Идол родственности (2 Цар.18:1-8) Дорогие братья и сёстры! Сегодня, в этот святой субботний день мы имеем благоприятную, благословенную возможность учиться у ног нашего дорогого Господа и Спасителя Иисуса Христа - Ве- ликого Учителя. И вот в этот час для нашего общего нази- дания мы прочитаем из этой Книги книг часть истории из жизни раба Божия Давида. Вы знаете, многократно слышали и многократно чи- тали, что Царство благодати в ветхозаветнее время достигло наивысшей точки своего развития во дни Давида и Соломо- на, достигло высшего развития, подчеркиваю, в разрезе вет- хозаветнего времени, в разрезе ветхозаветнего домострои- тельства и законов тени в государственном и национальном положении Царства благодати. Вот это высшая точка вестевого Христа - Христа- Логоса, Начальника и Совершителя ВПС упоминается в Библии под термином скинии Давидовой (Ам.9:11). 3десь имеется в виду духовная скиния, вестевая скиния - храм истины (Иез.43:10-11). Ибо если говорить о скинии бук- вальной, то её первым исполнителем, устроителем по обра- зу небесному был Моисей. Но Библия нам напоминает о скинии Давидовой. В данном случае имеется в виду вестевая скиния, которая в своем идейном и практическом овеществ- лении, в рамках ветхозаветнего времени, достигла наивыс- шей точки в царствовании Давида и первой части царство- вания Соломона. Но я сегодня хочу говорить о другом из жизни Дави- да, не о положительных проявлениях Царства благодати и реализации ВПС в вести времени Давида, - я хочу говорить об отрицательных проявлениях во дни Давида, которые то- же, так сказать, как теневые проявления, отрицательные, достигли своей наивысшей точки. И Библия - эта Книга книг, по своей универсальности и объективности, нелице- приятности, не скрыла и не скрывает от нас и эту теневую, отрицательную сторону истории Царства благодати того времени. Вот один из таких отрицательных примеров, приме- ров тьмы, достигшей своей высший точки, которая прояви- лась, реализовалась через Давида и использовала его как жертву свою, мы и рассмотрим в этот час. Читаем об этом 2Цар.18 гл. ст.1-2 говорит: "И осмот- рел Давид людей, бывших с ним, и поставил над ними тыся- ченачальников и сотников. И отправил Давид людей - тре- тью часть под предводительством Авессы, сына Саруина, брата Иоава, третью часть под предводительством Еффея Гефянина. И сказал царь людям: я сам пойду с вами". Это было организационное приготовление к сраже- нию с Авессаломом, восставшим против Давида. Авессалом надвигался с большим войском. Предстояло генеральное сражение, которое должно было решить судьбу и Давида, и Авессалома. Читаем дальше ст.З: "Но люди отвечали ему: не хо- ди; ибо, если мы побежим, то не обратят внимания на это; если и умрёт половина из нас, также не обратят внимания; а ты один то же, что нас десять тысяч; итак для нас лучше, чтобы ты помогал нам из города". Замечательная оценка и сердечная забота о сохране- нии орудия вести! Почему такая оценка была в сознании на- рода по отношению к служителю? Это не ново. Известно, что светильник зависит от звезды (0ткр.1:20. 4:5). Звезда рождает светильник, Сион рождает Иерусалим (Ис.66:8). Вот причина нормальной оценки служителей вести своего времени. Далее читаем ст.4 -8: "И сказал им царь: что угодно в глазах ваших, то и сделаю. И стал царь у ворот, и весь на- род выходил по сотням и по тысячам. И приказал царь Иоа- ву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авесса- лома. И все люди слышали, как приказывал царь всем на- чальникам об Авессаломе. И вышли люди в поле на встречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом. И был поражён народ Израильский рабами Давида; было там по- ражение великое в тот день, - поражены двадцать тысяч че- ловек. Сражение распространилось по всей той стране; и лес погубил народа больше чем сколько истребил меч, в тот день". Вот вам результат сражения. Прочитаем дальше для ясности ст.9-16: "И встретил- ся Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между не- бом и землёю, а мул, бывший под ним, убежал. И увидел это некто и донёс Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома вися- щим на дубе. И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: "сберегите мне отрока Авессалома". И если бы я поступил иначе с опасностию жизни моей, то это не скрылось бы от царя; и ты же восстал бы против меня (как исполнитель по- велений Давида). Иоав сказал: нечего мне медлить с тобою. И взял в руки три стрелы, и вонзил их в сердце Авессалома, который был ещё жив на дубе. И окружили Авессалома де- сять отроков, оруженосцев Иоава, и поразили и умертвили его. И затрубил Иоав трубою, и возвратились люди из по- гони за Израилем; ибо Иоав щадил народ". Ст.21:"И сказал Иоав Хусию: пойди, донеси царю, что видел ты. И покло- нился Хусий Иоаву и побежал". Ст.31-33: "Вот, пришел и Хусий. И сказал Хусий: до- брая весть господину моему царю! Господь явил тебе ныне правду в избавлении от руки всех восставших против тебя. И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошёл в горницу над воротами, и плакал, и, когда шёл, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!" Читаем 2Цар.19 гл. - продолжение этой отрицатель- ной истории, ст.1-8: "И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своём сыне. И входил тогда народ в го- род украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство. А царь закрыл лицо своё, и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой! И пришёл Иоав к царю в дом, и сказал: ты в стыд привёл сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою, и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жён и жизнь наложниц твоих; ты любишь ненавидящих тебя и не- навидишь любящих тебя; ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что, если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее. Итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих; ибо клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне И встал царь и сел у ворот; а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришёл весь народ пред лице царя; Израильтяне же разбежались по сво- им шатрам". Вот таков случай из жизни Давида, конечно случай отрицательный. На фоне той полноты реализации ВПС и становления церковной организации и управления Царством благодати, что практически совершил раб Божий Давид по- сле беспорядка периода Судей, после беспорядка, какой культивировался и при Сауле, наряду со всем добрым, что вошло в историю положительных опытов этого скитальца Давида, этого страдальца, этого труженика, которого Гос- подь Бог использовал как орудие становления Царства бла- годати в высшую точку того, времени, - конечно, на фоне всего этого доброго, положительного этот отрицательный пример весьма контрастен и поучителен. Но этим Библия не унижается, а прославляется в своей объективности, универ- сальности и беспристрастности. И все образы её - положи- тельные и отрицательные исторические события, образы и прообразы её, - служат ко благу искренне читающих её в её гармонии от Альфы до Омеги, ибо, как написано "день дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание" (Псал.18:3). Так в чём же здесь ошибка раба Божия Давида, царя Израилева, орудия вести того времени, пророка, сладкого певца в Израиле, жизнь которого была завязана в узле жиз- ни у Господа? Ведь псалмы его и до сих пор сохранились как вещественное доказательство работы Духа Божия, ове- ществлявшегося в Давиде и использовавшего его как земное орудие Божие. Повторяю вопросы: в чём же заключалась ошибка Давида, что он так симпатизировал Авессалому и так сильно сокрушался о нём? Ведь вы не забудьте, дорогие, какой ущерб принесло восстание Авессалома и какие ко- варные, злоумышленные планы ковал сатана через него. Мы уже не говорим о его тайном заговоре в Xевроне; мы уже не говорим о его подстрекательных разговорах у ворот Иеруса- лима, у ворот Сиона с людьми, приходящими на суд к царю; мы уже не говорим о том, как он обесчестил жён Давида. Возьмите хотя бы финал этой открытой борьбы. Мы уже чи- тали с вами в 18-й главе 6-8 ст.: "И вышли люди в поле на встречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом. И был поражен народ Израильский рабами Давида; было там поражение великое в тот день, - поражены двадцать ты- сяч человек. Сражение распространилось по всей той стра- не; и лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч в тот день". Вот вам печальный результат успеха тьмы в восста- нии этого беспринципного, тщеславного человека, который овеществил в себе дух Люцифера - страсть к власти, борьба за власть любыми средствами. Вот вам результат всего этого - гибель народа. И эта гибель продолжалась бы, если бы не вмешался Иоав, который после умерщвления Авессалома трубным звуком военачальнической трубы прекратил пого- ню и поражение этих жертв Авессалома. Мы читаем: "Ибо Иоав щадил народ" (2Цар.18:16). Это, конечно, правильно. Так почему же Давид не щадил народ, но, не считаясь ни с чем, ни с какими жертвами, так симпатизировал этому негодному человеку, соделавшемуся не только жертвой Люцифера в тщеславии, но и прямым орудием его в ковар- ной борьбе с Царством благодати того времени. Весь секрет, дорогие, заключается вот в этом слове Давида: "Сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказы- вал царь всем начальникам об Авессаломе" (2Цар.18:5). Слово "отрок" является ключом к пониманию впечатления Давида об Авессаломе Отрок - это возраст растущий, раз- вивающийся, совершенствующийся. Давид, в силу своей слепой родительской любви, все ещё надеялся на то, что Авессалом, может быть, образумится после разгрома его войска, видя неудачность своей попытки захватить власть, и раскается и больше так не будет поступать и в конце концов будет спасён и в духовном отношении. Короче говоря, Да- вид в своём сознании имел понятие как бы о неограничен- ной любви Божией, открытой в обещанном Искупителе в ВПС, который Мессия должен совершить фактически, а идейно это реализовалось от самого Авеля, - то есть Давид имел перегиб в слишком расширенном понимании этой любви Божией, расширенной вплоть до беспринципности, так что любовь в его сознании заняла даже место правосу- дия, полностью вытеснив правосудие - другую неотъемле- мую сторону характера Божьего, и сделалась всё во всём. В этом была его роковая ошибка. Если бы можно было выра- зить мысли Давида сегодняшними выражениями некоторых несправедливо чадолюбивых родителей, культивирующих подобного идола родственности, то это звучало бы сегодня примерно так: "А может, еще и обратится, ведь любовь Бо- жия имеет и широту и долготу и превосходит человеческое разумение, ведь долготерпение Божие так велико, беспре- дельно, неограниченно, ведь Бог терпит весь мир". Вот это: "а может, ещё и обратится, а может ещё что-нибудь будет и доброго в его жизни", - всё это было вложено Давидом в слово "отрок". И это было доминирующим идеалом Давида - ожидать, надеяться, авось что-нибудь будет. Конечно, любовь Божья велика. Конечно Господь долготерпелив к грешнику, но к какому грешнику? И под- ходил ли Авессалом под это? Вот, дорогие, в таких случаях необходимо знать границу между светом и тьмою. В Иов.26:10 Господь спрашивает: "Знаешь ли ты гра- ницу между светом и тьмою?" Об этих границах между све- том и тьмою говорится и в Иов.38:19-20: "Где путь к жили- щу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ её и знаешь стези к дому её". А в Иов. 28:3 пишется, что сам человек должен полагать предел тьме. Заметьте, должно по- лагать предел той тьме, которая маскируется в свет, Ибо тьма, хотя и огустевшая, которая, как таковая, в полном смысле слова "тьма", - та сама себе полагает предел, ибо она очень ясна для всех. Но тьма, маскирующаяся в свет, создающая свет сумерков вечера или свет полутьмы насту- пающего утра, - вот такая тьма бывает не совсем понятна. И божественное искусство народа Божьего в идеале заключа- ется в том, чтобы положить предел этой тьме, провести эти границу между светом и тьмою. И Господь Бог никогда не оставляет Свой народ без помощи в таком сложном и ответ- ственном деле борьбы света с тьмою, Христа с сатаною в реализации ВПС (Быт.3:15). Для этого в Царстве благодати во все века существует дар различения духов, существует башня стражей Сиона, существует нос церкви, как башня Ливанская, обращенная к Дамаску и к Самарии, поддаю- щейся отрицательному влиянию Дамаска, и ко всему тому, что ставит свой шатёр рядом с шатром Божьим и пытается маскироваться в видимость света, чтобы успешней вредить делу Божьему (Песн.