Мормоны ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ
Рик Бранч *

ОСНОВАТЕЛЬ: Иосиф (Джозеф) Смит-младший.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 6 апреля 1830 г.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ: Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина, Библия.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Church News - еженедельная газета на 16 полосах; The Ensign - ежемесячный журнал; «Лиахона» (Liahona) - ежемесячный журнал на разных языках мира; «Росток» - приложение к журналу «Лиахона», предназначенное для детей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Церковь возглавляет Первое Президентство: Пророк (он же Президент Церкви) и два его советника. Им подчиняется Кворум Двенадцати Апостолов. Третий уровень иерархии составляют Первый и Второй Кворумы Семидесяти. Четвертый - Председательствующее епископство. Вся эта структура в целом именуется «Высшей властью».

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: На местах церковь мормонов существует в виде миссий, колов и приходов. Храмы используются не для богослужения, а для проведения обрядов для живых и умерших. Право посещать храмы имеют менее десяти процентов СПД. ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: мормоны, СПД.
ИСТОРИЯ Иосиф Смит родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, и спустя всего несколько лет положил начало организации, которая к нашему времени стала одной из наиболее крупных и быстрорастущих нехристианских религий. По официальной версии церкви СПД, в 1820 г., после молитвы Смита о том, к какой церкви ему присоединиться, ему явились Бог Отец и Бог Сын. Иисус сказал Смиту, что он не должен присоединяться ни к одной из них, потому что все они «неправильны», а все вероучения христианских церквей «омерзительны» (Драгоценная Жемчужина, Джозеф Смит - История 1:19). Вслед за этим событием (его обычно называют Первым Видением) Смиту несколько раз являлся ангел по имени Мороний, который в 1827*г. вручил ему стопку золотых листов, спрятанных на холме неподалеку от дома Смитов в Пальмайре, штат Нью-Йорк. С 1827 по 1830 год Смит с помощью друзей перевел золотые листы на английский язык. Так возникла Книга Мормона. Она была издана в 1830 г. и стала первой и главной священной книгой церкви мормонов. К тому времени Смит уже успел официально создать Церковь СПД, и число его последователей росло. В последующие десять лет штаб-квартира церкви находилась в Кертланде, штат Огайо, Индепенденсе, штат Миссури и Фар-Уэсте, штат Миссури. Наконец, в 1839 году мормоны нашли тихое пристанище в городе Нову, штат Иллинойс, где и оставались до 1844 г. Именно в Нову зародились многие характерные учения мормонов. Нову разрастался и стал вторым по величине городом штата.

Однако этот рост стал причиной некоторых трений с окрестными поселениями. Эти трения закончились гибелью Смита в тюрьме города Картидж, штат Иллинойс, 27 июня 1844 г. (Gordon B. Hinckley, Truth Restored, pp. 41-86). После убийства Смита на руководство церковью СПД претендовали несколько видных ее членов. Каждый настаивал на своем праве возглавить Церковь, а некоторые даже заявляли, будто Смит назначил их своими преемниками. В результате этих разногласий возникло около 100 больших и маленьких мормонских сект (Steven Shields, Divergent Paths of the Restoration). Самая большая из них - Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней. Большинство мормонов последовало за Бригемом Янгом, который увел своих приверженцев в долину Соленого озера, где с течением времени добавил к учению церкви некоторые новые оригинальные положения. Сегодня центр Церкви СПД, откуда осуществляется руководство ее деятельностью во всем мире, находится в Солт-Лейк Сити, штат Юта.

УЧЕНИЕ Троица: Мормоны исповедуют политеизм (многобожие). Иосиф Смит говорил: «Я буду проповедовать о множественности Богов. Я всегда утверждал, что Бог - самостоятельная личность, Иисус Христос - отдельная и отличная от Бога Отца личность, и Святой Дух - самостоятельная личность и Дух: и они трое представляют собой три отдельных личности и три Бога» (Teachings of the Prophet Josepf Smith, p.170). Апостол мормонов Брюс Р. Мак-Конки высказывался о Божестве так: «Множественность Богов: три отдельные Личности: Отец, Сын и Святой Дух составляют Божество. Поскольку каждый из них является Богом, уже из одного этого явно следует, что существует не один Бог. Для нас же, если говорить в надлежащем узком смысле, эти трое - единственные Боги, которым мы поклоняемся. Однако помимо них существует бесконечное число святых личностей, вышедших из бесчисленных миров, которые перешли в возвышение и, таким образом, являются Богами» (Bruce R. McConkie, Mormon Doctrine, pp. 576-577). Бог Отец: Иосиф Смит пояснял: «Я собираюсь рассказать вам, как Бог стал Богом. Мы вообразили и предположили, что Бог был Богом от вечности. Я опровергну эту идею и уберу завесу, чтобы вы могли увидеть. Некогда он был человеком, подобным нам; да, тот самый Бог, отец всех нас, жил на земле, подобно Иисусу Христу» (History of the Church, vol. 6, p. 305). Бог Сын: Бригем Янг утверждал: «Рождение Спасителя было столь же естественным, как и рождение наших детей; оно было результатом естественного действия. Он вкусил от плоти и крови и был зачат своим Отцом точно так же, как и мы были зачаты своими» (Journal of Discourses, vol. 8, p. 115).

