ХИОП КУРСОВАЯ РАБОТА ПРЕДМЕТ "История христианства-2" ТЕМА "Возникновение пятидесятнического движения" СТУДЕНТ Олизаревич Николай Мих. ПИНСК - 2003 г СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 3 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4 2.1 В ПРЕДДВЕРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 4 2.1.1 "ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИЕ" ПРОЯВЛЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ СТОЛЕТИЙ 4 2.1.2 ДВИЖЕНИЕ ОСВЯЩЕНИЯ 5 2.2 ПРОБУЖДЕНИЕ В УЭЛЬСЕ (ЮЖНАЯ АНГЛИЯ) 7 2.3 НАЧАЛО И ПРОЛОМ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 8 2.3.1 ПРОБУЖДЕНИЕ В ТОПЕКА/КАНЗАС 8 2.3.2 ПРОБУЖДЕНИЕ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ 9 2.4 ОБРАЗОВАНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ (ХВЕ) НА ЗАПАДЕ УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ 12 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 4 БИБЛИОГРАФИЯ 14 1 ВВЕДЕНИЕ Пятидесятническое движение является частью Церкви Иисуса Христа и ее истории. Сегодня пятидесятническое движение - самая динамичная христианская сила вообще. Если численно сравнить его с протестантскими церквами и независимыми церквами, то оно имеет всемирный характер. К тому же, если смотреть в целом, то оно является наиболее быстро растущей христианской деноминацией. По данным исследователя миссионерства Д.Б.Баррета, количество членов традиционных пятидесятнических общин во всем мире сейчас достигает примерно 200 миллионов. Три самые большие протестантские церкви мира являются пятидесятническими церквами. Это "Центральная Церковь Полного Евангелия" доктора Йонги Чо на полуострове Йоидо в Сеуле (Корея). При месячном приросте членов от восьми до десяти тысяч верующих данные постоянно изменяются. В 1981 году было 165 000 членов, в 1982 году - 250 000, а сегодня - около 900 000. Следующей по величине является Церковь Етабеч в Сантьяго (Чили), насчитывающая 80000 членов, затем Конгрегакао Криста в Сан Пауло (Бразилия), имеющая 61 250 членов. В Европе сегодня насчитывается более миллиона пятидесятников. В таких странах, как Франция, Испания и Португалия пятидесятническое движение является самой сильной не католической деноминацией (пятидесятническое движение нельзя полностью отождествить с протестантской церковью), в других европейских странах, прежде всего в Скандинавии - сильным независимым христианским движением. Пятидесятническое движение так же присутствует во всех восточно-европейских странах. Румыния насчитывает 150 000, Россия не менее 700 000 членов. Тут, конечно, напрашивается вопрос, почему в то время, когда во всех церквах количество членов уменьшается, пятидесятнические церкви всего мира растут. Йонги Чо комментирует это коротко...: "Мы являемся самой большой церковью мира на основании Крещения Духом Святым, Который делает людей способными спасать погибающих!" Каким грандиозным может быть такой рост, нам показывает другой пример. Община Божья во Христе ("Church of God in Christ"), пятидесятническое движение Африки, в 1964 году еще насчитывала 425 000 верующих. В 1983 году их было 3 709 861, прирост составляет 824 процента за 20 лет! Такое взрывоподобное развитие среди деноминаций, естественно, не скрылось от внимательных наблюдателей. Так епископ Лезли Нью Бегин в 1953 году в своей книге "Хозяйство Божие" назвал пятидесятническое движение, наряду с католической и протестантской традицией, "третьим потоком" христианства, в котором вновь обновляются дары Духа Святого. Подобно этому звучит и оценка Хенри П. Ван Дусен, президента теологической семинарии Принцетон, который в заметке "Третья сила христианства" пишет, что пятидесятническое движение изменяет лицо христианства в XX столетии. И еще одна цитата из букета суждений. В одном справочнике "История христианства", изданном на немецком языке, Джеймс Данн высказывается так: "За семьдесят лет со времен пробуждения на улице Азуза, пятидесятническое движение распространилось по всему миру. Важно, чтобы мы видели в этом движении не только протестантскую церковь или секту. Дело действительно касается четвертой формы христианства, наряду с православием, католицизмом и протестантизмом". Как бы ни было, третья или четвертая сила, но это точно, что пятидесятническое движение значительно влияет на сегодняшнее христианство во всем