Культы российского происхождения ПОРФИРИЙ* ИВАНОВ
Юрий Греченюк *

ОСНОВАТЕЛЬ: Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983).

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1933 (1932?).
ИСТОЧНИКИ УЧЕНИЯ: "тетради" Порфирия Иванова.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Регулярного печатного издания нет. Идеи Иванова пропагандируются через газеты целительского толка, такие как "Знахарь", "Целитель плюс" и др., издаются книги, распространяются видеофильмы и "самиздатовские" брошюры. Проводятся фотовыставки, семинары, конференции, пропагандирующие учение в рамках возрождения методов народного целительства или в контексте развития идей Вернадского и Циолковского.

ЦЕНТРЫ: 1) Чувилкин бугор в с.*Ореховка Луганской области, где на Порфирия Иванова снизошло озарение; 2) хутор Верхний Кондрючий - место захоронения Порфирия Иванова, там же построен "Дом Здоровья" - духовный центр всех последователей Иванова. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

СТРУКТУРА: Единого центра у движения нет, хотя упоминаются 12 учеников "внутреннего круга", якобы избранные самим Порфирием Ивановым. За ними негласно признается руководящая роль в распространении учения, координации и руководстве отдельными группами последователей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Существующие объединения последователей Иванова действуют под видом культурно-просветительских организаций и движений, лечебно-оздоровительных (профилактических) групп здоровья.

ЧИСЛЕННОСТЬ: В крупных городах не более 50-100 человек активных последователей, которые организовывают все официальные мероприятия. *
ИСТОРИЯ Порфирий Корнеевич Иванов родился в 1898 году в селе Ореховка Ворошиловградской (ныне Луганской) области, на Украине, в многодетной семье шахтера. Паршек (как звали его родные) окончил 4 класса церковно-приходской школы, после чего побывал и шахтером, и рабочим, и колхозником. В молодости Иванов ничем не отличался от своих сверстников. Но в 1933 году на него снизошло озарение, когда во сне ему открылся смысл человеческого существования - обретение потерянного единения с природой, получение от нее силы и отказ от "неестественных" потребностей в пище, одежде, жилище. В течение следующих 50-ти лет Паршек вел жизнь "русского йога": круглый год ходил без одежды, обливался холодной водой, голодал 4 раза в неделю. Жизнь Порфирия Иванова в изложении его последователей изобиловала чудесами и сверхъестественными явлениями (2, кн. 1, с. 131). После смерти Иванова осталось около 300 тетрадей-рукописей с записями его личных наблюдений и размышлений, которые для приверженцев идей Паршека приобрели вероучительное значение. * ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИВАНОВА Мировоззрение Порфирия Иванова не было самобытным. В его тетрадях религиоведы находят ссылки на Ветхий Завет, публикации Свидетелей Иеговы, на статью В. Сидорова "Семь дней в Гималаях" (3, 7). Отвечая на письма своих последователей, Иванов пользовался трудами Ленина, Маркса и Энгельса (1,*с.*32), а некоторые его стихи и гимны написаны на мотив "Интернационала" и "Марсельезы". "Детка". Основой пропагандируемого Паршеком учения является "Детка" - оздоровительная система, основанная на использовании природных средств. По представлениям Порфирия Иванова, "Детка" должна была сыграть связующую роль в процессе перехода человечества на более высокий эволюционный уровень. Основные понятия "Детки" - Природа, Чувилкин бугор и сам Паршек. Природа. Иванов постоянно размышляет о могуществе природы, приписывая ей всестороннее влияние на человека: "Всем судьба - Природа"; "Сильнее Природы нет ничего. Она всему дело есть главное: что захочет, то и сделает" (3, с.*19). Личность самого Паршека рассматривается только в контексте тесного взаимодействия с природой. С одной стороны, "он без Природы ни шагу", а с другой, "она за Паршека, она не хочет портить Его Идею". Благодаря природе он научился удалять от человека "этого злого врага" - болезни.