п.7:5 Ис.7:1-6 Иез.43:8). Так вот, дорогие, повторяю: в разрешении таких сложных вопросов, когда не ясно, где истина и где заблуж- дение, где свет и где тьма, когда не ясно, что предпринять, требуется серьёзно изучать эту границу между светом и тьмой и практически найти эту черту с её ясным водораз- делом. В этом отношении нам служит духовный урим и туммим - это универсальная Библия в её гармонии от Аль- фы до Омеги. А притом Господь Бог дал Своему лаодикийскому Адвентистскому народу и богатые лучи света в лице даров Духа Пророчества через Свою рабу Елену Вайт. Мы прочтём из книги "Избранные вести", том 2-й, стр.542, свидетельство сестры Вайт, дающее ясность в раз- решении таких вот семейных недопониманий по причине идола родственности, вернее, в разрешении вопроса об оп- ределении границы между светом и тьмой в данном случае. Сегодняшнюю проповедь из 2Цар.18 и 19гл., пропо- ведь об отрицательном поведении Давида можно назвать - "Идол родственности". Так вот, здесь в своих свидетельст- вах с.Вайт даёт совет, критерий, как нужно решать вопрос в определении идола родственности - в определении границ между светом и тьмою в любви родителей к детям и заботе о них в их несовершенствах, в их детском, отроческом со- стоянии. Читаем это свидетельство: "В характере Господа Бо- га нет несправедливости. Он - Правитель мира. Многие же из Его подданных восстали против Его власти и стали попи- рать Его закон. Он ниспосылал на них обильные благосло- вения и окружил их всем необходимым. Однако они стали поклоняться изображениям из дерева и камня, серебра и зо- лота, которые сделали себе своими руками. Они учили сво- их детей, что это есть боги их, даровавшие им жизнь и ды- хание, сделавшие плодородными их поля и наделившие их богатствами и почестями. Они с презрением относились к Богу Израилеву. Они с презрением относились и к Его наро- ду, потому что его дела были праведны. "Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела" (Псал.13:1). Бог долготерпел к ним до тех пор, пока они не наполнили меру беззаконий, и затем пре- дал их полному уничтожению. Он использовал Свой народ в качестве орудия гнева, чтобы покарать нечестивые нации, враждовавшие с ними и вводившие их в идолопоклонство". "Господь повелел Моисею враждовать с мадианитя- нами и поражать их, ибо они враждебно поступили с Израи- лем, в коварстве своём прельстив их преступить повеления Божьи". "Мне была как бы представлена картина из жизни одной семьи. Некоторые из детей, казалось, стремятся по- нимать и исполнять требования отца, в то время как другие попирают его авторитет и, кажется, находят удовольствие в проявлении презрительного отношения к его руководству семьёй. Они разделяют блага дома своего отца и постоянно получают от него щедроты. Они всецело зависят от него во всём, что получают, и однако они неблагодарны, а напротив, держат себя гордо, как будто все блага, которыми они наде- лены своим снисходительным родителем, добыты ими са- мими. Отец замечает все непочтительные поступки своих непослушных, неблагодарных детей, однако терпеливо сно- сит их. Мало того, эти противящиеся дети идут ещё дальше. Они пытаются повлиять и привести к неповиновению тех членов семьи, которые до этого оставались верными. Теперь уже отец вынужден проявить своё достоинство и авторитет и он изгоняет из дома мятежных детей, которые не только сами не ценят любовь и благословения его, но пытаются по- губить и оставшихся членов семьи, подчиняющихся мудрым и справедливым законам отцова руководства. Ради этих не- многих, оставшихся верными, чьё счастье подверглось влиянию мятежных членов его дома, он (отец) отделяет от своей семьи непокорных детей, в то же время стараясь ещё больше приблизить к себе остальных, которые по-прежнему верны и преданы ему. И каждый одобрит правильный по- ступок отца, сурово наказавшего своих непочтительных, не- послушных детей. Точно так же поступает и Бог со Своими детьми. Од- нако человек по своей слепоте не замечает беззакония не- честивых людей, не видит постоянной неблагодарности, не- почтительности и отвратительных грехов тех, которые по- пирают Божий закон и пренебрегают Его авторитетом. Они, не останавливаются на этом и радуются своему успеху в совращении Его детей, побуждая их своим нечестием к на- рушению и открытому отвержению мудрых требований Ие- говы. Некоторые видят только уничтожение Божьих вра- гов, которое кажется для них немилосердным и жестоким. И они совсем не смотрят на другую сторону. Мы должны быть бесконечно благодарны за то, что человек, будучи та- ким непостоянным, действующим под влиянием своих че- ловеческих побуждений, со всей его мнимой благожела- тельностью, не волен властвовать и управлять событиями. "Сердце же нечестивых жестоко" (Притч.12:10). Вот, дорогие, в этом объяснении Духа Пророчества, где Е.Г.