Часть1.
Посвящение
Прекрасный вытесанный камень лежал у ног строителей. Когда его тесали, то там и тут был слышен шум, но всегда с надеждой, что однажды этот камень встанет в основании мессианских собраний Израиля. Сейчас нет никакой нужды говорить о резчике камня, но нужно отметить, что этот камень был вытесан в соответствии с Царским планом. Пусть Господь изольет Духа Своего на строителей, Духа мудрости и понимания, Духа совета и силы, Духа знания и страха Божия, чтобы положить этот прекрасный камень в основание. Благодарю Иосифа Шуляма и Габриэля Гроссмана (ушел в мир иной в 1990 году), которые подавали идеи, помогали и направляли.
Краткий обзор
Термин «хлебопреломление» можно найти в литературе Нового Завета, в раввинистической литературе и в некоторых частях свитков Мертвого моря, чтобы иметь представление об этой практике в ее культурном и историческом контексте. Это понятие относится к еврейской культуре периода Второго Храма и далее к периоду Мишны как акт преломления хлеба на части при совершении благословения над пищей в начале трапезы, причем каждый ее участник получает ломоть этого хлеба, который был преломлен с благословением одним из присутствующих. Сам термин «преломление хлеба» происходит от названия встречи братства, практикуемой ранними еврейскими верующими и продолженной верующими язычниками за пределами Израиля. При хлебопреломлении верующие собирались в домашней уединенной обстановке (обычно по домам), чтобы вместе принять пищу и, в соответствии с заповедью Господа Иисуса Мессии, вспомнить о Нем в радости, прославив Бога. Эти встречи-хлебопреломления стали основанием собраний первых верующих.
Предисловие
Хлебопреломление являлось одним из трех основных видов деятельности ранней церкви, как это описано в Деян. 2:42-47. Чтобы понять суть хлебопреломления в ранней церкви, необходимо исследовать его в историческом и социальном контексте. Далее последует краткое объяснение сущности собрания верующих в Иерусалиме, сравнение хлебопреломления с другими принципиальными функциями собрания и исследование письменных источников с целью определения, как и когда верующие в Иерусалиме преломляли хлеб.
Собрание христиан
Собрание, о котором идет речь в начальных главах книги Деяний Апостолов, было собранием евреев, жителей земли Израиля. Все их обычаи имели свои корни в иудаизме позднего периода Второго Храма. Разница между членами общины и остальными евреями страны была не столько в обычаях, сколько в религиозных принципах веры, Евангелии, которое они проповедовали своим образом жизни. Эти первые еврейские верующие в Иисуса назывались назареями.
Назареи и секта Кумрана имели много общих традиций, что показывает сравнение Деян. 2-6 гл. с несколькими страницами из кумранской «Инструкции по дисциплине». Многие из этих обычаев были, без сомнения, присущи и другим движениям внутри Израиля того времени. Кумранская секта вела общинный образ жизни, изолированный от остального общества. Они принимали вместе пищу, вместе молились и повторяли благословения, вместе трудились, и изучали Слово Божие, а также устраивали общие советы. Все эти «вместе» дали им название A-яхад, что переводилось как «община».
Назареи также использовали этот термин для обозначения общего количества всех верующих в области. Автор сего труда отметил этот технический термин в «Инструкции по дисциплине» и заметил, что автоматически в тексте Деян. 2:47 должен быть тот же термин и обязательно должен быть перевод термина а-яхад, с чем община себя отождествляла. Потом он понял, что это известный факт среди иерусалимских ученых. Термин a-яхад нельзя путать с другим, похожим на него бэ-яхад, т.е. «вместе». Это относится даже к их числу. Термин epi to auto также встречается в 1 Кор. 11:20; 14:23 по отношению к общине. Хотя назареи вели общинный образ жизни, как и секта Кумрана, но они не изолировали себя от общества. У назареев пожертвования носили добровольный характер, каждый в общине приносил столько, сколько мог. Идеал деления с ближним, излишком с теми, кто нуждается в самом необходимом, изображен Иоанном Крестителем в Лк. 3: 11.
Кумранская секта была организована в маленькие группы, называемые «хавурот» (ед. ч. «хавура»). В каждой такой хавуре было предположительно 10 человек.
Комментаторы текста объяснили это выражением «во всех своих жилищах», что означает каждое место, где несколько членов общины (а-яхад) могли находиться. Без сомнения, они имели в виду места их проживания (מגוריהם), потому что они встречались по домам. Эта организация деления на клетки-группы была также принята в общине назареев.В Кумранской секте, как и во всем Израиле, в порядке благословений первое было над хлебом, а следующее над вином.