Апостол Мак-Конки объяснял: «И Христос родился в мир как буквальный Сын этого Святого Существа; он родился в том же личностном, подлинном и буквальном смысле, в каком любой смертный сын рождается от смертного отца. Он был зачат и рожден в результате нормального и естественного хода событий» (Mormon Doctrine, p. 742). Как утверждает Милтон Хантер, член Первого Кворума Семидесяти, Иисус является братом Люцифера. «Назначение Христа Спасителем мира оспаривал один из остальных сыновей Бога. Его звали Люцифер, сын утра. Надменный, амбициозный, жадный до власти и славы, этот духовный брат Иисуса отчаянно пытался стать Спасителем человечества» (The Gospel Through the Ages, p. 15). Святой Дух: Мормоны различают Святого Духа (Holy Ghost) и Святой дух (Holy Spirit). Как утверждал мормонский апостол Марион Дж. Ромни, «Святой Дух (Holy Ghost) - это личность, дух, третий член Божества» (The Ensigh, May 1977, pp. 43-44). Шестой пророк СПД Иосиф Ф. Смит объяснял, что Святой дух (Holy Spirit) - не личность, а, скорее, сверхъестественная сила. «Вы можете называть его Духом Бога, вы можете называть его влиянием Божьего разума, вы можете назвать его субстанцией его силы; как бы его ни называли, это - дух разума, пронизывающий Вселенную» (Mormon Doctrine, pp. 752-753).

Предназначение человека: Лоренцо Сноу, пятый пророк церкви СПД, восклицал: «Бог когда-то был таким, как сейчас человек; таким, как сейчас Бог, человек может быть» (The Ensign, February 1982, pp. 39-40). Это означает, что каждый мужчина, отвечающий стандартам мормонизма, станет богом и будет править своей собственной планетой. А что же женщины? На этот вопрос ответил Иосиф Филдинг Смит, десятый пророк Церкви, когда он говорил о спасении человека или «возвышении», как называют это мормоны. «Отец обещал нам, что за нашу верность мы будем благословлены всей полнотой его царства. Иными словами, мы получим привилегию стать такими, как он. Чтобы уподобиться ему, мы должны обладать всей властью божества; таким образом, мужчина и его жена, когда они достигнут славы, будут иметь духовных детей, которые, в конце концов, придут на землю, подобную нашей, и пройдут через такие же испытания в своем смертном существовании и, если сохранят верность, также получат полноту "возвышения" и вкусят тех же благословений. Этому развитию нет конца; оно будет продолжаться вечно. Мы станем богами и получим власть над миром, и эти миры будут населены нашими собственными потомками. Для этого у нас будет бесконечная вечность» (Doctrines of Salvation, vol. 2, p. 48).

ДРУГИЕ УЧЕНИЯ Бог Отец женат, существует Небесная Мать (Joseph Fielding Smith, Answers to Gospel Questions, vol. 3, pp. 143-144). Все мужчины и женщины, когда-либо жившие на Земле, являются духовными потомками Божественного Отца и Божественной Матери. Каждый человек был духовно зачат и рожден в предземном духовном мире (Mormon Doctrine, p. 589). Негры черны из-за своего неправильного поведения в предземной жизни (Three Degrees of Glory, p. 21). К числу храмовых обрядов относятся: крещение для мертвых, омовение и помазание для живых и умерших (McConkie, Mormon Doctrine, pp. 72-74, 226-228). Спасение, или «возвышение», при котором люди становятся богами, основано на добрых делах или заслугах человека (Church News, October 8, 1988, p. 23; The Religion of the Latter-Day Saints, p. 160). Библия используется, но относиться к ней следует с осторожностью, поскольку в ней есть много ошибок, и отсутствуют многие важные части (8-й Символ веры; The Ensign, January, 1989, pp. 25, 27).

ЧИСЛЕННОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ Численность членов церквей СПД по данным на 1999-2000 годы в Восточном регионе: Россия - 10-13 000 чел., Украина - 8 000 чел., Латвия - 390 чел., Беларусь - 600 чел., Болгария - 1 400 чел., Эстония - 500 чел., Литва - 450 чел. ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА Есть только один Бог (Исайя 43:10, 44:6-8, 45:5-6,18,12; 45:9; 48:12, 1 Коринфянам 8:4). Люди не являются сыновьями или дочерьми Бога с рождения до существования (Иоанна 1:12, «дал власть быть»). Спасение - бесплатный дар Бога, а не то, что следует заработать или заслужить (Римлянам 3:24, 4:4-5, 5:1; Ефесянам 2:8-10; Титу 3:5-7). Святой Дух - это Личность, а не просто сила (Иоанна 16:13-14).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Берри, Гарольд Дж. Во что они верят. - Москва: Духовное возрождение, 1994. - 392с. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316с. Бутаков Павел. Христиане ли мормоны? - Западно-Сибирская Христианская Миссия. - 16с. Кайзер, Эдгар П. Как противостоять мормонам. - СПб: «Андреев и согласие», 1995. - 55с. Кован, Марвин В. В ответ на заявления мормонов. - Киев:«Руфь», 1998. - 179с. Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - Москва: «Протестант», 1993. - 224с. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: «Логос», 1992. - 351с. Порублев Николай. Культы и мировые религии. - Москва: «Благовестник», 1994. - 335с. Хиндсон, Ричард Эд. Ангелы обмана. - Москва: «Протестант», 1994. - 239с. *

Переведено и издается для некоммерческих целей с разрешения Watchman Fellowship, Inc. При использовании материала ссылка на Центр апологетических исследований обязательна. Материал подготовлен в 1993 году, дополнен в 2000 году.



ВЗГЛЯД НА "ОСНОВЫ ЕВАНГЕЛИЯ" МОРМОНОВ
Билл МакКивер


Очень часто, критикуя христианские апологетические служения, Святые Последних дней утверждают, что мы не можем авторитетно говорить о мормонизме просто потому, что мы - не мормоны. Если вы хотите знать, чему учит мормонизм, спросите мормона, продолжают они. По этой причине наше служение приводит многочисленные цитаты из книг, статей и речей различных руководителей мормонской церкви. Разумно предположить, что если кто и способен надлежащим образом растолковать сложные представления этой религии, так это руководители и официальные публикации СПД.

В числе прочих изданий мы пользуемся учебником "Основы Евангелия". Эта книга издана Церковью Иисуса Христа Святых Последних дней, и миссионеры СПД часто пользуются ей, чтобы донести учение мормонов до потенциального новообращенного. Многие мормоны настаивают на том, что их учение можно найти исключительно в четырех "образцовых трудах": Библии, Книге Мормона, Учении и Заветах и Драгоценной Жемчужине - однако на стр. 56 пресловутого учебника сказано: "Кроме этих четырех книг священного писания, вдохновленные слова наших живущих пророков тоже становятся для нас священным писанием. Мы слышим их слова на конференциях, читаем их в церковных журналах и других церковных изданиях, и получаем их в виде наставлений от своих местных руководителей священства".

Поскольку учебник "Основы Евангелия" является церковным изданием, логично предположить, что он достоверно излагает учение СПД, и что он может так же хорошо ответить на наших вопросы, как и сами мормоны. Установив этот факт, мы обнаруживаем, что "Основы Евангелия" часто подтверждают то, что мы всегда говорили о мормонах. На стр. 15 ясно говорится, что Иисус и Люцифер, по учению СПД, являются духовными братьями. На этой странице речь идет о том, что человечество нуждается в прощении грехов: "Двое из наших братьев предложили свою помощь. Наш старший брат, Иисус Христос, имя которого было тогда Иегова, сказал: "Вот Я, пошли Меня"... Сатана, которого звали Люцифер, тоже явился и сказал: "Вот я! Пошли меня, и я буду сыном Твоим и искуплю все человечество, так что не пропадет ни одна душа, и я верно сделаю это. И поэтому, дай мне славу Твою!" Это учение грубо противоречит таким библейским стихам, как Ин. 1:1-3; Кол. 1:16 и Евр. 1:2, где говорится, что Иисусом было сотворено все, включая и Люцифера. Христианство учит, что Дух Святой вездесущ, Но на стр. 36 "Основ Евангелия" утверждается, что Святой Дух "в данное время может находиться только в одном месте, но Его влияние в то же самое время может быть везде". Стр. 47 сообщает читателю, что "когда пророк говорит за Бога, то это словно говорит Сам Бог". На стр. 49 приведены слова четвертого президента СПД Уилфорда Вудруффа: "Господь ни мне, ни какому-нибудь другому человеку, стоящему во главе Церкви, никогда не позволит ввести вас в заблуждение. В плане этого нет, и Бог этого не допустит. Если бы я только попробовал это сделать, то Бог сейчас же отстранил бы меня от моей должности.

