Сообщение от Костя Ткаченко
Вполне согласен, что учение апостола Павла не было ни гностическим ни артодоксальным. Ведь посудите сами, что если Павел был гностиком, то он бы не выступал прямо против гностиков апостольского века - Докетов, Керинфиан, Николаитов, а также и Симонианетян, последователей Симона Волхва, современника апостолов и легендарного основателя гностицизма.

Также если сравнить всё направление его учение в посланиях, то там можно увидеть, как его учение совершенно откличное от ортодоксального иудаизма или даже последующего потом ортодоксального христианства. Но в своих посланиях Павел призывает всех верующих стремиться к познанию Веры и к полному возрасту Христовы, что подразумевает в этом росте познания, как он и писал, "забывая заднее простираться в перёд".

И Павел также говорил, что мы (и он конкретно) рассуждая нас всем этим видим всё, как в "тусклом зеркале", а в опртодоксальном направлении подразумевается «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» т.е. ортодоксия предполагает неуклонное следование догматам веры, основам вероучения и основным традициям уже выработанным и которые невозможно изменить.
В данном случае я не согласен, что на основании учения апостола Павла выросли учения гностицизма и ортодоксии. Они даже и на малейшую иоту не соответствуют тому, что проповедовал Павел.

И Павел в послании к Колосянам как раз и предупреждает чтобы они не были сбиты с толку ни преданиями ни стихиями мира этого, что в послании к Галатам 4:3,9 слово "СТИХИИ" нам переведено, как "вещественым началам мира", а в Евреям 5:12, как "первые накала" т.е. начатки нашей веры. А в послании Петра (2 Петра 3:10-12) это слово "СТИХИИ" показано в момент пришествия Господа.

Понял ли кто из всех учителей-последователей гностицизма и ортодоксии о чём проповедовал Павел? Я совершенно не уверен т.к. учение апостола Павла о Христе подразумевало ПОЗНАНИЕ Христа из Писания (Деяния 28:22-24), а не из восточной мифологии или ряда раннехристианских учений, что использовали гностики (от греч. «познающий». А ортодоксы если и брали во внимание Писание, но слишком разбавили его преданиями и традиция ми.