себе и к людям, то есть проповедовать людям такое Евангелие, которым живём сами. Иисус Христос предупреждал Своих учеников: берегитесь закваски фарисейской, евангелие от Матфея 16:6. Тем самым Господь призывает нас беречься лжи и лицемерия, чтобы и нам не стать окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты,- евангелие от Матфея 23:27. Иначе говоря, Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы наше исповедание не расходилось с нашими делами.
Нагорная проповедь
Ветхозаветная заповедь любви гласит так: люби ближнего твоего, как самого себя,- Левит 19:18. Господь, Иисус Христос, в Новом Завете даёт нам новую заповедь любви: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих,- евангелие от Иоанна 15:12-13. Итак, прежде всего, Господь обращает наше внимание на пример Своей любви к нам, то есть преподаёт нам стандарт новой, жертвенной любви друг к другу. Это не было пустой фарисейской декларацией делать то, что Он Сам делать не мог. Но как написано: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками,- послание к Римлянам 5:8. Однако, и в этой ситуации мы можем сказать Ему: Господи, но разве это возможно для нас? Ты это совершил, отдал Свою жизнь за людей всего мира, но Ты есть Само Совершенство, Господь с неба, а мы плоть. В евангелии от Матфея 19:25-26 записано ещё одно наставление Иисуса Христа для Его учеников: ученики Егосказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Это снова повод к нашему возмущению: как же быть нам, как нам попасть в Царствие Божие, как спастись и иметь жизнь вечную?
Новый Завет это Завет благодати Господа, Иисуса Христа. В евангелии от Иоанна 15:4-5 Господь говорит нам: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Если ветхозаветные фарисеи, книжники, законники говорили людям: делайте, исполняйте, а сами не в состоянии были всё это исполнить, то Господь говорит нам: для того, чтобы исполнять Божью волю быть праведным, любить всех, быть мудрым, родиться свыше, наследовать Царствие Божие для всего этого необходимо только одно пребывать во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего. Итак, Иисус не требует от нас исполнения того, что нам не под силу. Дух Святой даёт нам новую духовную установку через Апостола Павла: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе,- послание к Филиппийцам 4:13. Это означает для нас мы можем быть совершенными, пребывая во Христе Иисусе.
Как это обычно бывает с нами мы ищем внутри себя различные добродетели, к примеру, хотим быть праведными и начинаем стараться быть праведными, но нас хватает ненадолго на день или два. А в послании 1-Коринфянам 1:30 написано: От Него (Бога) и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Это означает для нас пребывая в Иисусе Христе, мы живём с Его мудростью, Его праведностью, освящаемся Им и имеем искупление через Него, то есть прощение наших грехов и спасение.
В Писании сказано: ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти,- послание к Колоссянам 2:9-10. Итак, мы имеем в нашем Господе полноту всего праведность, любовь, искупление, спасение, Он находится на наших устах, когда мы благовествуем, Он есть наша премудрость, в Нём наша полнота Божества иначе говоря, в Иисусе Христе мы имеем всё! Нам не нужно искать ничего своего, но искать только одного Господа, Иисуса Христа, быть в Нём, совершать всё в Нём. Как написано в Деяниях Апостолов 17:28: ибо мы Им живем и движемся и существуем мы Его и род. Итак, Новозаветная установка нашей жизни ищи Иисуса в своей жизни, всё что делаешь, делай с Ним, молись и призывай Его участвовать во всех своих делах, больших или малых. Он Сам сказал: без Меня не можете делать ничего!
Христос даёт наставление Своим ученикам