Иер. 31:34




1) Отправной пункт мировоззрения.

Спросите у десяти человек: «Для чего ты живешь?». И получите десять разных ответов, а если и будут однотипные, то типа «не знаю», «никогда не думал об этом». Спросите у десяти человек: «Для чего существует диван?». И получите десять уверенных и практически одинаковых ответов. Итак, на какой же из двух вопросов нам легче дать ответ? Понятное дело, очевидно, на второй. А почему? Да потому, что диван создан нами, т.е. человеком. И, конечно же, мы отлично знаем, для чего мы его создавали. Ну, а мы сами? Насколько ж мы по сложности своего устройства превосходим этот диван, представить даже страшно! Но цель его существования мы знаем, а свою - нет. А разве может такое сложное, удивительно совершенное создание, как человек, не иметь причины, цели, назначения своего существования? Кто же должен знать это? Только Тот, Кто нас создал, ибо знает Создатель, для чего Он творит.
Получается, хочешь - не хочешь, а придется верить в существование Бога, что ли? А как же чему нас все время учили: «Бога нет, все мы создались сами собой, случайно, произошли от ненормальной обезьяны, ни с того ни с чего вдруг когда-то схватившей в лапу палку. Атеист - это звучит гордо!»? Многие ведь так и считают. Мы еще вернемся к этому вопросу, а пока подумаем вот о чем: и верующий в Бога человек, и неверующий имеют свое мировоззрение, т.е. собственный взгляд на этот мир, и каждый понимает его и объясняет по-своему. Но началом, отправным пунктом всего мировоззрения человека является именно вера или не вера в существование Бога. Именно отсюда он и строит весь свой взгляд на мир, на себя и других людей, на природу, на вселенную и на законы, которые руководят их жизнью.

2) Правило золотой середины.

И во взглядах, и в действиях своих человек придерживается позиций, лежащих между двумя крайними возможностями, назовем их крайностями. Вопрос: а насколько эти позиции являются правильными, оптимальными? Определим наиболее оптимальную позицию во взглядах или действиях как оптимальное решение. Сформулируем правило золотой середины:
Оптимальное решение для любого действия находится между двумя крайностями, которые служат для обозначения границ поиска этого оптимального решения. Такое местонахождение и является «золотой серединой».
Оптимальное решение не так уж просто бывает найти. К тому же случается нехватка на это времени, да и просто неохота, поэтому часто человек впадает в ту или иную крайность, не думая и не ища «золотую середину». Так будем же стараться искать истину где-то между крайностей, не впадая ни в одну из них.

3) Доказательства существования Бога.

Говорят, доказать существование или несуществование Бога научными методами невозможно. И вообще, концепция Бога ненаучна. А, собственно, почему? Потому что «Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4:12)? Но с каких пор для изучения кого-то или чего-то человеку ученому требуется это непременно видеть? Разве несправедливо, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах Его вещает твердь» (Пс. 18:2)? Ну, в самом деле, человек уже сбился с ног, разыскивая следы деятельности иного, НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума: пересчитывает каналы на Марсе, гоняется за летающими тарелками А тут, у него под носом, на каждом шагу - мириады функционирующих, действующих устройств и механизмов, являющихся результатом деятельности как раз иного разума, не человеческого. И многие этого не видят! Само, дескать, собой это все произошло, развилось за миллиарды лет. Хотя доказан же т.н. второй закон термодинамики, из которого ясно следует: материя не может не только самопроизвольно усложнять свою структуру, строение, но не в состоянии даже удержать их на существующем уровне, а может только самопроизвольно упрощаться.
Есть такая наука, археология. Никто не говорит археологам как, мол, они могут изучать жизнь шумеров, никогда не видя ни одного живого шумера. Да по их делам! По остаткам их произведений! А тут не то, что остатки - действующие сверхсложные и гармоничные системы! - нет, это «ненаучно». Вот т.н. «большой взрыв - «научно». Рвануло N млрд. лет назад во вселенной и, как в волшебном фильме, из этого возникли законы, порядок, вселенная, планеты, жизнь (т.н. биологические организмы, по сути, механизмы).
Воистину, « что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:19-25).
И ведь правда, говорят: вот природа, и вот, как мудро природа все устроила, называя одним словом, одним понятием и творца, и творение! И это «научно»?!
Но как много людей искренне верят в природу, эволюцию, «большой взрыв», во что угодно, лишь бы не признавать Бога! И среди них - много умных, думающих людей. Но почему? Все дело в гордыне, в желании быть самым первым, самым главным! Чем искушал Еву сатана в Эдемском саду? «И сказал змей жене: но откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3:4-5). В дальнейшем человек пошел еще дальше, совсем «отменив» Бога и, таким образом, оставшись «один» на вершине мироздания. Разумеется, сатана не поправляет его, думая, вероятно, - «ну, ну, потешься пока, до времени Потом-то ты узнаешь свое истинное место!».
Еще говорят: «в мире так много несправедливостей, почему же любящий такой Бог все это допускает? Значит, либо Он плохой, либо Его нет!». Но, во-первых, почему, собственно, Бог обязан считаться с тем, что, по мнению человеков, Ему делать нужно, а чего нельзя? Что, и поэтому Его «нет»? Во-вторых, человеческая справедливость - весьма субъективное понятие. Что справедливо для одного человека, то несправедливо для другого. И, наконец, Бог, сотворив мыслящее, разумное существо, одарил его свободой. А что такое свобода, как не право выбирать и обязанность нести за свой выбор ответственность! Кто, как не люди, и творят в мире все несправедливости! Не нравится - ну не делайте!!

