Россия: ХВЕ(П) и ОЦХВЕ Виталий Рысев «Классическое пятидесятничество»: (тот же сайт) «Сейчас мы наблюдаем очень интересную картину российской пятидесятнической действительности. Союз ХВЕП включает не только традиционные Церкви пятидесятников "воронаевского" и "шмидтовского" направлений, но и отдельные Церкви, которые являлись харизматическими и даже общины Пресвитериан (Корейского направления). Все это вызвало определенное непонимание и закономерные вопросы пятидесятнических пасторов и верующих. Журнал союза "Примиритель" выступил с объяснением позиции руководства деноминации. В нем говорилось, что определяющим во вхождении в Союз для новых Церквей было согласие с пятидесятнической доктриной. Основным и по сути единственным штрихом градации, отделявшим одних пятидесятников СССР от других был вопрос правомочности регистрации Церквей в органах советской власти. Существование в условиях социал-коммунистического эксперимента на шестой части суши делило пятидесятников (и все другие евангельские движения) на откровенно преследуемых христиан и менее гонимых верующих. Одна часть сознательно отказывалась от любого компромисса, другая старалась максимально использовать конкретную политическую и историческую ситуацию для сохранения Церкви. После начала перестройки еще в течение каких-то лет предпочтение одной из позиций определяло принадлежность христиан и общин к какому-то одному течению ХВЕ (ОЦХВЕ и будущему ХВЕ(П)). Но с течением очень короткого времени, на первом плане оказались серьезные доктринальные расхождения в теологии двух Пятидесятнических братств… С конца 80-х годов каждое из течений постсоветского ХВЕ выбрало свои приоритеты развития Церквей и богословия. ХВЕ(П) настойчиво стремясь к сотрудничеству с мировыми пятидесятническими организациями, благодаря совершенно сходной с Ассамблеями Бога доктринальной позиции, не испытывало в этом сближении каких-либо препятствий. Не нуждаясь в коррекции своего богословия, ХВЕ(П) органично вошла в мировую пятидесятническую семью, оставаясь при этом большей частью Российской деноминацией со своими уникальными чертами. Но глубокий богословский диалог между ОЦХВЕ и ХВЕ(П) так и не состоялся. Точнее, не произошло объединение двух составляющих ХВЕ, что казалось закономерным, имеющим все предпосылки и вполне реальным при условии обоюдного желания и примирения. Тяжелое наследие взаимного непонимания, проблемы столкновений с харизматическо-обновленческими тенденциями усугубили дистанцию между двумя течениями и Объединенная Церковь ХВЕ с начала 90-х годов начала развивать свою особую доктринальную позицию. Объединенная Церковь ХВЕ, действуя в условиях глубокого подполья, выработала свое понимание методов строительства, управления и служения в Церкви. Четкая структура служителей, подчиненность и дисциплина были необходимы в условиях тотальной слежки и арестов. Мобильность Церквей, ревность и беcстрашие христиан делали Пятидесятническую Церковь динамично растущей в условиях непрекращающихся преследований. В "новую Россию" ОЦХВЕ вошла как цельное, крепко спаянное духовное братство Пятидесятнических Церквей. В новых условиях Объединенная Церковь, дистанциируясь от контактов с остальными Пятидесятническими движениями, стала вырабатывать теологические обоснования той духовной практики и структуры течения, которая сложилась и, на первый взгляд, казалась незыблемо прочной. Очень скоро ОЦ столкнулась с агрессией быстро растущего u`phgl`rhweqjncn движения в России, СНГ и Прибалтике. В качестве ответа на это, многие особенности жизни и практики нерегистированных пятидесятников СССР были объявлены основополагающими доктринальными установками этих Церквей. Руководство деноминацией осуществило централизацию управления и теологического образования. Библейский Колледж в Рыбнице (Приднестровье) стал центром подготовки пасторов, евангелистов и учителей воскресных школ. К 1998 году это учебное заведение закончили около 2000 человек. Но именно этот особый путь в богословии определил возникновение теологических различий между ОЦХВЕ и большинством мировых Классических Пятидесятнических Церквей. ОЦХВЕ отличают следующие позиции: Все более настойчивое обоснование необходимости иерархии служителей деноминации. Эта часть Пятидесятничества пытается использовать епископальную систему управления Церковью. В своей сути епископальная структура там, где она есть (Католичество всех подвидов, Православие, Англиканство, Лютеранство, Новоапостольская церковь) предполагает средоточие духовной власти и учения в личности епископа (либо иных уровней этого сана - архиепископ, митрополит, кардинал, папа); они же объявляются преемниками Апостолов. Для Церквей Классических пятидесятников епископальная система более чем не свойственна (исключение составляют так называемые Церкви Апостолов). Все же хочется верить, что институт епископа ОЦХВЕ будет служить единству церквей и укреплению связей между ними, а сами епископа будут пониматься как региональные служители, а не как вышеуказанные фигуры духовной власти, вокруг которых строится епископальная система церковного управления. Реальность церковной жизни ОЦХВЕ дает оптимистические основания для подобного утверждения и позволяет надеяться, что драгоценное библейское евангельское наследие, согласно которому центром духовной жизни есть община, будет сохранено и развито в этой влиятельной пятидесятнической деноминации. Богословием ОЦХВЕ были выдвинуты ряд доктрин, не являющихся приемлемыми в большей части других евангельских движений и Церквей. Среди них такие, как: обязательное присутствие личного исповедания пред служителем, как средство личного освящения; благочестие, выражающееся в особом семейном укладе; выдвижение на служение на основании молитвенного откровения; попытка разделения верующих на "священство" (рукоположенные служителя) и простых верующих, таким образом так или иначе устраняя библейский принцип всеобщего священства верующих; Эти доктрины в той или иной форме появляются в вероучительной литературе ОЦ ХВЕ . Достаточно трудно судить, насколько широко они распространились среди церквей. По прежнему, несмотря на совершенную неактуальность вопроса о регистрации, для многих именно ее отсуствие остается критерием ХВЕ. В богословии ОЦХВЕ существует такое понятие, как "Природная ХВЕ", которым называется Церковь, соответствующая и пришедшая к вышеописанному образцу. Истина требует сказать о том, что, симбиоз епископальной системы в руководстве деноминации и конгрециональное решение вопросов на уровне большинства отдельных общин все же делают возможным определенный выбор позиции. С другой стороны не все так гладко в среде ХВЕ(П), тесные контакты которого с мировыми движениями привели к принятию близких к либеральным взглядов руководства Ассамблей Бога и других. Мы оставляем вопрос окончательного определения фундаментальности ХВЕ открытым. Но нас всех должна беспокоить все увеличивающиеся расхождения между двумя течениями Классического Пятидесятничества, называемого ХВЕ. От преодоления }rni преграды зависит будущее огромной части Пятидесятнической Церкви в России, СНГ и странах Балтии.»