мире. Потому так важно проследить историю возникновения пятидесятнического движения. В истории христианства всегда находились отдельные личности, которые искали "чего-то большего" в своем духовном паломничестве, что иногда приводило их к исследованию значения крещения Духом и духовных даров. Современные богословы пролили новый свет на историю пятидесятнического движения, доказывая тем самым, что такой интерес к действию Святого Духа оставался на протяжении всей истории Церкви. С наступлением конца XVII и началом XVIII века движения пробуждения в Европе и Северной Америке, кальвинисты, лютеране и протестантские арминианские проповедники уделяли особое внимание покаянию и благочестию в жизни христианина. При любом изучении истории пятидесятнического движения необходимо тщательно рассматривать события, произошедшие в этот период времени, и особенно доктрину христианского совершенства Джона Весли, отца движения методистов. Весли призывал своих последователей к поиску новых духовных измерений в своей жизни. Это второе действие благодати, в отличие от обращения, освободило бы человека от изъянов его смертной природы, которое приводит к грешному поведению. Это учение распространилось в Америке и стало началом движения святости, делая упор на освящение жизни. По крайней мере, два пробуждения в XIX веке можно отнести к предвестникам современного пятидесятнического движения. Первое произошло в Англии (начиная с 1830 года) во время служения Эдварда Ирвинга, а второе - в южной части Индии, начиная примерно с 1860 года) под влиянием учения плимутских братьев и лидера индийской церкви Дж. С. Арулаппена. Этим событиям сопутствовало как явление говорения на языках, так и пророчество. 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 В ПРЕДДВЕРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 2.1.1 "Пятидесятнические" проявления на протяжении столетий Христиан Гуго Круст пишет в книге "50 лет немецкого пятидесятнического движения": "Пятидесятническое движение не является внезапно возникшим, безисторическим явлением. Его свидетельство, что Иисус Христос через Духа Святого желает жить в христианине, можно доказать, начиная с первой общины и до наших дней, на протяжении всей истории Церкви". Все же и в этом сначала должна была произойти "деформация". Как реакция на затихшее явное действие Духа Святого, вскоре после апостолов, в 200-х годах нашей эры возникло пробуждение, в котором вновь возобновилось действие даров в остывшей церкви (монтанизм). Но присутствовали некоторые преувеличения - Монтан приравнивал пророческие проявления к Священным Писаниям, что вызвало ответное сопротивление. Августин поставил вехи классической теологии в этой области, сказав: "Спрашивают, почему сегодня чудеса не происходят так, как их можно было переживать в прежние времена? Они были в то время нужны, прежде чем мир пришел к вере, и они были для того, чтобы приобрести веру мира". Так постепенно теологически обосновывали то, что на практике иссякло. Впоследствии римско-католическая церковь ограничила чудеса возможностями отдельных "святых". Позже реформаторы аргументировали свое решение проблемы по-своему; как, к примеру, Мартин Лютер: "После того, как церковь была собрана и подтверждена первыми знамениями, стало ненужным, чтобы продолжалось видимое ниспослание Духа Святого". Лютер, который считал, что Писание является светом, а церковная традиция только лишь светильником, здесь сам явно стал жертвой сияния светильника. Но все же ясный поток никогда полностью не иссякал. Об этом говорил Христиан Х. Круст: "Свидетельствуют, что сокровенное выявляется, что все дары благодати имеются в обилии, что многие исцеляются и освобождаются от нечистых духов, причем прежде всего упоминается дар говорения на языках и пророчества". Эта происходило вплоть до времен Бернарда Клервосского (1150) и Францизка Ассизского (1220). И среди вальденсов в 12 веке проявлялись духовные дары. Также можно упомянуть движение Камисардов (1700), движение вдохновения (1710), пробуждение вокруг молодого гвардейского офицера Густава фон Белов, в Швейцарии пробуждение вокруг профессора Давида Шплайсс (около 1820) и другие! Именно движение вдохновения, рожденное через Эдварда Ирвинга, пастора пресвитерианской церкви Лондона пробудило ожидание "новой Пятидесятницы". Не удивительно, что