И это позволяет Иванову воскликнуть: "Я есть меж людьми Бог за Свою такую работу, за то, что делаю Сам в людях" (3, с.*21). Благодаря тем же полученным от природы силам все человечество может рассчитывать на бессмертие: "Умирать совершенно перестанем... природа... она нам даст нашу жизнь" (4,*с.*150). Чувилкин бугор. Для Иванова и его последователей этот клочок земли в с.*Ореховка Луганской области*- олицетворение нетронутой рукой человека природы: "Его земля никем не занятая от Адама лет" (4, с.*131). "Это есть наше райское место", - поют ивановцы в гимне "Слава жизни" (1, с.*57). Согласно представлениям Иванова, бугор обладает жизнью, сознанием и мистическими силами: "он живой и воскресающий" (4, с.*141), "любит правду" (4, с.*139), "там мудрость одна", "это наше первоначальное живое тело", "путь", "наставление", которое всех нас приведет к вечной жизни, поскольку "вечного характера жизнь оттуда не уходила" (3, с.*19-20). Именно благодаря Чувилкиному бугру Паршек обрел могущественные силы и стал учителем. Под сверхъестественным воздействием бугра должно произойти радикальное изменение всей жизни людей.

Иванов явно проводит параллель между Голгофой и Чувилкиным бугром, где он "смерть изгонит, а жизнь во славу введет" (3, с.*20). "Чувилкин бугор это будет человеку слава, она его такого вот примет, ему его жизнь даст" (4, с.*152). "Будет на человеке бессмертие, которое будет вводиться в людях" (4, с.*131). Паршек. По его собственным словам, Паршек - "Победитель природы, Бог Земли. Он пришел на землю для спасения жизни" (4, с.*136). "Просите Его вы все, умоляйте - того, чего вам в жизни надо, ОН за вас заступится" (3,*с.*21). Однако Паршек - лишь посредник, передающий людям чудодейственные силы Природы. Через Паршека Природа "одарила людей счастьем и ввела им их здоровье на веки веков" (3, с.*21). Паршек - ключевая фигура в реализации конечной цели человека: "Вы все люди через Меня, как Бога, добьетесь бессмертия, умирать перестанете. Вы будете жить вечно из-за славы вашей" (3, с.*21). Таким образом, Паршек видел свою миссию в том, чтобы в течение своей жизни достичь "богова" состояния и указать всем путь к обретению бессмертия. *

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ
В трудах Иванова явно прослеживаются попытки провести параллель между христианским учением о Троице, грядущем Царством Господа Иисуса Христа и ключевыми понятиями его собственной системы: Бог Отец противопоставляется обожествленной природе; Паршек как победитель природы претендует на роль Иисуса Христа и воплощение Святого Духа; а Чувилкину бугру отводится роль места будущего преображения человечества, где человек обретет бессмертие. Все три элемента: природа - Паршек - бугор, тесно взаимосвязаны и по отдельности теряют свое значение. Представления Иванова о Боге пантеистичны. По его словам, Бог растворен в природе и подчинен ей. Природа становится как бы новой ипостасью Бога, и через слияние с ней человек обретает спасение. Сторонники "неохристианского" истолкования воззрений Иванова объявляют его учение "верой Третьего Завета - Завета Святого Духа, или Второго пришествия Христа" (3,*с.*5, 7). На этом основании они считают Иванова возвратившимся Христом, в котором воплотился Святой Дух (5, с.*4). Однако сам Паршек утверждал, что Отец и Сын уже реализовали себя, а третьему, Духу Святому, это еще предстоит. Святому Духу отводится ключевая роль в появлении "нового человека".

Но это не Святой Дух Евангелия, а некая космическая энергия, о которой Иванов пишет: "Эволюция не признает ни отца, ни сына - у нее Дух Святой, у нее азот, а человек этому принадлежит" (3, с.*7). Явление Духа будет означать начало "эволюционной истории" человечества. Порфирию Иванову в этом процессе также отведена особая роль: "Паршек отцу и сыну на смену эволюционно пришел, в люди ввел дух" (3, с.*24). Заслуживают внимания и атеистические высказывания Паршека о том, что Бога в принципе не существует, что "Бог - это эволюционно движущийся человек" (1,*с.*36), и что "...бог пребывает не на небе, а на земле - в людях, кои сумели одержать победу над собою" (6,*с.*2). *