Вайт описывает строгость Божию в наказании не- честивых через Моисея рукою Израиля, она приводит ана- логию в миниатюре семейных отношений, как родители справедливо относятся к тем непослушным детям, которые не только непослушны и неблагодарны за их обеспечение и заботы родительские, но и пытаются своим примером, пове- дением разлагать и остальных. Здесь единственный спра- ведливый выход из положения в разрешении этого семей- ного морального узла - это удаление их из среды семьи, то есть изоляция их от семьи. Вот вам ясные свидетельства Духа Пророческого, что здесь моральный принцип должен играть доминирующую, главенствующую роль, то же самое, что первая заповедь на фоне всего Декалога определяет главенство высшей нравст- венности, доминирующей, руководящей, детализирующей, нормирующей действия всех остальных заповедей во всех сферах человеческой жизни. Если 5-я заповедь учит: "почи- тай отца и мать", то она может быть взята некоторыми в от- рыве от гармонии декалога и использоваться на беззаконие, следуя букве - послушанию родителям, которые могут за- ставлять детей своих делать зло вопреки той или иной запо- веди. Так все заповеди подчиняются духу, тону высшей бо- жественной нравственности, что есть имя Бог, то есть боже- ство, божеское естество, заложенное в первой заповеди. Так и в вопросе взаимоотношения родителей и детей мы стоим перед альтернативой, выбором - или - или. С одной стороны, стоит стих ап.Павла в 1Тим.5:8: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного". Это на одном полюсе. На другом полюсе мы читаем Втор.21:18-21: "Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слу- шает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего место- пребывания, и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пья- ница"; тогда все жители города его пусть побьют его кам- нями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Из- раильтяне услышат, и убоятся". Вот вам на другом полюсе - такое как бы отрицательное, даже как бы жестокое отноше- ние. К этим ветхозаветним словам, которые пытаются не- которые люди даже занизить, как, якобы, ветхозаветние и уже не имеющие той цены, того веса в определении добра и зла, света и тьмы, я прочту, в унисон им, слова Христа в Матф.10:34-37: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и не- вестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня". И ещё Лук.14: 26 - тоже из Нового Завета: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и са- мой жизни своей, тот не может быть Моим учеником". Вот вам новозаветние слова о святом разделении с родственни- ками во имя истины. Читаем в унисон вышесказанному из Псал.100: "Ми- лость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь". Заметьте, ни одну из двух сторон характера Божия Давид не занижает. "Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придёшь ко мне?" буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотреб- ной; дело преступное я ненавижу, не прилепится оно ко мне. Сердце развращённое будет удалено от меня, злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню, гор- дого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они прерывали при мне; кто ходит путём непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моём поступающий коварно, говорящий ложь не ос- танется пред глазами моими. С раннего утра буду истреб- лять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Гос- подня всех, делающих беззаконие". Вот вам свидетельства Слова Божия об отрицатель- ном отношении к беззаконным членам в церкви или к безза- конным детям в семье. Выражено оно по букве в общем как бы ясно, но при его реализации в практической жизни полу- чается неясно, когда мы не знаем границу между светом и тьмою в этом вопросе. В каком случае нужно пещись о де- тях, иначе ты будешь хуже неверного, а в каком случае тре- буется и удаление, изоляция, изгнание негодных членов се- мьи? Ведь тут действует всемогущий общепринятый прин- цип - "а может, ещё что и получится из него?" Но где гра- ница между христианской гуманностью и лжегуманностью в этом вопросе? Где это всеведение? Где эта прозорливость, чтобы видеть, что в душе того или иного уже проведена граница полного ожесточения и нет надежды на обращение и спасение? А может быть, ещё есть надежда? Ведь Господь Бог дал нам и притчу о смоковнице, которая три года уже должна была плодоносить, но не плодоносила. Садовник учел объективные причины - может быть, не хватает корням чего-нибудь, и просил оставить её ещё на один год. И Гос- подь Бог в лице хозяина сада не срубил бесплодную смо- ковницу, но оставил её ещё на год. К тому же мы знаем, что и Елисей мёртвого ребенка согревал своим телом, тогда как в иных случаях по слову оживлялись. Однако Елисей его долгое время согревал. Но ведь это же имеет и духовный смысл, что духовно умершего надо греть, проявляя к нему сердечную теплоту и участие. Ведь процесс становления грешника не есть процесс быст- рый, разовый, но это всё-таки есть какой-то процесс во вре- мени! Да и притча Христа говорит нам, что всё начинается из зерна, которое, прозябая, сперва даёт слабенький росток - зелень, а потом уже колос, а потом полное зерно в колосе. Вся Библия полна такими текстами процесса постепенного становления. Так почему же родители должны удалять из своей семьи, а церковь из своей среды грешника за те или иные греховные проявлениях? А может быть, есть ещё на- дежда на его улучшение? Вот тут-то нужна пограничная ли- ния, вот тут-то нужна ясность в решении таких серьёзных задач - решения судьбы человека здесь на земле навсегда, может быть, а она ведь решается и на небе. А о том, что моральному принципу в разрешении по- добных вопросов должен быть дан приоритет, мы читаем ясное свидетельство Слова Божия. Читаем слова Христа в Матф.12: 46-50. Это чудеснейшее место, принципиальное, фундаментальное место Св.