если "король проповедников" Чарльз Х. Сперджен (1884-1892) в одной из своих проповедей о "силе Духа Святого" выразил это ожидание так: Дальнейшим великим делом Духа Святого, которое еще не совершилось, является пришествие славы последних дней. Через несколько лет - я не знаю когда, я не знаю как - Дух Святой будет излит совершенно иным образом, чем сегодня. Сегодняшние проповедники привыкли к тому, что постоянно проповедуя, проповедуя, проповедуя - мало совершается. Мои глаза загораются при мысли, что я еще доживу, когда Дух Святой будет излит, и "сыны ваши и дочери ваши будут пророчествовать и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деяния 2:17) И, действительно, пришел следующий основной поток Духа Святого, без которого пятидесятническое движение было бы немыслимо. 2.1.2 Движение освящения Уже в 1875 году в США началось мощное движение пробуждения, которое в течение одного единственного года охватило все штаты и большинство городов США и потом в течение нескольких лет распространилось на Ирландию, Шотландию, Уэльс, Англию, Южную Африку, Скандинавию, Швейцарию и множество других стран. Позже в Англии начались конференции, благословенное влияние которых чувствовалось во всем мире. С 29-го августа до 7-го сентября 1874 года проходила одна из таких конференций в Оксфорде, в 1875 в Бричтоне, на которую собралось 600 участников в Кесвик, эта конференция тоже имела большое влияние. Были приглашены братья и сестры, представляющие различные направления христианства: Дух Святой вызвал жажду по личному освящению. Джон Весли (1703-1791). Джон Весли, основатель церкви методистов, свидетельствовал о "втором благословении", которое, он, правда, понимал как переживание освящения. После его покаяния, при слушании вступительной речи Лютера 24 мая 1738 года, он свидетельствует о дальнейшем глубоком переживании в январе 1739 года: "Примерно в три часа утра, когда мы продолжали молиться, сила Божья могучим образом сошла на нас, так что многие из нас громко кричали от изобильной радости, а также падали на пол. Как только мы немного пришли в себя от страха и удивления от присутствия Его святого величия, мы в один голос произнесли: "Мы славим Тебя, о Боже, мы исповедуем, что Ты - Господь!" После этого Весли проповедовал еще более могущественно, чем до этого. При этом люди были обличаемы во грехах, громко кричали и падали на пол. Следовательно, Весли были знакомы настоящие "пятидесятнические собрания"! В его служении также происходили явные чудеса исцеления. Чарльз Финней (1742-1875). Дальнейшим отцом "духовного крещения", которое сильно распространилось, был Чарльз Грандизон Финней. Он покаялся в 1821 году, будучи адвокатом, и стал первым настоящим профессиональным евангелистом. Он был избран на то, чтобы проводить несравненно благословенные служения, после духовного крещения, о котором он свидетельствует следующим образом: "Я получил мощное крещение Духом Святым. Без малейшего ожидания, не имея ни единственной мысли об этом... Дух Святой сошел на меня таким образом, что это казалось пронизывало мое тело и дух... как поток текучей любви... как дыхание Божие... никакие слова не могут описать любовь, которая была излита в мое сердце. Я громко плакал от радости и счастья и, наконец, вынужден был выразить мои чувства в громком крике..." Финней был самой значительной личностью среди американских евангелистов первой половины 19-го столетия. Приблизительно определяют, что число пробужденных через него людей достигает полумиллиона. Критический теолог доктор Л.Бехер отзывается о деятельности Финнея как о "величайшем религиозном пробуждении, которое когда-либо происходило в течение короткого времени!" Дуайт Л. Муди (1837-1899). В США это был прежде всего Дуайт Л. Муди, самый знаменитый евангелист тех дней, который от побережья до побережья распространял учение о "крещении Духом Святым". Уже будучи духовно сильным евангелистом, он был побуждаем в Чикаго молиться о крещении Духом Святым. Хотя в начале и не воодушевленно, но попросил двух членов свободной методисткой церкви, которые обратили его внимание на крещение Святым Духом, чтобы они помолись за него. Как он во время этого волнующего молитвенного часа в 1871 году был крещен Духом Святым, Муди рассказывает так: "Я, правда, считал, что имею силу. У меня было наибольшее число слушателей в Чикаго, было много обращений... Но потом в моей душе появилась большая жажда. Я не знал, что это такое. Я начал взывать к Богу... я постоянно воздыхал, чтобы Бог исполнил меня Своим Духом. И тут однажды, посреди города Нью-Йорка... я не смогу описать это... это почти чрезмерно святое переживание... я могу лишь сказать, что Бог открылся мне... я имел такое переживание Его святой любви, что мне пришлось попросить Его приостановить... я теперь ни за что на свете не хочу возвращаться назад туда, где я находился до этого благословенного переживания." Он же в 1889 году основал Библейский Институт Муди в Чикаго. Доктор Р.