МЕССИАНСКИЕ ИДЕИ
Всю систему религиозных воззрений Иванова пронизывает идея мессианства, которая, однако, излагается довольно противоречивым образом. С одной стороны, мессия уже пришел, это сам Иванов, Христос второго пришествия (1, с.*42), и в нем же воплотился Святой Дух (5, с.*4). С другой стороны, Иванов - всего лишь земной бог (в языческом понимании слова), победитель природы, Учитель (4, с.*136), а мессии еще только предстоит родиться. Сам Паршек поддерживал вторую точку зрения. Эти два представления о мессианской роли Иванова постоянно путаются в умах его последователей. *

СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЭВОЛЮЦИЮ
Природа - единственный источник жизни, от которого зависит судьба человека, а эволюция - главный движущий процесс в развитии человечества. В силу своих языческо-атеистических представлений об окружающем мире, Паршек считал, что только через единение с Природой посредством его методики "закалки-тренировки" возможен переход человечества на иной эволюционный уровень, где люди смогут обрести физическое бессмертие. Но Иванов не верил в бессмертие души (духа): "Здесь живете - остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков" (7, с.*1). * ПРОРОЧЕСТВА Встречаются также высказывания, свидетельствующие о том, что Паршек делал попытки предсказывать будущее человечества и отводил себе роль религиозного лидера, вершащего судьбы всей Земли. "Прозревая" будущее, он представлял себя "земным богом", который "осудит всех за несправедливость" (2, т. 3, с. 139). Паршек связывал определенные надежды с распространением своей системы мировоззрения к 2000 году. *
ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО Идеальное человеческое общество, которое Иванов ожидал увидеть, он называл "возобновленным Раем". В представлении Паршека каждый человек на земле должен получать равные блага от природы (что, кстати, Иванов и считал настоящим коммунизмом). Он предполагал, что в новом обществе не будет борьбы за материальные блага, и, как следствие, наступят мир, дружба и любовь в межчеловеческих отношениях (4, с.*122-123). Таким образом, естественное состояние будущего человечества в учении Иванова выглядит своеобразной утопией. Будущее общество должно быть полностью лишено производства и экономических отношений: "Пахать и сеять мы не будем, добывать уголь, газ, руду не будем, есть, пить, спать, одеваться и жить в доме не будем... Ни деньги, ни имущество*- ничто не спасет человека" (3,*с.*35). Это утопическое общество не должно иметь никаких государственных, общественных, научных, образовательных и культурных учреждений. Воплотить в жизнь эти идеи предполагалось в общине на Чувилкином бугре, где в условиях "естественного состояния" должны были быть решены основные онтологические проблемы человека: избавление от болезней и смерти (4, с.*150, 152). *

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ
Официальной организации и единого учения последователей Порфирия Иванова не существует. Некоторые группы явно поклоняются Иванову как Богу; другие утверждают, что Иванов - бог, но с маленькой буквы. Именуя его богом, они не считают его первопричиной и Творцом Вселенной, а лишь тем, кто указал путь к обретению бессмертия. Третьи обращаются к Иванову только как к целителю. В наши дни прослеживается тенденция к переосмыслению идей Порфирия Иванова в религиозно-философском направлении: ноосферном, христологическом, сотериологическом, теософском. Особую популярность учение Паршека приобретает в сочетании с идеями Движения новой эры. Истинность его "непостижимого" во всей полноте наследия многие последователи пытаются подтверждать ссылками на Сатпрема, Рерихов, Даниила Андреева и других авторов-эзотеристов. Подчеркивая схожесть методики Паршека с религиозными техниками йоги, они называют его "русским йогом". Те же, кто изображает Иванова просто великим учителем нравственности, ссылаются на Ганди, Достоевского и даже обращаются к христианскому богословию, что в корне противоречит духу их учителя, не признававшего Церковь. *

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА
1 . Главная особенность системы Иванова - в ней нет места Христу. Это место занято Ивановым. Другой ее особенностью является учение о возможности обрести физическое бессмертие собственными силами и заслугами перед Природой и Паршеком. Согласно же христианскому ...

Полный вариант статьи Вы можете найти здесь:
Центр Апологетических Исследований ·

Материал Центра апологетических исследований

Центр Апологетических Исследований ·