Писания: "Когда же Он ещё го- ворил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же ска- зал в ответ говорившему: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь, Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь". Исполнение воли Отца Небесного является опреде- лителем отношений к таковым, по словам Христа. И ещё читаем Втор.33:8-11 - здесь дана характери- стика колена Левиина, как служителей Царства благодати: "И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой, на святом муже Твоём, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, который говорит об отце своём и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев сво- их не признаёт, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают куре- ние пред лицо Твоё, и всесожжения на жертвенник Твой. Благослови, Господи, силу его, и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, что- бы они не могли стоять". Здесь тоже говорится об отрицательном отношении к родителям, к братьям, к детям. Но какие это люди здесь имеются в виду, к которым должно быть такое отрицатель- ное отношение? Ненавидящие, восстающие, как и сказано в ст.11. Да, но где эта точная граница? Ведь, человеку свойст- венно ошибаться, а затем опять каяться. Еще читаем мы Псал.44:11, где пишется о церкви Божьей, как она ведётся в чертог Царя в испещрённой одеж- де, и ей сказано: "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего". Какой народ и какой дом отца нужно забыть и как? Мы читаем про Манассию, сына Иосифа. Имя Ма- нассия он получил в знак того, что Иосиф забыл все несча- стья свои и дом отца своего. В каком отношении забыл не- счастья? Какой дом отца забыл он и как? Мы читаем во Втор.21:13, что женщина, взятая в плен, должна была сменить одежды свои, остричь волосы свои и ногти свои и оплакивать целый месяц отца своего и мать свою. Как оплакивать? В каком отношении? - Сожале- вать? Идеализировать? Любить? Пытаться вернуться к ним? Или, наоборот, положить предел всякой идеализации того прошлого и порвать всякую связь со своим греховным про- шлым? Да, именно так, необходимо прекратить всякую идеализацию своего греховного прошлого, порвать всякую греховную связь - мысленно-чувственную и буквальную - со своим прошлым греховным обществом и греховными обычаями и идеями, как об этом читаем в Иер.16:19, где пишется: "Господи!.. к Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём никакой нет пользы". И ап.Пётр пишет в 1Петр.1:18, что мы пречистою кровью Христа спасены, "искуплены, от суетной жизни, преданной нам от отцов". Вот в разрезе этих двух текстов - Иер. 16:19 и 1Петр.1:18 - мы и должны рассматривать, как эта женщина- пленница должна оплакивать дом отца своего, т.е. как греш- ник, взятый в плен истины церковью Божиею, должен опла- кивать своё прошлое. В таком же разрезе и Иосиф поимел духовное становление к моменту рождения сына Манассии, и забыл дом отца своего, направив взор свой на истинный объект взирания в лице Бога истины. В таком же отношении и о левитах было сказано, что они не смотрят ни на родите- лей, ни на детей. Вот вам определенное свидетельство Слова Божия об этом. Но мы вернёмся ещё к Втор.21:18-21, где говорится, что родители должны привести буйного сына на суд ста- рейшин города, где его побьют камнями. А мы поставим во- прос: а может быть, он ещё обратился бы? Ведь Елисей-то долго грел! Может быть, ещё можно было согревать его своим телом? Может быть, ещё рано убивать его? - А не эти ли мысли имел Давид, когда просил: "сберегите мне отрока Авессалома"? Да, слово "отрок" показывает, что Давид не был уверен в возмужавшем, законченном становлении Авес- салома на левой стороне. У него ещё была ложная надежда на исправление Авессалома, Но, собратья, если бы Давид имел вообще такие по- нятия в отношении всех негодных людей, он не был бы та- ким превосходным орудием в становлении Царства благода- ти своего времени, которое получило библейскую марку "скиния Давидова". А о чём говорит тот факт, что Христос в вести того времени, выступая Духом Святым в тех или иных псалмах Давида и писаниях пророков, именует Себя Дави- дом, т.е. даже взял Себе имя это "Давид" как Своё вестевое имя? Следовательно, если Давид был судья народа и судья справедливый, то он не мог не иметь этой ясности, как по- ступить с тем или иным преступником. Я напомню вам как один из примеров историю с Семеем. Давид простил его не- взирая на его злословие. Однако Давид не посчитался с ав- торитетом своим, как царя, и со своим царским словом от имени Господа, но поручает Соломону умертвить Семея. Это о чём говорит? О том, что Давид глубоко понимал от- ветственность судьи - ответственность за неправильные приговоры - и смягчающие, и ужесточающие, ибо здесь должна быть определённая, золотая середина, определённая, ясная граница между светом и тьмой. Так что Давид, как ви- дите, был объективен, беспристрастен в служении Царству благодати своего времени. Об этом свидетельствуют факты, которые мы видим из его жизни и деятельности. Если он и ошибался, он не скрывал свои ошибки. Но тогда возникает вопрос: а почему же здесь он был так необъективен в отно- шении Авессалома? Даже считал его отроком в его духов- ном становлении при всех его таких больших, стопроцент- ных преступлениях против Бога, против Царства благодати, против и отца и царя и народа! Единственный ответ - это идол родственности в сердце Давида. Повторяю: при- чина такой необъективности Давида в этом случае с Авесса- ломом есть та - наличие идола родственности. Но Библия, эта объективная, беспристрастная Книга книг, записала и это. Так вот, дорогие, я прочту вам один библейский текст, который будет являться мерилом, критерием в опре- делении границы между светом и тьмою в любых проявле- ниях, а особенно в определении, нахождении идола родст- венности, это Мих.6:10-11, где говорится: "Не находятся ли и теперь в доме нечестивого сокровища нечестия и умень- шенная мера, отвратительная? Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?" И ещё читаем Втор.25:13-16: "В кисе твоей не должны быть двоя- кие гири, большие и меньшие. В доме твоём не должна 6ыть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду". Это же пишется и в Лев.19:35-36: "Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской", и в Притч.11:1 сказано: "Невер- ные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему". Так вот, дорогие, почему я напомнил вам эти стихи? Видите ли, Давид применил к Авессалому уменьшенную меру моральных требований в силу идола родственности, назвав Авессалома отроком, конечно, в символическом смысле. Давид в слепой родительской любви попустительст- вовал Авессалому и любовался, как сын его сделал себе ма- ленький дворец, организовал маленькое войско, марширо- вал, упражнялся, и Давид считал это нормальным явлением. И при всём том, что Авессалом разлагал народ, подстрекая израильтян к ропоту в их судебных тяжбах, когда они схо- дились на суд на площади и ждали очереди, пока они будут приняты; при всём том, что он проявлял, прочие отрица- тельности; при всём том, что он проявил уже открытое вос- стание и мятеж, - Давид все продолжал применять к нему меру уменьшенную, отвратительную в надежде - авось пе- ребушует и со временем успокоится и всё-таки не погибнет пред Господом, да может ещё и послужит чем-то для Царст- ва благодати. Но Давид одного не понимал - того, о чём так ясно пишет с.Вайт, что если испорченные, невоспитанные дети в семье не только непослушные и неблагодарные, но и других разлагают, надо принять срочные решительные ме- ры. Значит, определённая мера должна быть применена к детям непослушным в интересах детей послушных, ибо, как бы жалел детей непослушных, проявляя к ним снисхожде- ние, попустительствуя и потакая им, что на языке Библии называется мера уменьшенная - уменьшенная в требовани- ях, - этим такие родители пренебрегают вечными интереса- ми других детей, которые духовно разлагаются. Так вот, дорогие, определяя границу между светом и тьмою в вопросе отношения родителей к детям, нужно ис- ходить из факта поведения детей. Да, Слово Божие учит, что грешника надо любить и принимать. Христос сказал притчу о блудном сыне, который решил вернуться к отцу. Сколько наёмников у отца избыточествуют хлебом, - сказал он сам в себе, - а я здесь умираю от голода. Пойду скажу: "отец, я со- грешил пред небом и пред тобою. Прими меня хотя в число наёмников твоих". Он понимал свой грех. Он пришёл к отцу с покаянием. Скажите, было ли подобное покаяние у Авессалома, что отец его называет его отроком и просит сберечь его в то время, когда Авессалом выставил против отца своё войско? Ведь только двадцать тысяч погибло, а сколько же их не по- гибло, сколько ж у Авессалома было войска? Где здесь по- каяние сына, чтобы применить к нему справедливую меру любви и снисхождения? Конечно, ап.Павел писал в 1Тим.5:8 такое слово, которое сейчас сделали термином не- которые родители, снисходящие нехорошим детям и куль- тивирующие идола родственности в своём сердце, - этот текст сделался главнейшим у них. Повторяю его ещё раз: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного". Да, заботиться о до- машних, в том числе о детях, надо. Ну, хорошо, а если вдо- вица, о которой ап. Павел пишет в этой же главе, которая известна по добрым делам, воспитывала детей, принимала странников, всячески заботилась о них и о детях , - если она продолжает все это делать, а дети ведут себя буйно, как пи- шется во Втор.21 гл., - то должна ли она бесконечно про- должать пещись об этих домашних? Или имеет право не пещись о них и изгнать их? - Все зависит от поведения са- мого грешника, будь ли это дети в семье, будь ли это члены в церкви. Мы читаем во 2Кор.7:11: "Ибо то самое, что вы опе- чалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усер- дие, какие извинения, какое негодование на виновного, ка- кой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле". Замеча- тельный пример истинного покаяния и сокрушения! И как, дорогие, таковых грешников не согревать любовью ,как их не увещевать, даже если они сомневаются в прощении из-за множества их плохих поступков? Но если эти грешники, эти негодные дети ведут себя как Авессалом, будучи сами раз- ложены, и ещё разлагают и других в моральном и прочем отношении; если они не почитают родителей своих и, буду- чи, совершеннолетние не заботятся о материальном обеспе- чении себя и помощи родителям; если они грубы, дерзки, своевольны, восстают против родителей, как Авессалом, то, конечно, к ним тогда должна быть применена полная мера правосудия. Здесь, собратья, я вам приведу сейчас несколько биб- лейских примеров, которые покажут вам границы между светом и тьмою, когда проявления света по вразумлению и согревание елисеевское или, как говорит ап.Павел, забота вдовицы о домашних должны прекратиться, по правосудию Божьему, и уступить место совершенно другому отноше- нию. Вспомните притчу Христа о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31). Богач просил Авраама: пошли Лазаря к тем пяти братьям моим, чтобы они при жизни покаялись, благо- даря его словам. Авраам говорит: так у них же там Моисей и пророки есть, пусть слушают их. - Нет, отче Аврааме, если кто воскреснет (это же будет чудо и повлияет), то покаются. Но Христос устами Авраама сказал: если Моисея и проро- ков не слушают, то хотя бы и эти воскресли - ничто не по- может. Дорогие собратья, не это ли часто делают некоторые родители, иногда даже занимающие то или иное положение в церкви, когда пытаются обращать своих детей, а они не слушают их, как те не слушали Моисея? Родители для них - Моисей. Но дети не слушают их. А они все же в виду идола родственности, - какого проявил Давид в своё время, домо- гаются, чтобы кто-то ещё обращал их, чтобы кто-то из на- ших братьев беседовал с ними, согревал