4) Источник и принципы познания Бога.

Бога можно познавать разными путями. Один из них - через изучение Его творений, как уже говорилось выше. Какой же еще способ может быть более научным!? Собственно, именно этим и занимаются все ученые-естественники: физики, химики, биологи и т.д., независимо от того, отдают они в этом себе отчет или нет. Они открывают и изучают законы, Им установленные, познают строение и условия существования Его изделий.
Второй способ - через осознание Его заботы о нас: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.» (Вт. 8:5). Бог любит нас и, значит, мы имеем цену в Его глазах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16).
И третий способ - через Его слово, данное нам в Библии: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16).
В любом случае можно сказать, что Бог познаваем человеком лишь в той мере, в какой Он Сам дает Себя познать, как дети познают своих родителей, причем, Бог дает человеку возможность познавать Себя гораздо больше, чем тот использует. Все помимо этого - суть лишь человеческие фантазии, не имеющие ничего общего с истиной, от лукавого. Они совершенно определенно не могут быть истиной, уводят человека от Бога истинного к своему «богу», к своей выдумке, к идолам и, в конечном итоге, к сатане. Сама по себе способность к фантазированию - Божий дар, но он предназначен совсем для другого применения. Именно фантазии человека о природе, божестве привели к появлению всевозможных сект, типа коммунизма, фашизма, мунизма и других многочисленных религий. Каждый человек, имея ограниченный ум, даже познавая истину, видит лишь малую часть ее и имеет определенную ошибку, экстраполируя увиденное и осознанное на все остальное. Если у такого человека есть ученики, то они ошибку своего учителя умножают на свои, и т.д., уходя от истины все дальше и дальше. Вот почему так важно для любого человека стремиться получать знание непосредственно от источника истины, от Самого Бога, через Его слово. Недостаточно ли тебе, человек, своей собственной ошибки, зачем тебе накручивать ее на гору чужих?

5) Библия - слово Божье.

Среди всех Своих материальных творений Бог создал одно особо примечательное - это творение Бог наделил разумом, по Своему подобию. Речь идет, понятно, о человеке. И естественно для такого творения, способного к познанию, получать информацию непосредственно от своего Создателя.
В первой главе уже говорилось, что человеку трудно дать ответ на вопрос: для чего он существует? И только Создатель знает это во всей полноте, и только от Него человек может это узнать, а также узнать, как ему надо жить, чтобы выполнить свое предназначение.
Все это человек может узнать из слова Божьего, которое Бог дал человеку - из Библии. Надо помнить, что Библия - это не научный трактат, написанный для избранных ученых мужей, а - слово, переданное Создателем всем людям. И только как таковую ее и следует воспринимать. Это значит, что, во-первых, Библия - это слово Создателя, обращенное непосредственно к тебе. Во-вторых, если ты вдруг обнаруживаешь в Библии данные, противоречащие современной науке или даже другим местам Библии, это не значит, что слово Божие ошибается, это ты где-то ошибаешься или та же наука, являющаяся всего лишь передним краем человеческого знания. Проси у Бога и Он обязательно разъяснит тебе кто и как здесь ошибся.