«Когда они садятся за стол вкушать пищу, священник должен сначала возложить свою руку, чтобы благословить хлеб и вино». Комментаторы свитков говорят:«Основой ужина в древние времена всегда были хлеб и винo». Хлеб, вино и ужин были внешней культурной особенностью общины назареев и играли важную функцию в прославлении и общении.Некоторые детали из свитков Мертвого моря могуг показать, что обычаи, отмеченные в Мишне раввинами, пришли к ним во времена Второго Храма, а также помочь установить дату культурных особенностей, обсуждаемых в данной литературе.
Основные общинные занятия назареев
Лука говорит в Деян. 2:42, что назареи постоянно пребывали в трех основных видах деятельности:
1) учение апостолов,
2) общение в причастии,
3) молитва.
Во многих переводах это выглядит, как четыре занятия, в которых были упрочены верующие. Но, согласно греческому варианту, их всего три. Союз «kai» означающий «и», не разделяет «общение» и «хлебопреломление». Само строение фразы показывает, что хлебопреломление было поводом для общения. Общение являлось интегральной и неотделимой частью хлебопреломления. Важно помнить, что воспоминание Иешуа Господа Мессии было центром их общения. Когда мы рассмотрим природу хлебопреломления в его историческом и культурном контексте, то поймем, почему Лука видит общение и хлебопреломление как единое целое.
Публичные собрания общины
Первая церковь проводила свои служения учения в местах, открытых для публики. Лука говорит: «И каждый день единодушно пребывали в храме » (Деян. 2:46). Церковь собиралась для своих основных встреч в Соломоновом притворе, как сказано в Деян. 5:12. Они не смешивались с толпой, заполняющей храм, а приходили, чтобы посетить встречи общины (a-яхад), которая была вместе с тем прилюдной, открытой для каждого слушателя, пожелавшего присутствовать. Именно на этих встречах учили апостолы. Первая церковь не имела нужды в специальном месте для публичных встреч. Обычай учить при большом скоплении народа не был уникальным для церкви в Иерусалиме. В церкви Антиохии Шауль и Варнава «целый год встречались с церковью и учили в большом собрании». В церкви Коринфа проводились подобные встречи, как видно из указаний апостола Павла в 1 Кор. 14. Павел говорит о встрече целого собрания (a-яхад), как можно видеть из 23 стиха: « и войдут к вам незнающие или неверующие » и продолжения в следующем. Это говорит о том, что община практиковала встречи в больших собраниях, в местах, открытых для широкой публики.
Природа хлебопреломления
Другим видом встреч в первой церкви было хлебопреломление. Лука отмечает, что хлебопреломление в Деян. 2:46 было одним из внешних видов деятельности общины верующих. В ст. 46 есть только один основной глагол на греческом. А все остальные действия представлены как служебные составляющие этого основного глагола. Этот глагол metelambanon, означающий «делиться>. Чем они делились? Своей пищей. Где они делились своей пищей? В своих жилищах. В каких случаях они делились своей пищей? Когда они преломляли хлеб. Как они делились своей пищей? «Хваля Бога в веселии и простоте сердца». Из описания Луки мы можем понять, что преломление хлеба было неотделимой частью их ужина или общения.
Ниже будут перечисляться все ссылки на Новый Завет, где фигурирует слово «преломление». Все они, за одним исключением, связаны с пищей. Когда Иешуа накормил 5000 человек, Он, благословив, преломил хлеб. В лодке, готовой потонуть, Павел побуждал людей есть, благословив и преломив хлеб.
Может, читатель спросит, подобно автору: «А что насчет указаний в 1 Кор. 11? Разве они не противоречат указаниям, которые апостол Павел дал Коринфской церкви?». Перечитав главу, вы поймете, что последние слова и общий итог апостольских комментариев по теме следующий: «Поэтому, братья мои, когда вы собираетесь поесть, ждите один другого».
Другими словами, изначальной целью собрания было принятие пищи. Писания должны интерпретироваться согласно их простому значению и в контексте всей Библии. Нужно отставить в сторону наши сложившиеся точки зрения и отношение к традициям. Согласно этому стиху и в свете всех контекстов, в которых упоминается хлебопреломление, а также с учетом культурного фона (которого мы коснемся далее с точки зрения раввинистической литературы) и израильского прославления в Ветхом Завете, Павел бы никогда не запретил принимать пищу во время хлебопреломления! Века церковной традиции сделали так, чтобы мы думали, будто Павел запрещал есть во время хлебопреломления.
Павел хотел исправить недостойную манеру принятия пищи во время хлебопреломления. Он хотел подчеркнуть, что целью их встречи было общение и воспоминание Господа, а не наполнение желудка. Апостол с еврейским происхождением был поражен тем, что эти греческие верующие превратили хлебопреломление в культ прославления еды, когда вместо того, чтобы делиться, некоторые ели излишки пищи, которую они приносили для себя и своей семьи, тогда как другие, менее зажиточные, оставались на этой же встрече голодными. Подобное поведение не объединяло тело, становясь препятствием общению.