их, содействуя им в материальном устроении, в приобретении профессии, по- больше имел контактов с ними, авось их дети согреются от других. Собратья, если таковые дети Моисея и пророков в лице вас не слушают, что же сделают другие члены церкви? Ничего! Дело пошло на нисхождение, вниз. Нет песни вос- хождения, есть лишь нисхождение. Вы, родители, то же, что Моисей. А что сделают члены церкви над вашими детьми, если вы их не сделали тем, чем надо? И к тому же вы сами, быть может, до сих пор оказываете отрицательное влияние на своих детей. Ещё есть другой пример из притчи Христа о вино- граднике (Лук.20:9-16. Матф.21:33-41). Виноградари не приняли первых слуг, отослали их. Хозяин послал других слуг, побили и отослали и этих. То же сделали и с третьими. Наконец, в четвёртый раз (а четыре - это число научитель- ное, заметьте), посылает Сына, а Сына убили. Скажите, что может теперь обратить этих виноградарей после всего это- го? Может быть, послать ещё какого-нибудь слугу малень- кого может быть, он что либо сделает? Но к чему всё это! Ведь они Самого Сына убили! Собратья, если вы, предста- вители Сына Божия в лице вести, ничего не достигли в сво- их детях, то что же могут сделать другие члены церкви в об- ращении ваших детей где-то, вне глаз ваших? Третий пример - это слова Екклесиаста: "Что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?" (Еккл.2:12). Вы цари вести, вы царственное священство! Ес- ли вы сами ничего не сделали в семье, то что могут сделать другие! Вспомните выражение с.Вайт: если Слово Божие на них не действует, то громы и молнии горы Синай не помо- гут Так вот, дорогие, поэтому в определении границы между светом и тьмою в вопросе нашего отношения к непо- корным детям или членам церкви, учитывая опыт Давида, как он погорел на этом идоле родственности, - пусть послу- жат нам уроком и предостережением слова Божии в Мих.6гл. об уменьшенной мере отвратительной и во Втор.25 гл. против двух мерок. Ведь не забудьте, дорогие, что когда мы толкаем наших испорченных детей, чтобы кто-то обра- щал их, когда терпим их, не изолируем их, то они разлагают других наших детей или служат соблазном приближённым к церкви или слабым членам. Значит, получается так, как ска- зал Иоав Давиду: Если б Авессалом уцелел, а мы все погиб- ли бы, тебе было бы приятнее. Так получается и здесь. Пусть соблазнятся члены церкви, пусть погибнут другие из членов нашей семьи, пусть преткнутся приближённые, но если это хоть чуть-чуть поможет (или не поможет) нашим негодным детям, но всё же нам приятнее, что мы пытались ещё и ещё спасать их, что всё-таки мы использовали и это. Спасать, собратья, чем? - гибелью душ?! Что это делается?! Что, делаем, дорогие?! Есть ли у нас страх Божий и забота о других душах? Мы готовы пригоршнями бросать людей, пусть они соблазняются нами и гибнут, пусть соблазняются нашим служением, но лишь бы они чем-то содействовали нашему испорченному и портящему других родственнику! Какой позор! Какое поношение на истину, когда из-за мни- мой заботы об одном в жертву приносятся многие! Я уже сказал вам, что Давид был объективен в судах над другими и не считался даже с личным престижем, как это было в вопросе Семея, но он был необъективен, слеп в отношении Авессалома. Иоав правильно сказал Давиду: для тебя было бы приятнее, если бы погибли все мы, а Авесса- лом остался жив. Так, собратья, получается и в среде нас, особенно сотрудников вести. Они объективны и справедли- вы, когда судят других виновных членов, разбирая ту или иную их тьму, - там они действуют хорошо. Но когда дело касается их родственных отношений, когда прямо задевает- ся их идол родственности, здесь они совершенно слепы и безжалостны в отношении тех членов и приближённых, да и своей собственной семьи, тех малых, которые соблазняются, подражают этим разложенным до мозга костей типам и гиб- нут. Им всё нипочём, авось поможет ему, авось поможет ей, авось ещё рано отрешать их от себя. Они ведь ещё отроки. Да где же рано! Авессалом уже разложил других. Авессалом уже совершил моральные и вестевые преступления. Авесса- лом уже пошёл воевать против родного отца, и всё продол- жается: "сберегите мне отрока Авессалома". Где здесь объ- ективность? Разве не ясно всё это его поведение! Ведь блудный сын-то пришёл с покаянием. А тот, которого роди- тели привели к судьям и старейшинам города? Вот факты его жизни: буен, непокорен, не подчиняется нам, мы гово- рили ему, а он не слушает. Значит, исчерпано всё, исчерпано в лице родителей. Там был, можно сказать, Моисей (Лук.16:29-31), там был и Сын (Лук.20:13), там был и царь (Еккл.2:12) в отношении этого негодного сына, - там было всё. Всё уже было исчерпано. Сейчас с ним не может быть никаких дальнейших снисхождений и поблажек. Так вот, применяя правильную, заслуженную меру к преступнику- сыну, надо не забывать, что мы одновременно применяем справедливую меру и в отношении посторонних, которые соблазняются, и наших же детей, которые могут разлагаться от этих. Мера должна быть справедливая для всех, а то в иных случаях получается - для одних большая, для других меньшая, заниженная в силу идола родственности. Так вот, дорогие, заканчивая эту проповедь, возвра- щаемся к словам Христа в Матф.12: 50. Это критерий, мери- ло всего, "Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Не- бесного, тот Мне брат и сестра и матерь". Духовное состоя- ние должно быть критерием всего, невзирая на родствен- ность. Иначе мы можем подвергнуться судам Божиим. И церковь Божию в таком случае мы также подвергнем этому же. Читайте вы статью ЕГВ "Отношение родителей к де- тям", там она ясно пишет, что ангел-губитель накажет не- годных детей наших и нас вместе с ними. А я ещё добавлю, что и церковь Божья в этом случае также может страдать по общей ответственности. Да сохранит нас Господь от всего