6) Человек как подобие Божье. Триединство.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Это очень показательное место в Библии. «И сказал Бог», здесь о Боге говорится в единственном числе, а далее: «сотворим», т.е., во-первых, Бог говорит о Себе во множественном числе, а почему? Ведь практически во всей Библии Бог говорит о Себе в единственном числе (напр., тут же, в Быт. 1:29: «И сказал Бог: вот, Я дал вам»). О Ком говорит Бог? Может, об ангелах-помощниках? Нет, ведь говорит Он далее «по образу Нашему по подобию Нашему», т.е. Он говорит о Своих ипостасях, об Отце, Сыне (Слове) и Святом Духе, «ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» (1Иоан.5:7). И во-вторых, Бог говорит о процессе сотворения, подчеркивая, что творит вся Святая Троица в единстве Своем. И, главное, Бог говорит «по подобию Нашему», давая, в частности, нам возможность познавать Бога, Его действия по отношению к Своему творению, свое место по отношению к Богу, по Его своеобразной модели, человеку. Бог и Сам нередко прибегал к такому приему, см., например, Ис.29:16. Важно только помнить, что подобие не означает некое равенство человека и Бога, более того, оно и не может означать простое количественное подобие (человек - это очень маленький Бог). Оно означает и качественное подобие, как, например, аквариум имеет некое подобие с мировым океаном. Вообще, человеческая терминология, относящаяся к Богу, является лишь неким подобием, отблеском, гранью того, что она обозначает по отношению к человеку. Скажем, у меня есть сын, у меня есть слово, и это все - разные понятия, но Бог оба этих термина использует по отношению к Своему Сыну, и тут нет противоречия!
В чем же прежде всего выражается это подобие Бога у человека? Ключевым для понимания этого является слово «сотворим» в 26 стихе 1-й главы книги Бытие. Из известных видимых творений Божьих только человек обладает способностью творить, в этом и заключается самый яркий и главный смысл такого подобия. Здесь открывается возможность сравнить человека и Бога, просто сравнивая творения Божеские и человеческие! При этом надо понимать, конечно, что видимые нами творения Божии - лишь небольшая толика по сравнению с тем, чего мы не видим. И даже в этом случае просто дух захватывает от того, насколько же велик Бог в сравнении с человеком!
Частенько человек следует принципу: «Не понимаю - значит не принимаю». Не понимая суть триединства Божия, человек часто отрицает его, существует даже термин такой, антитринитарии - люди, не принимающие догмат Троицы. Они полагают, что 1 Бог + 1 Бог + 1 Бог = 3 Бога, не понимая, что формула Троицы совсем другая: 1 х 1 х 1 = 1 (Г.Моррис. Библейские основания современной науки. Библия для всех. Санкт-Петербург, 1995, стр. 55). И помочь понять нам суть триединства Божия может помочь модель Бога, созданная Им Самим - человек.
Итак, если человек - подобие Божие, то он тоже должен обладать неким подобием триединства, выражающегося через процесс его творчества. И действительно, человек состоит из трех ипостасей - духа, души и тела: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, ваш дух и душа и тело во всей целости» (1Фесс.5:23). Причем только человек, среди всех творений Божьих, имеет триединство!
Рассмотрим же подробнее подобия каждой ипостаси человеческой с соответствующей ипостасью Божьей.
Душа - подобие Отца: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.» (Мар.13:32). Действительно, именно душа человеческая, разум, замышляет, планирует, проектирует любое творение человека, управляет процессом творения. И, пока сам процесс не начнется, никто обычно об этих замыслах не знает.
Тело - подобие Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Ин. 1:1,3). Мало замыслить, распланировать, определить ресурсы, нужно иметь еще исполнителя, достаточно искусного, чтобы эти замыслы реализовать. Для этого и существует тело, ибо все, что мы создаем, мы создаем посредством нашего тела.
Дух - подобие Святого Духа: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян.1:8). Можно спроектировать прекрасное изделие, можно иметь «золотые руки» чтобы воплотить его в жизнь и ничего! Ну, некогда, ну, неохота! Необходим энтузиазм, вдохновение, своеобразная творческая энергия, т.е. сила нашего духа, чтобы задуманное действительно реализовалось. Вот одна из основных ролей духа!
Ну, а как же личностность ипостасей Божьих, есть ли подобие личностей и у человеческих ипостасей? Конечно же, не в такой мере, как у Бога, но есть! Вот простой пример: раннее утро, звонит будильник. Дух говорит: «На зарядку становись!». Тело: «Ой, заткнись, а! Спать хочется!!». А душа: «Да ладно вам, не ссорьтесь. Давайте еще поспим минут 15, а потом на зарядку!». Кстати, в обычной жизни человеческой тело, как правило, господствует над другими ипостасями, причем нередко во вред самому себе! И лишь те люди, которые умеют подчинять все духу своему, действительно чего-то добиваются в жизни, потому что дух наш ближе всего к нашему Создателю и именно через дух мы лучше всего познаем волю Божью, по крайней мере, через него получаем энергию идти Божьими путями.
Главным результатом творческого взаимодействия ипостасей Божиих является Его творение: вселенная, природа, человек. Он - Бог, наш Творец. А главным результатом человеческого творчества являются вещи: дома, автомобили, самолеты Поэтому можно сказать, что человек является богом по отношению к творимым им вещам «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс.81:7).

7) О путях к Богу.

Существует такая школа, школа жизни, где Библия, Слово Божие является учебником, а Учителем - Сам Бог. Как же стать учеником в такой школе, как попасть именно к Тому, настоящему Учителю, как не обмануться, ведь столько много разных учений, верований, религий, которые нередко противоречат друг другу?
Ответ на эти вопросы не так уж и сложен. Прежде всего, необходимо поверить в само существование Бога «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр.11:6).
Затем познать, что Бог знает тебя лично, любит тебя и делает все только для твоего блага «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Матф.10:29-31), «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.» (Иер.29:11).
Далее совсем просто. Кто, как не Бог, наш Создатель, знающий и любящий нас, точно знает, каким путем нам идти, чтобы не заблудиться, не пропасть в хитросплетениях лукавого? Так обращайтесь же прямо к Нему! Просите Его вести вас туда, куда нужно, познакомить с теми, с кем нужно, чтобы не ошибиться вам. Просите, «ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.» (Матф.7:8-11).