А. Торрей. В 1902 году два американских евангелиста Р.А.Торрей и Чарльз Александр начали свои евангелизационные поездки в Австралию. В 1903/4 году они были в Англии. Р.А.Торрей был первым президентом библейского института Муди. Говорят, что через свидетельства этих двух проповедников около 80 000 человек в различных странах обратились ко Христу. Доктор Торрей имел такое же мнение о духовном крещении как Финней. Он учил, что лишь через духовное крещение человек получает силу и полномочие для служения Богу. Вот некоторые из его важнейших высказываний: "Одно дело быть возрожденным от Духа Святого, и другое дело, которое должно последовать, это быть крещенным Святым Духом. Это ясно истекает из 5-го стиха первой главы Деяния Апостолов. Иисус сказал им: "Вы через несколько дней после этого будете крещены Духом Святым". Совершенно ясно, что таким образом они до того еще не были крещены. Но они были возрождены через силу Духа Святого. Так как Христос к тем же людям в Иоанна 15:3 говорит: "Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедал вам". Но что означает "очищен через слово"? Мы находим ответ в 1-ом Петра 1:23, где читаем о том, что настоящий христианин возрождается не от тленного семени, но от нетленного, от Слова божьего. Согласно этому объяснению самого Иисуса, эти люди были возрождены, но они еще не были крещены Духом Святым. В 1-ом Коринфянам 11 мы читаем, что один Дух, но множество даров. Но все же во всяком отдельном случае будет сила. тут я тоже мог бы рассказать о многих людях, которые вышли из состояния слабости и перешли в состояние силы в служении Богу просто тем, что они приняли дар, который был обещан им..". Не удивительно, что слово "пятидесятнический" - задолго до возникновения пятидесятнического движения - уже повсюду употреблялось в речи верующих. В начале двадцатого столетия "новую Пятидесятницу" ожидало не только движение освящения, но также католические и протестантские руководители выражали свою надежду, что новая пятидесятница вновь принесет чудеса и знамения, которыми была отлична ранняя Церковь. И тогда произошло новое пробуждение, которое привлекло внимание всего христианского мира. 2.2 ПРОБУЖДЕНИЕ В УЭЛЬСЕ (ЮЖНАЯ АНГЛИЯ) В 1904 году неожиданно началось пробуждение, которое по глубине и распространению превосходило все до сих пор пережитое в этой области. Правда, оно уже давно было подготовлено втайне: в г.Рондатале были три женщины, которые на протяжении лет сходились каждую неделю, чтобы просить об излиянии Духа Святого, пока одна из них однажды не услышала голос Духа Святого: "Встань, так как слышится шум, как будто приближается дождь." Спустя три дня началось пробуждение. Подобные события произошли и в других молитвенных кружках. В 1903 году пожилой декан Ховель писал: "Обратите внимание на то, что я скажу вам. Так как это может быть последней вестью, которую я обращаю к моим землякам во всем Уэльсе, прежде чем с меня потребуют отчет, в то время как свет вечности уже сияет мне навстречу. То, в чем нуждается наша страна, это духовное пробуждение через особое излияние Духа Святого..". Особым орудием в уэльском пробуждении был Эван Робертс, который уже двенадцать лет был правой рукой своего отца в угольной шахте, а немного позже сам стал шахтером. Его никогда не видели без Библии, которую он исследовал в перерывах между работой. Позднее, будучи молодым проповедником пробуждения, он подчеркивал разницу между деяниями Духа Святого при обращении и духовном крещении, которое получает верующий. Когда началось пробуждение, во время собраний часто происходили неописуемые сцены. Иногда, казалось, разражалась настоящая буря молитв и хвалебных песнопений. Сотни отдавали