Мой первый опыт проведения лекций в церкви, часть 2
К установленному сроку я вырулила на небольшую стоянку, которая находилась неподалеку от церкви. В этот миг ко мне закралось очень нехорошее предчувствие, когда я увидела, что все парковочные места забиты. Была среда, вечер, а поблизости не находилось никаких ресторанов или общественных светских мероприятий. Плюнув на стоянку, я припарковалась на другой стороне улицы, и защелкнув дверь машины, почесала по направлению к церкви.
А церкви в северной Германии небольшие, но величественные и красивые. Из красного камня, обычно со своей колокольней и надписью года строения над полукруглыми главными входными вратами. Летом они по обыкновению утопают в зелени деревьев, скрывая гордый фасад от зрителя. Глубоко набрав в легкие вечерний летний воздух, я направилась по ступенькам к входу и попала в небольшой, темный и узкий коридорчик, от которого по обе стороны уходили вверх лесенки. А за стеной отчетливо слышался приглушенный шум голосов.
- Моя сегодняшняя аудитория, - запоздало догадалась я и храбро открыла дверь, ведущую в церковный зал. Первое впечатление было всепоглощающим. Когда скрипнула закрывающаяся дверь и мои гулкие шаги отдались в небоскребе зала, все присутствующие затихли и обратили на меня свои головы. Краем зрения я успела заметить висящее объявление о сегодняшнем выступлении диплом-биолога по вопросам эволюции и возникновения жизни на земле.
- Называется вляпалась, - иронично хмыкнула я, и стремительно натянув на лицо маску невозмутимости, помахала рукой в приветствии ожидающим на своего рода возвышении Николаю и Майку. В этот момент мне почему-то вспомнился рассказ Шукшина, „срезал“. Медленно шагая к своему месту назначения, которое в этот момент мне напомнило добровольное восхождение на помост казни, я отметила, что все скамьи, за исключением некоторых мест, были заняты большинством пожилых людей. Приблизительно от 50 до 70 лет в среднем. Окинув взглядом количество рядов и голов в одном ряду я примерно вычислила, что на меня сейчас пялится около сотни человек. Немного для пятисоттысячного населения деревни городского типа, но много в смысле моего недостаточного опыта ведения лекций. Вспомнив, как уверенно шевствовал к пульту мой профессор, я взбодрилась и бодро поднялась на помост.
Ребятки постарались. На возвышении красовался уже включенный проектор с роликом фолий на случай того, если мне придется что-то писать или рисовать, и цветными фломастерами. Рядом на столе лежала тарелочка с печением и стоял поджидающий меня кофейник вместе с сахарницей и объемистой кружкой. Я пожала руки как-то открыто улыбающимся Николаю и Майку, одновременно обдумывая стратегию, с чего лучше начать.
- Кофе?
- Да, пожалуйста, - не отказалась я, оттягивая время.
Николай налил мне ароматно пахнущую жидкость, бросил с помощью щипчиков несколько кусочков сахара и улыбчиво подал чашку мне. А после этого он громко похлопал в ладони, привлекая к себе внимание, и обратился в приветственными словами к публике.
- Бла, бла, бла, – я в пол уха выслушивала вступительные благодарности наперед, знакомство со мной и короткую версию причины надвигающейся дискуссии. Николай показал мне жестом на импровизированное ораторское место, и я спокойно выступила вперед. В голове уже зародился план.
- Гносеология, - громко произнесла я, благо голос у меня от природы мощный и низкий. – Наука наук, которая определяет критерии научности.... – Мои мысли складно полетели, а рука параллельно записывала главные пункты для аудитории. Подробно изложив о эмпирических наблюдениях, гипотезах, экспериментах с некоторыми на мой взгляд интересными достижениями в генетике, и научной теории как таковой, я сделала стрелки напротив двух понятий и приписала к ним фальсифицируемость Поппера и бритву Оккама.
- Но позвольте, - важно сообщил мне Николай, когда я отсекла необходимость привлечения к научной гипотезе сверхестественного, - вам не кажется, что можно представить себе наличие Бога, и это никак не будет влиять на дальнейшие доказательства? По-другому, он же не будет ничему мешать?
- Чтобы привлечь нечто к гипотезе, необходимо вначале доказать это нечто, - ответила я. – Но не вижу пока этих доказательств. А кроме того, в этом нет никакой необходимости. Все природные явления мы и так объясняем без творца.
Но гадкая бритва засела в голове церковника наподобие пилы, отсекавшей что попало и где попало.
