Пообщался с кумой...
Пообщался с кусой на днях. Она давно член УПЦ МП. Сама она про-украинские имеет взгляды, за независимую от Москвы Церковь, осуждает агрессию РФ и негативно воспринимает поведение РПЦ и Гундяева. В принципе она давно уже готова к ПЦУ. В МП ее удерживает только привязанность к церкви, в которую она ходит много лет, дружба с подругами-сестрами, с которыми они много ездили в паломничество по святым местам. И если бы их церковь перешла в ПЦУ, она была бы только рада. И я у кумы спросил: "Какие у вас там доминируют настроения? Каким видите свое будущее? Как решать будете вопрос со своим статусом? Чьей версии понимания канонов ПЦ будете держаться, РПЦ или Константинополя?" Она ответила, что большинсиво просто плывет по течению. Как будет, так будет. При этом кума моя уже понимает, что каноны ПЦ, оказывается, имеют разное прочтение. В РПЦ и у греков их понимают не одинаково. Адепты РПЦ (как и УПЦ МП, да и всех других церквей, подпавших под влияние Москвы) фанатично убеждены, что именно интерпретация РПЦ и отражает в себе истинное вероучение ПЦ. И когда они сталкиваются по каким-то вопросам с интерпретацией греков, которая противоречит пониманию РПЦ, то первая реакция у них на то, это обвинить греков в ереси. Это также, как с Библией. Попадает человек в религиозную организацию, где используют Библию и одухотворяют ее тексты в духе предания этой организации. Он пропитывается этим преданием, в его разуме выстраивается системное мировоззрение, со своим представлением о Боге, о человеке, о спасение, о смысле жизни, о грехе, о критериях добра и зла, и о еще много-много-много о чем, из чего и состоит системное мировоззрение человека. И ему искренне кажется, что то у него библейское понимание. Он даже не допускает мысли, что мог принять ложное предание, которое и одухотворяет ему Библию так, как он ее понимает. А потом сходятся предсиавители разных религиозных школ, где у каждого свое предание понимания Библии, и начинают спорить друг с другом и обвинять оппонента в незнании Библии. "Ну какой же он тупой и слепой!" - негодуют они друг о друге, являя таким образом свою слепоту. Ибо не видят, что каждое предание имеет свою логику. Ведь в Библии можно увидеть все, что угодно, даже то, чего там нет. Дух предания одухотворит тексты Библии таким образом, чтобы они гармонично вписывались в целостное системное мировоззрение человека. И у него, в его системе координат, все будет выглядеть логично для него самого.
Вот так и с восприятием канонов ПЦ. Все зависит от духа предания, в каком эти каноны одухотворяются. И, как выяснилось, Константинополь и Москва не имеют единства духа по каноничности. Лично для меня это было откровением и новостью, когда я в-первые открыл, что греки и РПЦ не одинаковому учат. Ну откуда я мог об этом узнать, если мое изучение вероучения ПЦ с самого начала познавать начал через чтение книг учителей РПЦ. Естественно, я и историю Церкви читал так, как преподносили ее идеологи Москвы. Потому я прекрасно понимаю сегодня адептов УПЦ МП. Я сам был много лет членом этой церкви. И первое, чего бы я мог пожелать этим верующим, это увидеть, что у канонов ПЦ есть и другое прочтение, как и у Библии есть много прочтений. Чье понимание тех канонов истинное, у греков или у РПЦ - это уже другой вопрос. И рано к нему переходить, не разобравшись в первым. Не погасив религиозный фанатизм, разум не задействовать. Это как и с людьми, попавшими в тоталитарные секты. Пока они уверенны в своей непогрешимости, никакими аргументами свечение стекляных глаз не убрать. Потому что разум, с критическим самоанализом, вне зоны доступа. В таком состоянии люди готовы идти даже на мученичество. Белое братство тому в пример. Когда они зазватили в Киеве православный храм, и приехали правоохранительные органы, тогда еще ОМОН, и начали силой выносить сектантов на улицу, то белые братья и сестры пели псалмы, громко молились, а некоторые кричали, призывая мир покаяться и признать Марию Деви Христос как бога любви. И эти люди искренни были в своем самообольщении и никого не слушали, заявляя, что они, уверовав в Марию Деви Христос обрели блаженство и радость. И критический самоанализ они не позволяли себе, говоря, что сомнения от лукавого, а надо просто верить...
Только после того, как человек задействовал критический самоанализ, он может позволить себе задействовать разум для ревизии своих представлений, без чего из состояния "прелести" не выйти. И тогда уже можно задаться вопросом, кто же лучше понимает каноны ПЦ, РПЦ, перенявшая веру от греков, или греки, писавшие эти каноны...
2023.10.24