Так Он сделает и со всяким иным человеком, пытающимся ввести человечество в заблуждение, прочь от святой Божьей истины и от обязанностей". Однако эта книга не объясняет, почему Бог позволил Бригему Янгу ввести церковь в заблуждение своим учением об Адаме-Боге и о том, что Бог возрастает в познании. С точки зрения современных мормонов, оба этих учения - еретические. Должно быть, это Вудруфф ввел церковь в заблуждение, сказав, что Бог устранит такого человека от должности. Янг прожил целых 25 лет после того, как впервые провозгласил Адама нашим Отцом и Богом "и единственным Богом, с которым мы имеем дело"(Journal of Discourses1:50). Как мы всегда утверждали, церковь СПД учит, что земное тело Иисуса Христа было зачато путем сексуальной связи между Богом и Марией. Стр. 63 "Основ Евангелия" гласит: "Так Бог Отец стал буквальным Отцом Иисуса Христа. Иисус родился от смертной матери и бессмертного отца". Это учение поясняется более подробно в другом учебнике церкви СПД под названием Messages for Exaltation ("Послания для возвышения"). На стр. 378 этой книги сказано, что Иисус "был реально, буквально, биологически Сыном Бога во плоти". Христиане всегда видели в Голгофском кресте место, где Господь искупил грехи людей. Крест всегда был символом страданий и позора. Павел ясно показал, что именно проповедь креста казалась глупостью погибающим. Однако руководители мормонов говорят, что искупление произошло в Гефсиманском саду. На стр. 60 "Основ Евангелия" мы читаем: "В саду Гефсиманском Христос искупил грехи всего человечества". На стр. 67-68 говорится: "В тот час Христос преодолел все ужасы, которые только был способен причинить сатана. Даже Его распятие не превзойдет горькую муку, перенесенную Им в Гефсимании".

О спасении (возвышении), которое нужно заслужить делами, идет речь на стр. 103: "Мы должны соблюдать все наши заветы с аккуратностью. Если мы так поступаем, то Отец наш Небесный обещает нам, что мы получим возвышение в Царстве целестиальном". О возвышении или достижении божественности в "Основах Евангелия" также идет речь. На стр. 324 сказано: "Возвышение есть жизнь вечная - жизнь, какую ведет Бог. Он совершенен и обладает всем знанием и всей мудростью. Он - Отец духовных детей и Творец. Мы можем стать Богами, подобно Отцу нашему Небесному. Это и есть возвышение". В то время как сегодняшняя мормонская церковь пытается выдать себя за одну из христианских конфессий, стр. 117 явно свидетельствует, что в действительности церковь СПД считает себя единственной истинной церковью. На этой странице приводится цитата из Учения и Заветов 1:30: "Господь сказал, что на лице земли это "единственная истинная и живая церковь, которой Я, Господь, весьма доволен". Стр. 119 гласит: "Отец наш Небесный - реальное лицо с осязаемым телом из плоти и кости" - что противоречит Иоанна 4:24, где говорится, что Бог есть дух.

Цитируя Учение и Заветы 82:7, стр. 275 сообщает читателям, что "те, которые получили прощение и затем снова впадают в грех, будут ответственны и за свои прежние грехи". Ясно, что такой бог, который хранит в памяти все наши прошлые грехи, не может быть Богом Библии, поскольку Бог Библии провозглашает, что Он не призовет нас к ответу за уже прощенные грехи. В Исайи 43:25 сказано: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну". См. также Иеремия 31:34 и Евреям 8:12. Этот небольшой список цитат мы публикуем с тем, чтобы показать: то, что мы говорим, основано на достоверных источниках. У нас не хватит времени (и воображения), чтобы такое выдумать. Мы будем очень признательны мормонским миссионерам, если они перестанут ходить вокруг да около этих учений и просто признают...

Полный вариант статьи Вы можете найти здесь:
Центр Апологетических Исследований ·

Материал Центра апологетических исследований

Центр Апологетических Исследований ·