свои сердца Богу, в ответ на это все присутствующие начинали петь благодарственные песни ликования. Особой заботой Эвана Робертса всегда оставалась Церковь. "Смири Церковь и спаси мир", - это был крик его души к Богу. А часто случалось, что когда весь народ склонялся в тихой молитве к Богу, то возвышался звонкий голос, чтобы любезно, как жаворонок спеть песню во славу Божью. Это пробуждение на деле можно было назвать "поющим". Многолетние долги оплачивались, краденые вещи возвращались назад. Торгаши, игроки, трактирщики и другие люди, которых в обычной жизни редко достигает Слово Божие, приходили к Господу. Блюстителям порядка город по тогдашним обычаям подарил белые перчатки, потому что не было больше судебных дел. Трактиры были пусты. Не слышалось больше ругательных слов, так что утверждали, что лошади в шахтах не понимают больше языка своих наездников. Прекратилось чтение легких романов, повсюду изучали Библию. Запасы Библий и Новых Заветов зачастую были распроданы. Футбольные клубы были распущены. Одно театральное общество должно было уехать из-за недостатка в зрителях. До декабря 1904 года насчитывали около 70 000 обращенных, а к маю 1905 - 85 000. В уэльских пробудительных собраниях подчеркивалось: "Не может быть Пятидесятницы, если перед этим не было Голгофы". В центре оставалось откровение Креста. Мужчины и женщины вставали посреди собрания, будучи глубоко потрясены болью и триумфом Голгофы. Не доминировала одна устойчивая форма богослужений или личное руководство, но присутствовала хоровая молитва общин, ожидание духовного крещения и руководства собраниями Святого Духа. Внимание репортеров христианской и общественной прессы было направлено на это событие. Пастора и проповедники со всего мира съезжались в Уэльс. Пробуждение в Южной Англии вызвало волну напряженного внимания, которая достигла самых отдаленных миссионерских областей. Электризующим образом распространялись вопросы: Почему только в Уэльсе? Почему также и не у нас? Почему не всемирное пробуждение? 2.3 НАЧАЛО И ПРОЛОМ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ Страна рождения - США. Обычно у колыбели значительных пробуждений стоят черезвычайные личности церквей и общин - Мартин Лютер как реформатор, Джон Весли как вождь методистского пробудительного движения, Вильям Бут как генерал Армии Спасения и т.д. - Но не так было в пятидесятническом движении. У колыбели пятидесятнического движения стоят следующие два события: пробуждения в Топека/Канзас и в Лос-Анджелесе. 2.3.1 ПРОБУЖДЕНИЕ В ТОПЕКА/КАНЗАС Чарлз Ф. Пархам был методистом, принадлежащим к одной из Церквей Святости Среднего Запада США. Он принял так называемое учение о трех переживаниях (возрождение-освящение-духовное крещение) и в 1891 году начал проповедовать о возможности получения дара иных языков, описанного в Священных Писаниях. Чарлз Пархам снял небольшой трехэтажный дом в Топека (штат Канзас), где развивает свою теологию, названную "Теологией Апостольской Веры". Он верил, что Бог сверхъестественным образом наделяет человека, пережившего крещение в Духе Святом, земными языками для победной проповеди Евангелия. Пархам проповедовал, что последствием такой сверхъестественной евангелизации станет всеобщее пробуждение и тогда пришествие Иисуса Христа не замедлит. Но эта доктрина не работала так, как ожидалось и миссионеры, вдохновленные Пархамом, испытывали трудности, полностью полагаясь на такую трактовку и сверхъестественное обеспечение их служения. Все они впоследствии поняли, что то, что проповедовал Чарлз Пархам является скорее исключением. Но Пархам жил более исключениями, чем правилом. Он оставляет Методистскую Церковь, будучи не понят, и начинает настойчиво искать то потерянное, что приведет Церковь к первоапостольскому образцу. Изучая Библию, он приходит к выводу о том, что крещение Духом Святым должно сопровождаться сверхъестественным знамением - даром молитвы на иных языках. Правда, на языках говорили уже до этого: у первых квакеров (1654), у первых методистов (1739), во время происходившего с 1803 года в Швеции пиетистского движения, в Ирландском пробуждении (1858) и в ирвингианском движении Англии около 1830-32 гг. С целью поиска Библейских истин в том же городе была открыта Библейская Школа, в которую съехались студенты добровольцы. Пархам, полагаясь на Бога, дал