Искушение Авраама
Автор книги Бытие (а в данную книгу могли войти наработки Моисея, большую часть из которых он взял из известных на то время различных преданий, а завершили эти наработки уже ученики Моисея, которые свели их все в так называемое "Пятикнижие") описывает сцену искушения Авраама так, будто это Бог искушал праведника. Но в свете откровения Нового Завета, как утверждает Апостол Иаков, нельзя говорить, что Бог кого-то искушает, потому что Он никого не искушает и Сам не искушается злом. А это значит, что ветхозаветний автор не корректно описал ту сцену искушения. Просто автор не имел ещё такого просвещения от Духа, какое получил уже Иаков. Но ветхозаветний автор исходил из того, что за всем, что только может случится в этом мире, всегда стоит Бог, Который как Конструктор Мироздания так заложил в технические параметры Своих моделей возможное поведение, которое может совершать творимое зло, не переступая при этом границ дозволенного. И в этом значении Бог несомненно всегда стоит за сатаною и всяким злом, которое происходит в этом мире. Но в свете откровения Духа в Новом Завете правильнее говорить, что Бог попускает зло, предупреждая творящих зло, что они несут ответственность за творение зла и будут обязательно наказаны за свое зло Сам же Он призывает делать добро и не делать зло. И в этом значении Бог не искушает никого. Но каждый искушается будучи движимый собственной похотью. Тогда что же там могло произойти с Авраамом, о чем автор не корректно написал, что Бог его искушал?
Вообще приносить детей в жертву богам было обыденным явлением в те времена у язычников. И позже в текстах писаний Ветхого Завета Бог изобличает такую практику и относится к ней как к мерзости, которую Он не одобряет, а осуждает. А это даёт основания предположить, что Авраам видел такую практику у язычников, среди которых он жил. И вот однажды, наблюдая за очередным актом принесения в жертву ребёнка, Авраама посетил промысел, воздействия на ветхую его природу, как бы говоря: "Посмотри, как они любят своих богов! А ты так не любишь своего Бога! Или любишь? Докажи! Принеси в жертву своему Богу своего сына, тогда увидим, насколько ты Его чтишь!" И Авраам уловился на это искушение сатаны, и тоже решил проявить такую жертвенность Богу. Но в самый последний момент Ангел Божий остановил Авраама, не дав ему совершить убийства сына. Т.е., буквально это сатана искушал Авраама. Но Бог, как Творец и Конструктор Мироздания, стоял за сатаной. И не Бог предложил Аврааму принести в жертву сына, ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но это похоть Авраама отозвалась на искушение от сатаны. Авраам захотел доказать, что он чтит Бога не меньше, чем язычники чтили своих богов, принося в жертвы своих первенцев. Это было самочинство со стороны Авраама. Он искусился. Но так, как он это сделал не злостно, а искренне заблуждаясь и не распознав голос сатаны, то Бог вовремя вмешался и не позволил совершиться преступлению.
