Храм Воскресения Господня
Путь к храму

От южных ворот Русских подворий идти прямо до Яффских ворот (825 арш.) (2), пройдя которыя, продолжать путь прямо, мимо дома Давида, по улице Давида, пропустить налево две улицы, а направо - площадь перед замком Давида, затем повернуть налево, в первую после них улицу, называемую христинаскою. (254 арш.), по которой идти прямо до тех пор, пока будет узкий проулок направо(204 арш.), в который повернуть. Проулок поворачивает налево, а затем направо спуститься по ступеням и выходишь (82 арш.) на площадку храма Воскресения. Таков был прежний путь к храму Воскресения, по которому шли Русские паломники со времени сооружения Русских подворий в 1864 год. Но в 1890 г. Турецкое представительство в северной городской стене проделало новыя ворота, названныя, в честь султана, воротами Абдул-Гамида, что сократило дорогу от Русских подворий до храма Воскресения на десятую часть пути (133 арш.) Чтобы пройти этою дорогою, нужно от южных ворот Русских подворий идти прямо до дороги ведущей в Гефсиманию (260 арш.), потом повернуть налево и идти вдоль северной городской стены до ворот Абдул-Гамида (204 арш.), тут повернуть направо и, войдя в город воротами, идти прямо до конца улицы (169 арш.), затем повернуть налево и, пропустив налево две улицы, повернуть налево (219 арш.) по Патриаршей улице и мимо православного монастыря Св.Николая и, патриархии выйдти на Христианскую улицу (211 арш.). Здесь повернуть направо и идти до узкого проулка (35 арш.), который как сказано выше, ведет на площадку к Храму Воскресения.



Площадка перед храмом Воскресения
Площадка эта четырехугольная, имеет до 36 арш. Длины и 27 арш. Ширины. Прямо по спуске со ступеней открытый проход ведет в противоположную улицу, запирающуюся калиткою и ведущую к базару и Русскому Александровскому подворью блих Храм Воскресения; она в прежнее время называлась улицею Ваий. Спустившись, 3-мя ступенями, с этого прохода налево, выходишь на площадку. Впереди всю ширину ея занимает храм Воскресения. Левую сторон, от самого прохода до Храма Воскресения, занимает старая православная патриархия, прежде бывший монастырь Св.первомученицы Феклы, в которую налево с площадки ведет около колокольни дверь. На правой стороне, начиная от Храм Воскресения, первая дверь ведет в коптскую церковь во имя св.Архангела Михаила, вторая дверь в армянскую церковь во имя Св.Иоанна Крестителя, а третья дверь в православный монастырь св.Авраама. Дверь, выходящая в проход, против Храма Воскресения, ведет в православное Гефсиманское подворье.
Мы прежде всего направляем путь к храму Воскресения.



Прошлое храма
Храм Воскресения Господня величайшая Святыня христианства, ибо здесь совершилось искупление рода человеческого. Здесь Голгофа, на которой крестною смертию пострадал Иисус Христос за грехи наши, здесь ложе, на котором покоилось три дня тело Богочеловека.

Место распятия и трехдневного упокоения Спасителя мира было хорошо известно Его ученикам и Святым женам, видевшим кончину и воскресение Его. И теперь мы посещаем часто места погребения близких, кольми паче близкие к Господу нашему Иисусу Христу, из любви и привязанности к Нему, должны были посещать места, освященные Его Великой искупительной жертвой за род христианский. Когда 38 лет по смерти Иисуса Христа, Римское воинство, под предводительством Тита, подступило к стенам Иерусалима, Иерусалимской Церковью правил преемником Св.Иакова, брата Господня, на престоле Иерусалимском, Св.Симеон, сродник Господень и один из 70 апостолов (27 апреля и 18 сентября). Видя приближение времен, предсказанных Иисусом Христом, Св.Симеон собрал всю свою паству и удалился с нею из града, предназначенного разрушению, в город Пеллу, ныне Фахил, по ту сторону Иордана, против Бесана. Когда разрушение Иерусалима совершилось, христиане вновь возвратились в город с тем же своим Святителем, которому как очевидцу кончины Спасителя, не трудно было, среди всеобщих развалин, отыскать скалу Голгофы и пещеру погребения. Св.Симеон мученически склонился около 107 г. по Р.Х., во время гонения на христиан при Траяне. Таким образом, слишком столетия современники Спасители и свидетели Его кончины были оберегателями Святых мест нашего искупления. Не могли же современники указание этих мест таить про себя, очевидно, они неоднократно приводили сюда последующее поколение обращенных, разсказывая им совершившееся здесь. И не одному или двум, а целым сотням и тысячам. Могли ли поэтому исчезнуть из памяти христиан места крестной смерти и погребения Иисуса Христа. Почти через 30 лет по смерти Св.Симеона, император Римский Андриан, чтобы удалить христиан от этих Святых мест, что служи подтверждением посещения оных, приказал завалить мусором и сравнять все место между Голгофой и пещерой погребения и соорудит сверху языческий храм.


Так прошло почти 200 лет. Места нашего спасения были сокрыты от глаз, но самый, сооруженный на них языческий храм указывал их приходящим на поклонение христианам. Когда Св.равноапостольный император Константин принял христианство, то первым его делом. После Вселенского собора в Никее, было приказать правившему тогда Иерусалимскою Церковью СвюМакарию (27 февраля) соорудить на месте нашего искупления храм, который и был освящен в 333 г. по Р.Хр. Евсевий Памфил, тогдашний митрополит Кейсарийский и первый историк церковный, освящавший его, оставил нам подробное описание этого храма. Начинаясь там , где и ныне к западу начинается храм Воскресения, он простирался до того места, где ныне на Александровском подворье возвышаются из земли остовы столбов, некогда украшавших вход в этот храм с востока. Самая пещера погребения была отсечена от скалы, в которой находилась, для того, чтобы можно было её всецело включить в воздвигнутую круглую часовню, которую окружали 12 столбов, по числу апостолов, и которая называлась по гречески Анастазис, т.е. Воскресение. От нея на восток шел собственно храм, перед которым был четвероугольный двор с крытыми кругом ходами, а во двор с торговой площади вела лестница, украшенная столбами, остатки которых, как сказано выше, находятся ныне в Александровском подворье. Все это было украшено дорогими мраморами и блестело золотом и драгоценными камнями. В храм раздавались поучения епископа Иерусалимского Св.Кирилла (18 марта) и первого патриарха Иерусалимского Св.Ювеналия (2 Июля), в нем молились Великие Палестинские подвижники: Св. Харитоний (28 сентября), Св.Герасим (4 марта), Св.Феодосий (11 Января), Св.Савва Освященный (5 декабря), перед дверьми его Пресвятая Богородица остановил Св.Мари. Египетскую (1 Апреля) и приказала ей в пустыне Иорданской искать путь к спасению.



ИСТОЧНИК СИМВОЛ-ВЕРЫ