Невидимость Бога
Невидимость Бога
В Библии есть тексты, говорящие о Боге как бы противоречиво, где в одних местах утверждается, что Бога никто не видел никогда, а в других описывается, что Бога видели.
Вот тексты, где говорится о невидимости Бога:
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." (Ин 1:18).
"Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин 4:20).
"Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны." (Рим 1:20).
"Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия." (1Кор 2:11).
"для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого." (2Кор 4:4).
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;" (Кол 1:15).
"Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд." (Евр 11:27).
"Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца." (Ин 6:46).
А вот тексты, где говорится, что видели Бога:
"И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя." (Быт 32:30).
"и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное." (Исх 24:10).
"И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили." (Исх 24:11).
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного." (Мат 18:10).
"И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога." (Суд 13:22).
Данные тексты многих смущают. Смущали и меня они, когда я только уверовал. Сегодня на эти противоречия по форме буквы, у меня есть такие пояснения.
Во-первых, надо различать использование термина Бог в значении СТАТУСА и в значении Его ПРИРОДЫ. По природе Бог невидим для всего тварного мира, который однажды начал быть. По природе для тварных физических очей и духовных умов Бог как бы и не существует. Нет у тварной природы точек соприкосновения с Божественной Природой, потому что весь тварный мир (как видимый материальный, так и невидимый для физических глаз духовный мир) был сотворен, а не рожден из Отца. Тварная природа иноприродна по отношению к нетварной Божественной Природе. Потому не может видеть того, что вне ее природы. Тварь может видеть только себе подобное. Физическое око может видеть только материальные тела. А духовный разум может усматривать только духовные образы. Природа же Божественная вне природы духовной. Ум не может постичь, что есть Бог по Божеству Его Природы. Ум может только верой усматривать, что там, за пределами тварного разума, должен быть Бог. Это то, о чем пишет Павел: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны." (Рим 1:20). Вот это просчитывание разума, что Бог ЕСТЬ там, за пределами этого разума, выразил автор Послания к евреям так: "ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд." (Евр 11:27). Это не буквальное видение Невидимого, а именно "как бы" видение. Т.е., разум понимает, что Невилимый там ЕСТЬ, но постичь КАКОВ Он, Тот Невидимый, разум не может. То постижение вне природы разума. Потому и говорят, что Бог трансцендентный, Он по ту сторону от всего тварного мира ПРИРОДНО.
Тогда КОГО же видели все те, о ком сказано, что они видели Бога? Буквально они видели Единородного Сына. Он есть Образ Ипостаси Отца, рожденный (не сотворенный!) прежде всего, что лишь потом начало быть. Вместе с этим рождением Единородный воспринимает и тварное начало, духовную природу. Бог как бы выбрасывает из Себя мостик, как трап из самолета. Без этого рождения прежде всякого начала творения невозможно было бы ничего сотворить. Запредельный Бог, прежде чем начать творить мир из ничего, выбрасывает из Себя посреднический мостик, который должен иметь в себе две природы, Нетварную Божественную, посредством которой он всегда будет оставаться запредельным всему тварному, и тварную духовную, посредством которой будущая созданная тварь должна будет иметь общение с Богом. Также и Дух Святой, исходящий от Отца, чрез Сына должен был начать преломляться в Сыне, и таким образом изливаться в тварный мир в тварных духовных энергиях. Т.е., до этого посреднического мостика Дух Святой исходит от Отца исключительно в Божественных Энергиях. А потом, проходя через Единородного, воспринявшего на Себя кроме имевшейся у Него Божественной Природы еще и тварную дузовную, Дух Святой преломляется и изливается уже в тварный мир именно в тваных духовных энергиях. Спор между католиками и православных о природе энергий Духа, как видится мне, произошел от двух крайностей, так что они не смогли прийти к общему знаменателю, а просто обвинили друг друга в ереси. Одни учили о тварности тех энергий, а другие о Божественности тех энергий. Но там имеет место и то, и другое. Божественные те энергии Духа Святого исходят от Отца ПО ТУ СТОРОНУ от посреднического мостика. А в тварных энергиях Дух Святой нисходит уже в тварный мир. В Божественных тех энергиях, без преломления в Единородном, Дух Святой просто не смог бы соприкасаться с тварными существами, и не мог бы поддерживать в них жизнь и бытие. Для соприкосновения с тварной природой нужна имеено тварная энерния Святого Духа, а не просто Божественная Энергия. Это как генератор. Заливается топливо бензина или дизеля, а выход электропитание. Так преломляется в Единородном Божественное на духовное тварное. И без этого преломления тварный мир просто не мог бы появиться на свет.
Так вот Единородный Сын, восприняв тварную духовную природу, не утратил при этом Своей и Божесивенной нетварной Природы. Отцы, правда, использовали иное описание. Они говорят о ВСЕГДА РОЖДАЮЩЕМСЯ Сыне, а не просто рожденном. Здесь мы с ними используем чуть разные аналогии. Но, как видится мне, они не противоречивы, а просто это именно РАЗНЫЕ аналогии. Так вот в этом рождении Единородный ОБРЕЛ и статус Бога, который Он имел и до того рождения, пребывая винедре Отчем. Как написано в Евангелии: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира." (Ин 17:5). Вот эта слава, которую Единородный имел еще прежде бытия мира, это и есть статус Бога. Того Бога, Которого видели как Ангелы, так и люди. И имеено в этом статусе Сын творил мир вместе с Отцом и Святым Духом, так что Единородный есть подлинеый Творец мира, а не просто помощник, как учат некоторые: "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит." (Кол 1:16-17).
Все духовные существа могут видеть Единородного именно потому, что Он имеет в Себе им подобную тварную духовную природу. Божественную же Его Природу они не видят, а лишь умами своими усматривают (как бы видят), что такая в Нем есть. Он есть то Лицо Отца, которое "всегда видят" Ангелы. (Мат 18:10). Ибо НИКТО не может прийти к Отцу, минуя Сына: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин 14:6). И: "кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть." (Лук 10:22). Это касается всех тварей, как людей, так и ангелов. Видевший Сына, видел Отца. И невозможно увидеть Отца без Сына
2022.12.28