этого! Пусть же все эти опыты библейские будут пред на- шими глазами эталонами в их положительном и в отрица- тельном изложении, чтобы идол родственности не имел места в наших сердцах и в нашей среде. А Господу нашему, Возлюбившему нас и давшему нам утешение благое через весть Свидетеля Верного и Ис- тинного, да будет честь и слава вечная. Аминь. Молитва Отец наш Небесный, по окончании слушания Твоего Слова мы склонились у ног Твоих и сердечно благодарим Тебя за то, что Ты дал нам Слово Твоё, овеществил Твои святые мысли на страницах этой Книги книг, где открыва- ешь Ты наставления Твои, а также опыты народа Твоего всех веков. Слава Тебе, Боже, за Твою любовь, заботу и по- печение, и святое Слово Твоё, и святую церковь Твою, и Сион Твой, за все благодеяния Твои, которым нет числа, прими, Боже, сердечную благодарность за всё! Отец наш Небесный, вот мы видели сегодня из Слова Твоего как положительные проявления раба Твоего Давида в служении вести и Царству благодати того времени, так и отрицательные что было с его стороны ошибкой, грехом, идолом родственности, когда он даже такие слова допускал: "Авессалом, Авессалом, кто дал бы мне умереть вместо те- бя!" Господи, это была высшая точка идола родственности, которая в Слове Твоём изображена в лице Твоего раба Да- вида. Ныне мы, Господи, также видим, что эта тьма идола родственности проявляется и в семьях народа Твоего и даже в семьях служителей Твоих. Но, Господи, просим Тебя, дай Святого Духа Твоего, чтобы это Слово, как снег и дождь, нисходящий от Тебя, не возвратилось к Тебе тщетно, но ис- полнило то, для чего Ты послал его. Дай же, Господи, чтобы это Слово могло дать свои плоды исправления как и раб Твой Давид, мы читали, также исправил эту греховную ошибку. Он выслушал обличение Иоава и принял его, затем он вышел к народу к воротам, он поблагодарил солдат и на- род за их геройство и самоотверженность в борьбе с этой тьмой Авессалома. Боже мой, Давид эту ошибку исправил, и Ты простил его, как и всё то, что он до этого также делал нехорошего. Но, Господи, просим Тебя, пусть этот же дух Давида, дух принятия наставлений и обличений, дух быстрого исправ- ления,- пустъ, Господи, этот дух также наполнит и сердца народа Твоего и вестников Твоих, чтобы мы, Господь, забы- вая заднее, ошибки прошлого, грехи прошлого, могли под- визаться и подвигаться вперёд к Тебе, Господь, к полноте Твоей в этом формировании, становлении нашем духовном, чтобы нашими поступками не соблазнялись немощные. По- моги, Милосердный Боже, в этом! Также, Господи, мы Тебя просим, Ты благослови вестников Твоих во всех их трудах, путях-дорогах. Ты бла- гослови их, Господи, умножь их ряды. Мы просим Тебя, Господи, также о церкви Твоей, бедной, бросаемой бурей и по временам безутешной. Помо- ги, Господи, ей в скитаниях её. Мы просим Тебя, Господи, также за болящих, на од- рах лежащих, дай, Господи, им Твоё утешение и исцеление, ибо очи всех уповают на Тебя, хотя без древа жизни под властью смерти все мы живем, но Ты был силен в прошлом и ныне силен продлять жизнь народа Твоего, облегчать страдания болящих на одрах. Будь милосерд, Боже, как Ты это делал через апостолов и пророков и через Господа Иису- са Христа, да и в наши дни Ты также, Господи, это делал. Помилуй нас, Боже, помилуй нас! Также мы просим Тебя о врагах истины, которые пы- таются сделать зло церкви Твоей, бедной, бросаемой бурей. Господи, удали их с пути! Ты же, Господь, ангелов согре- шивших, связав узами адского мрака, блюдешь на суд для наказания в их изоляции от неба. Они не имеют доступ на небо, чтобы смущать мирожителей и ангелов. Господи Боже наш, удали всех врагов в изоляцию от народа Твоего, сохра- ни немощных церкви Твоей. Господь, Ты удалил с пути до- потопных исполинов и весь допотопный мир. Ты, Господи, поразил, ниспроверг города Содомские и Гоморрские. Ты, Господи, разрушил Вавилонскую башню гордыни их. Гос- поди, защити ныне церковь Твою, удали с пути врагов дела Твоего. Ты, Господь, защищал Авраама, Исаака и Иакова, никому не позволял обижать их, возбранял о них царям. О, простри, Господи, руку Твою на народ Твой, ибо мы как ов- цы, обречённые на заклание и от внутренних врагов, и от внешних врагов. Ты, Господь, поразил, Египет и войско его. Ты поразил Корея и скопище его. Ты поразил подстрекате- лей в Кадес-Варни. Ты поразил Навала, Авимелеха, Доика, Саула, а также Авессалома, Ахитофела, Хуса, Лабена, Савея и Семея. Ты, Господь, поразил лжепророков во дни Иере- мии которые мешали делу Твоему в те поры Вавилонского пленения. Ты поразил подстрекателей во дни Даниила, зло- желателей во дни Есфири. Ты поразил Иуду Искариота и обоих Иродов, Ты поразил Ананию и Сапфиру, Вариисуса, иудейскую нацию в разрушении Иерусалима и доныне со- вершаешь суды Твои в семи трубах, совершая Своё действие вразумления волн моря этого, говоря ему: доселе дойдёшь, и дальше не перейдёшь, здесь предел надменным волнам тво- им. Ныне мы, Господи, также находимся в опасностях и от образа зверя, а также и от внутренних врагов, Авессало- мов и Доиков и прочих. Боже, защити нас, Ты надежда Из- раиля! Ты упование наше, упование всех концов земли. Ты, защищавший народ Твой в прошлом, Ты Тот же и теперь, - наш Господь! Мы так радуемся всем тем благословениям, которыми совершаешь Ты работу этого Последнего ангела. Мы воочию видим руку Твою. Но ныне, Господи, мы про- сим: не оставь церковь Твою во всех опасностях её и поми- луй по великой милости Твоей! Помилуй нас, Боже, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением от надменных и поношением от гор- дых. А когда придешь в Царствии Твоём, вспомни и о нас, возьми нас в Твои вечные обители, где будет вечная ра- дость! Гряди скорей, о Боже! Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа да пребудут вечно со всеми нами! Аминь. 1-я проповедь - "Идол родственности" 19