задания, исследуя Библию ответить на вопрос - как происходит крещение и исполнение в Святом Духе? Студенты пришли к такому же выводу, что и он - возложение рук, молитва, излияние Духа. Они ответили, что "Библейским доказательством крещения Духом Святым являлось говорение на языках "как Дух давал им провещевать" (Деяния 2:4). Восемнадцатилетняя ученица библейской школы Агнесса Н. Оцман в ночь на 1-е января 1901 года получила духовное крещение согласно истине, сформулированной студентами. Она свидетельствует об этом так: "Я в 1900 году приехала в Топеку в библейскую школу. Мы изучали там Библию, а также работали в общине. В одном помещении, предназначенном для молитвы, день и ночь усиленно молились. Я ночью имела благословенные часы молитвы. Однажды, молясь о посвящении Господу, я вместе с другими думала, что получила духовное крещение. Но когда я узнала, что Дух Святой может излиться в большей мере, то мое сердце стало жаждать обетованного Утешителя, и я начала молиться об исполнении силою свыше. Иногда я жаждала этого больше, чем телесной пищи. Часто ночью я больше желала Его, чем сна. Вечером перед Новым Годом мы имели благословенное богослужение и молились о благословении на будущий год. Во время первого дня нового 1901 года Господь действовал среди нас и наполнил миром сердца. В этот вечер на нас сошел дух молитвы. Это было 1-го января в 11 часов вечера, когда мое сердце побуждало меня, и я попросила возложить на меня руки, для того, чтобы я получила крещение Духом Святым. На мою голову легли руки, это были руки руководителя библейской школы. Дух Святой сошел на меня, и я стала говорить новыми языками и славить Господа. Мое сердце было наполнено давно ожидаемой радостью, и чудесное присутствие Господа наполнило мое сердце неизвестным до того образом. Как если бы потоки живой воды изливались из меня..." Сам Пархам получил этот дар и большинство учеников Школы, возлагая друг на друга руки и молясь, исполнялись Святого Духа со знамениями иных языков и пророчеств. Это не было началом собственно пятидесятничества. Но теперь мы начинаем говорить о том, что же является Классическим Пятидесятничеством - рожденным в огне наступившего пробуждения. Сейчас, 1 января 1901 года был зажжен фитиль духовного взрыва, который произойдет вскоре! В следующие пять лет Пархам и его проповедники ездили по многим общинам Юго-запада Америки. Итогом этой проповеди стало почти моментальное пробуждение и принятие истины о возможности духовного крещения и знамений, подтверждающих его, более чем 25 000 христиан. Они говорили о личной Пятидесятнице и стали новой общностью христиан, исповедующих Апостольскую Веру (так первоначально называлась теология, которую проповедовал Чарльз Пархам). Газеты заинтересовались этими событиями. Ежедневная газета в Топека высмеивала говорение на языках. Другие издания посылали своих корреспондентов, и происходящее стало известно по всей стране. В 1905 году начинает выходить газета "Апостольская Вера" и Пархам открывает новую Библейскую Школу для подготовки проповедников и миссионеров. 2.3.2 ПРОБУЖДЕНИЕ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ Одним из студентов Библейской школы Пархама был бывший официант, проповедник святости Уильям Джеймс Сеймур (1870-1929). Учение Апостольской Веры было принято им всецело, но учиться этот человек мог только вне аудитории, сидя в коридоре. Джеймс Сеймур был афроамериканец, и расовые законы не позволяли ему находиться в одном классе с белыми христианами. Такова была (а кое-где сейчас таковой является) жестокая реальность расизма в среде христианства. Но именно этот человек стал той искрой, которая зажжет огонь пробуждения, а оно в свою очередь однажды сметет все условности общества. Вильям Джеймс Сеймур был приглашен в Лос-Анджелес Неллей Торрей, проповедницей афро-американской общины освящения. Сеймур проповедовал о Деянии Апостолов 2:4 на тему: "Кто не говорит на языках, тот не крещен Духом Святым" (хотя Сеймур сам еще не получил крещение Духом Святым со знамением говорения на языках). Старшие члены этой общины освящения уже много лет претендовали на происшедшее с ними переживание духовного крещения. И вдруг приходит бродячий проповедник и говорит им, что они даже не "освящены", не говоря уже о крещении Духом Святым. Этого они не могли снести. Проповедница попросила Сеймура оставить общину. Община баптистов не поняла и не приняла проповедь Сеймура. Он присоединяется к небольшой группе христиан (см. фото), которые уже длительное время до этого молились о пробуждении в Лос-Анджелесе. Число посетителей этих молитвенных собраний стремительно росло благодаря проповеди и изучению Библии, которое начал новый проповедник. Когда частный дом, в котором проходили эти встречи, стал мал, другие пламенные христиане открыли двери для проповеди о пробуждении и крещении Святым Духом. 