- Вам не кажется, что это слишком острая бритва, - спросил он и в его голосе явно почувствовалась досада.
Естественно, что мне не казалось, хотя само слово предрасполагает к саркастичному совету покреститься, а целая его фраза заставила меня поперхнуться. За покашливанием мне удалось скрыть надвигающееся приближение хохота. Но раз церковник и так молится, то я решила отказаться от язвительных замечаний, а вместо них еще раз объяснила принцип бритвы и подкрепила высказывания на примере одной мною поставленной гипотезе из дипломной работы.
- Это несправедливо, - вскричал Майк, но я только пожала плечами.
- С Вашими претензиями обращайтесь пожалуйста к философии, - заметила я равнодушно. – А в связи с правилами гносеологии теория творения не является не только научной теорией, но и даже не имеет статуса гипотезы.
Атмосфера быстро накалилась, и я только успевала замечать, как одновременно поворачиваются головы затихших слушателей от меня к моим порядочно раздраженным соперникам.
- Ну что, совсем нельзя? Ведь можно же предположить наличие создателя. – Опять завел свою волынку Николай.
- Нельзя, - в десятый раз обрубила я. – Предоставьте мне доказательства наличия Бога, а потом и будем дискутировать на счет научности вашей божественной теории.
Не совсем честный шаг с моей стороны, призналась я себе, но довольно эффективный. Особенно в отношении слушателей, которые судя по гробовому молчанию, задавали себе именно такой же вопрос. Украдкой я глянула на часы. Ага, полтора часа незаметно протекли, а собственно до теории эволюции я так и не добралась. Пришло время плавно переходить к следующему аспекту, который был задуман.
- А теперь давайте теперь разберемся в пунктах, по которым ссорятся креационисты и ученые. Я быстро определила рамки тем, вписав в фолию понятия эволюция, возраст и форма земли. – Раскройте первую главу библии, старого завета, - попросила я аудиторию, и слушатели послушно зашуршали книгами, которые на мое счастье аккуратно лежали на подставках вдоль скамеек.
- Вопрос первый. Кто знает, что говорит библия по поводу времени сотворения земли?
- Шесть дней до человека, - тихо произнес кто-то из зрителей.
- Верно. - Я вычислила говорящую даму и задала второй вопрос.- А теперь попробуйте ответить мне, сколько времени ушло в действительности, прежде чем появился человек. – Все молчали, включая и женщину.
- Вы неправильно интерпретируете библию, - перебил меня Николай. – В ней сказано, что у Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Он было обрадовался, когда я положительно кивнула головой в согласии. Рано радуешься, подумала я. В отличии от тебя, я успела просмотреть всю библию, чтение которой даже нельзя сравнить с изучением многочисленных толстых учебников с мелким шрифтом и научных трактатов. Для их изучения требовалось трудолюбие, упорство и выдержка. А с такими навыками библию прочесть – все равно что раз два плюнуть.
- Естественно, я и не опровергаю того, что писал апостол Петр. Но даже если предположить, что весь мир был сотворен за 6000 лет, то как Вы объясните дифференцию миллиардного возраста земли и пары миллионов лет, в начале которых появился Homo erectus?
- Это не доказано! – повысил голос Николай, но меня уже поперло, мягко говоря. Я подробно рассказала о методах датировки, о палеонтологических находках и о последних космологических данных.
- А теперь попробуйте это вначале опровергнуть, - спокойно закончила я, но как и изначально предполагала, ни Николай, ни Майк в науке ничего не смыслили. Они только скупо, натянуто улыбались. Да и понятно, какие уж тут опровержения, если не знаешь даже, чего спрашивать-то.
Я поблагодарила аудиторию за внимание и с легким сердцем спустилась с помоста. А потом я кивнула на прощанье горемыкам-представителям, уверенная в том, что они никогда больше не пригласят меня читать лекции. На улице моросил мелкий дождик, и я улыбнулась, мысленно произнеся огромное спасибо Рулле, Горцу, Войду и Плагу и всем другим форумчанам, заочно и невольно учавствовавшим в моей истории, а также поблагодарив мою несравненную, любимую науку. Я села в машину и отправилась в лабораторию, где меня уже с нетерпением поджидали клонированные бактерии.
А через две недели раздался звонок телефона. Когда я положила трубку, я невольно покачала головой – меня снова пригласили в церковь, провести еще одну лекцию.... Полагаю, что теперь у меня будут чуть более достойные сторонники творения.