Недавно "осилил" прекрасную книгу "По стопам Господа". Привожу copy-paste большого отрывка из этого романа. Суть книги: американское военное ведомство создало супер-компьютер "Тринити", в который скопировало нейрослепок мозга его основателя - человека исключительно талантливого, однако тщеславного. Главный герой - профессор Теннант - получил откровение от Бога, - остановить злого гения - учёного. Попутно автор пытается излагать своё вИдение сущности Великого Бога. Итак...


Расскажи мне подробно.
Ладно. Только постарайся без предвзятости. Речь пойдет об откровении, наподобие того, что было Савлу по пути в Дамаск.
Рейчел ласково рассмеялась. В ее глазах прыгали чертики. Нет, со мной она, слава Богу, не способна долго быть сухим профессионалом.
А ты думал, я ожидала чего-то иного?
Тем не менее часть моего сознания упиралась и противилась полной откровенности. Пережитое вместе со мной увеличило готовность Рейчел верить мне. Однако открытия, совершенные мной во время комы, настолько выходили за рамки обычного, что вере Рейчел в меня предстояло нелегкое испытание. Безопаснее начать с более или менее знакомых вещей.
Ты помнишь мой самый первый нарколептический сон? Тот, который повторялся множество раз?
Целиком парализованный человек в непроглядно темной комнате, да?
Верно. Он ничего не видит и не слышит и не имеет воспоминаний. Помнишь, какие вопросы он себе непрестанно задавал?
"Кто я? Откуда я?"
Правильно. Ты сказала, что человек во сне это я сам.
Отбросив темную прядь со лба, Рейчел спросила:
А ты по-прежнему думаешь, что это был не ты?
Да.
И кто же был героем твоего тогдашнего сна?
Бог.
Лицо ее застыло и напряглось.
М-м Я должна была догадаться.
Довольно двусмысленное замечание.
Не паникуй. Слово «Бог» я использую для простоты, чтобы как-то называть то, что я пережил в коме и чему в человеческом языке нет определения. Бог не таков, каким мы его себе воображаем. Он не мужчина и не женщина. Он даже не дух. И говоря «он», я делаю это опять-таки лишь ради упрощения рассказа.
Хорошенькое же ты знание получил! криво улыбнулась Рейчел. Ты хочешь убедить меня в том, что Бог несчастный паралитик без памяти, одиноко сидящий в непроглядно темном беззвучном пространстве?
В начале было именно так.
Он что, правда такой бессильный в начале?
Не то чтобы бессильный. Ему просто кажется, что он бессилен.
Не понимаю.
Чтобы понять начало, ты должна понять конец. Когда доберемся до конца, ты заодно и начало уразумеешь.
Рейчел с сомнением хмыкнула.
Припомни все детали того сна, сказал я. Некто в темном пространстве настолько одержим своими мыслями, что постепенно все его бытие сводится к вопросам: "Кто я? Откуда я? Был ли я здесь всегда?" И после этого он начинает видеть перед собой парящий в пустоте черный шар, который виден только потому, что он чернее тьмы.
Рейчел кивнула.
Теперь ты знаешь, что это за шар?
Да. Космологическая сингулярность. Точка с бесконечной плотностью, с немыслимой температурой и немыслимым давлением.
То есть черная дыра? Или нечто, что было перед Большим взрывом?
Правильно. Нечто, бывшее перед Большим взрывом. А ты знаешь, что существовало до этого?
Рейчел пожала плечами:
Никто не знает.
Я знаю.
И что же?
Желание Бога знать!
В глазах Рейчел светилось любопытство.
А что он хотел знать?
Кто он, и что он, и откуда.
Рейчел взяла мою руку и стала машинально массировать мою ладонь.
Насколько я помню, сказала она, черный шар в твоем сне однажды взорвался. Ты сказал словно ядерный взрыв прямо перед тобой.
Да. Свет пожирал тьму с фантастической скоростью, во всех направлениях. Но каким-то невероятным образом существо в моем сне постоянно находилось вне расширяющегося пространства взрыва.
И как ты интерпретируешь этот образ? Бог, наблюдающий рождение Вселенной?
Да, но это не интерпретация. Я просто видел это. Я видел то, что Бог тогда видел.