9-го апреля 1906 года огонь сошел в одном молитвенном собрании на улице Бонни Брей. Кажется, что первым получившим крещение был мальчик восьми лет. Тут многие получили духовное крещение. Толпы людей начали стекаться в этот импровизированный дом молитвы. Сотни людей, афроамериканцы, испаноязычные, белые шли одним потоком для того, чтобы молиться и присоединиться к пробуждению. Сеймур арендовал старую методистскую церковь по улице Азуза 312, которая для многих является исходным пунктом всемирного пятидесятнического движения. На протяжении трех лет здесь непрерывно проходили молитвенные собрания. Два свидетеля рассказывают об этом пробуждении: Три дня и три ночи они ликовали. Это было на Пасху. Люди были повсюду. на следующий день невозможно было пробраться к этому дому. Кто все-таки хотел попасть в дом, падал под силой Божьей; весь город был на ногах. Они до того ликовали, что фундамент дома стал колебаться, но никто не был поранен... Пастор Франк Бертельман, который тоже должен был стать ключевой личностью в распространении этого пробуждения, так описывал то, чему лично стал свидетелем: 26 марта я пошел на одно собрание на улице Бонни Брей в Лос Анжелесе. Черные и белые были собраны там на молитву. Здесь я впервые повстречал В.Д.Сеймура. Это был чернокожий человек, очень простой, полный духа и очень смиренный. Мы узнали, что 9 апреля 1906 года а маленькой хижине на улице Бонни Брей "сошел Дух". Горстка черных и белых верующих во время Пасхи ежедневно находилась в молитвенном ожидании. Некоторые из них говорили "на языках". Я после обеда пошел на собрание на улице Бонни Брей и увидел, что Бог там действовал могущественно. На этом собрании явно присутствовал дух смирения. В четверг, 19 апреля, мы в обед сидели на собрании в одном зале. Внезапно пол под нами стал колебаться. Тяжело описуемое чувство прошло по помещению. Мы сидели полные страха. Я пошел домой и после недолгого времени молитвы имел серьезное внутреннее откровение от Господа о том, чтобы идти на улицу Азуза. Тут они арендовали старое помещение бывшей методисткой церкви. Там собралось около 12-ти верующих; некоторые белые, но были и чернокожие. Брат Сеймур проводил служение. При этом первом посещении я проповедовал. Двое верующих говорили на языках. Эту речь, кажется, сопровождало много благословений. Вскоре распространилась весть о том, что Бог действует на улице Азуза. Все слои населения начали во множестве приходить на собрания, газеты начали высмеивать и поносить собрания, что для нас означало лишь бесплатную рекламу. В миссии Азуза мы получали благословения. Верующие смирялись. вся атмосфера Неба была среди нас. Уже вскоре собрания происходили круглосуточно. приходило больше белых, чем чернокожих. Большое значение придавали силе крови Христа для очищения от всех грехов. Высокое значение придавалось ведению чистой жизни. В собраниях была явной любовь Божья. Участвующие не допускали ни одного неприветливого слова к их противникам и других общинам. Казалось, любовь первых христиан вновь возвратилась в Церковь. Во всех постановлениях решающим было Слово Божье. Богослужения велись почти непрерывно. Ищущие души можно было в любой час встретить под действием силы Божьей. Это место никогда не было запертым или пустым. Люди приходили, чтобы встретиться с Богом. В этом старом помещении, с его низкими поперечными балками, Бог преодолевал "сильных" людей и готовил их для Своей славы. Гордость или самообладание, самозначительность и самодовольство не могли здесь больше оставаться. также не существовало лицеприятия. Богатый и образованный был таким же как бедный и несведущий. Все были равны. Мы признавали только Бога. Это были "собрания Духа Святого", руководимые Господом. Собрания проходили самостоятельно, добровольно, в свидетельствах, славословии и поклонении... Это были воистину прекрасные дни! Бесы выходили, больные исцелялись, многие получали спасение, возвращались к Господу и получали крещение Духом Святым. Проповедники и служители Царствия Божия со всего мира съезжались в Лос-Анджелес. То, что началось в пустующей некогда церкви, с лавками, сделанными из простых досок, положенных на бочки, стало "огнем Пятидесятнического Пробуждения" и с огромной скоростью распространилось по всему миру. Пятидесятничество не являлось "Американской религией". Это была Церковь, рожденная с Небес и точно так же, как Апостольское христианство, огонь, пробуждающий сердца, мгновенно охватил все страны и континенты. 2.4 ОБРАЗОВАНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ (ХВЕ) НА ЗАПАДЕ УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ Движение Христиан Веры Евангельской в Украине и Беларуси распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920 г. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И. Черский, П. Ильчук, Т. Нагорный и А. Антонюк. (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г.Кременце, руководил им И. Геррис. 6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был организован Союз Евангельских христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Бергхольц. В 1929 г. на втором съезде вышеназванный союз был реорганизован в "Союз Христиан Веры Евангельской" с центром в г. Лодзи. В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся Западноукраинский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквям и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководил А. Бергхольц). Шмидт организовал первую пятидесятническую библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г. школа, в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в т.ч. в Чехословакии, Югославии, Болгарии. Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно здесь произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину "Ассамблеи Божьей", в вероучении которой отсутствует учение об омовении ног. Таким образом западная часть Украины и Беларуси пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии, учрежденной "Ассамблеей Божьей". С 1929 г. эта миссия стала издавать ежемесячный журнал "Примиритель", редактором которого был Г. Шмидт. 19 - 20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: "Союз Христиан Веры Евангельской в Польше". Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Бергхольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих. С 1936 г. по инициативе руководства "Союза ХВЕ в Польше" в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал "Евангельский голос" (редактор М. Вербицкий). Журнал издавался до 1939 г. Накануне второй мировой войны секретарь "Союза ХВЕ в Польше" И. Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г. Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке "Христианский вестник". 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Движение пятидесятников выросло в XIX веке из движения святости. Определение полного Евангелия, обеспокоенность мировой евангелизацией в завершающие дни истории, неустанная молитва об излиянии Святого Духа вызывали пробуждения в Топека, Лос-Анджелесе и множество последующих. Движения пятидесятников и харизматов в двадцатом столетии показали, что в данный исторический период Церкви происходит нечто важное: Бог изливает Святой Дух повсюду на христиан, которые жаждут духовной жизни, наполненной святостью и силой. наделение силой при крещении Святым Духом дает возможность проникнуть в действие Духа в мире, дает большую чувствительность к Его водительству, новые горизонты в молитве и духовную силу для достижения целей. Современное развитие событий призывает Церковь по-новому взглянуть на верность Богу и предназначение в этом мире. Поэтому через молитву, тщательное изучение Писания, богословия, миссиологии и истории Церкви воскресший Христос наделяет важными дарами Свою Церковь. 4 БИБЛИОГРАФИЯ 1 Библия 2 Учебник Кернс "Дорогами христианства" 3 Я .Цопфи "На всякую плоть..." 4 "Систематическое богословие", под редакцией Стенли Хортона 5 "Тематическая программа Библейской школы по вероучению ОЦ ХВЕ", издание второе, дополненное,"Слово Христианина" Винница, 2000 6 Виталий Рысев "Классическое пятидесятничество" Возникновение пятидесятнического движения стр.2