Рука, массирующая мою руку, замерла. Рейчел не могла скрыть печаль в своих глазах.
Я знаю, что ты сейчас подумала, сказал я.
Дэвид, ты не можешь читать мои мысли.
Я читаю твои глаза. Послушай, чтобы понять то, что я тебе рассказываю, хотя бы на двадцать минут забудь о своей профессии!
Она глубоко вздохнула.
Я пытаюсь. Из кожи вон лезу. Ладно, излагай дальше.
Я тебе описал виденное уже много недель назад. Только тогда я не понимал, что именно разворачивалось перед моими глазами. Тот взрыв был, конечно, тем Большим взрывом, о котором говорят астрономы и физики. Рождение материи и энергии из космологической сингулярности. Рождение времени и пространства, то есть нашей Вселенной.
А что означали твои последующие сновидения? Теперь ты и в них разобрался?
Напомню, что я видел. После Большого взрыва расширяющаяся Вселенная начала оттеснять Бога в сторону. Выражение "оттеснять в сторону" довольно условно, потому что все происходило явно не в трех измерениях. Однако другое выражение трудно придумать. Впрочем, попробуем другой образ. Можно представить Бога как безграничный океан. Кстати, книга Бытия примерно так и описывает Творца. Итак, безграничный, абсолютно спокойный океан. Без волн, без движения.
И вдруг Большой взрыв!
Да, представим рождение Вселенной как внезапное появление крохотной сферы в центре Бога-океана. Эта сфера взрывоподобно расширяется, со скоростью света гоня воду во все стороны. Таким образом, можно сказать, что Бог оттеснен во все стороны. Или, проще, Бог находится вне Сферы-Вселенной.
Понятно.
Что случается в самой сфере, я наблюдал в своих более поздних видениях. Рождения галактики звезд, формирование планет и так далее. Я имел возможность в чудовищно ускоренном темпе просмотреть всю историю нашей Вселенной. Ты пришла к выводу, что я насмотрелся снимков, сделанных из космоса телескопом "Хаббл".
Помню.
В конце концов мои видения сосредоточились на Земле. Метеоры врезались в первозданную атмосферу планеты. Формирование аминокислот. От первых органических соединений к одноклеточным. От одноклеточных к многоклеточным. И пошел бурный процесс эволюции, организмы становились все сложнее и сложнее. Рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие, приматы
И венец всего человек, закончила Рейчел.
Да. До появления первой органической жизни прошло десять миллиардов лет. Затем последовали новые миллиарды лет всяческих мутаций, в результате которых появился человек. Но для Бога это не представляло особого интереса.
Рейчел удивленно вскинула брови.
Почему? Разве не Бог сотворил жизнь, разве в его планы не входила реализация заповеди "плодитесь и размножайтесь"?
Нет. Бог к творению не имеет ни малейшего отношения. Для Бога происходящее во Вселенной было сюрпризом.
Просто заинтересованный, посторонний наблюдатель эволюции?
Как бы поточнее выразиться Первоначальное любопытство быстро сменилось скукой. Эволюция шла бурно, но ничего по-настоящему нового не создавала. Происходило бесконечное улучшение одного и того же.
Рейчел повернулась в кресле и смотрела на меня, изумленно округлив глаза.
Стало быть, даже само возникновение жизни не произвело на Бога большого впечатления?
Да, на смену кратковременному любопытству пришло глубокое разочарование. И только много-много позже, когда в кишении разнообразной жизни вдруг появился человек, Бог испытал потрясение, равное тому, что он пережил во время вспышки Большого взрыва.
Что же его поразило?
Появление сознания. Человеческого разума. Где-то в Африке уже владеющий орудиями труда гоминид с относительно большим мозгом вдруг осознал собственную смертность. Впервые живое существо обрело способность представлять будущее, в котором его не будет. Поняв, что смерть есть ожидающее всех пресечение бытия, гоминид стал не просто существом, наделенным самосознанием, но также имеющим представление о времени. Это был упоительный момент для Бога.
Почему?
Потому что после Большого взрыва происходили только всякие занимательные изменения материи и энергии. А в человеческом сознании Бог признал нечто конгениальное себе, близкое и понятное. И впервые ощутил трепет радости.