Книга довольно необычная для советского времени. Это переводная работа польского журналиста, работавшего долгие годы в Ватикане. Содержит массу интересных подробностей, исторические экскурсы и наблюдения с натуры. Написана живо и поучительно.

СОДЕРЖАНИЕ
Прошлое и современность
Конклав
Пирамида церковной власти
Папа
Как пишутся энциклики
Тайны власти
О соборе святого Петра
Ватикан государство без границ
Фиолетовая дипломатия
Тайны ватиканских финансов
Монашеские сады и папские галереи
Пий, Иоанн, Павел
Иоанн-Павел II
Послесловие (Л. Великович)...
Примечания
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию советского читателя книга написана польским журналистом Здиславом Моравским, работавшим с 1968 по 1974 г. корреспондентом Польского агентства печати (ПАП) и газеты «Жиче Варшавы» в Ватикане. В октябре 1980 г. в газете «Трибуна люду» были напечатаны сообщения 3. Моравского об очередном всемирном Епископском синоде католической церкви. В течение шести с лишним лет он изучал идеологию и по*литику Ватикана, знакомился со многими перипетиями деятельности Римской курии. 3. Моравский сделал ряд интересных наблюдений, выявил отдельные малоизвестные детали идеологической и политической деятельности международного центра католицизма, его отношения к актуальным социально-политическим проблемам.
Ватикан представляет собой весьма сложный идеологический механизм. Моравский характеризует пирамиду власти за Бронзовыми вратами, борьбу различных течений в Римской курии, ее деятельность по подготовке различ*ных документов. На примере известной энциклики папы Иоанна XXIII (апрель 1963 г.) автор показывает закулисную сторону деятельности аппарата Ватикана. Раскрывая некоторые аспекты политики святого престола после Второго ватиканского собора (с. 8586), автор убедительно показывает, что курс на «аджорнаменто», провозглашенный этим понтификом, нашедший затем подтверждение в решениях Второго ватиканского собора, в частности в пастырской конституции «Caudium et Spes»«Радость и Надежда» (о церкви в современном мире), встречал сопротивление в самой Римской курии, в которой было сильно влияние традиционалистски настроенных церковных иерархов. Они пытались выхолостить из текста энциклики те пункты, которые формулировали новый подход католической церкви к проблемам мира и мирного сосуществования и ряд конкретных требований, таких, как запреще*ние оружия массового уничтожения, всеобщее разоружение, урегулирование международных конфликтов путем переговоров и другие (с. 82). Как показывает 3. Моравский, Иоанну XXIII удалось настоять на своем.Он игнорировал советы сторонников традиционалистской линии, направленной на изменение содержания проекта энциклики «Pacem in Terris».
Автор книги был аккредитован в Ватикане в послесоборный период, когда во всех звеньях католической церкви началась реализация решений Второго ватиканского собора. Традиционалистски настроенная часть церковной иерархии стремилась не допустить каких-либо значитель*ных перемен в структуре, доктрине, догматике, культе католической церкви. Это оказывало определенное влияние на папу Монтини, который проявлял известную нерешительность в проведении линии «аджорнаменто» церкви. Сторонники традиционализма оказывали сопротивление новому курсу, провозглашенному Вторым ватиканским собором. Один ватиканский деятель так характеризовал позицию папы Павла VI в отношении этого Собора: «Вселенский собор оказался лавиной, катившейся на Павла VI, и он должен был сдерживать ее. Прогресс церкви приостановился, тенденции, прозвучавшие на Соборе, были при*глушены. Но церковь не может больше выполнять чисто сдерживающие функции», поэтому, несмотря на сопротив*ление традиционалистов, в послесоборном Ватикане произошли некоторые изменения в его позиции в отношении международных проблем, колониализма, социально-политических вопросов.
Характеризуя понтификат Павла VI, 3. Моравский правильно отмечает, что он пришелся на период тяжелого, углубляющегося кризиса католической церкви (с. 281). В основном документе Международного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. говорится: «Католическая церковь и некоторые другие религии переживают идеологический кризис, расшатывающий их вековые концепции и сложившиеся структуры» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. До*кументы и материалы. М., 1969, с. 310). Кризис католицизма неразрывно связан с общим кризисом капитализма.
В период понтификата Павла VI (21.VI.19636.VIII. 1978 г.) значительно усилилась идеологическая и политическая активность Ватикана, направленная на приспособление церкви к условиям мирного сосуществования и идеологического противоборства двух социальных систем социалистической и капиталистической.Идеологические акции Ватикана имели своей целью усилить позиции церкви и ее влияние в современном мире.
Путь к ее достижению папа видел прежде всего в укреплении аппарата католической церкви. Павел VI на*чал с центрального ее аппарата, провел реформу Римской курии, интернационализовав ее, поставив во главе отдельных учреждений Ватикана неитальянцев.Реорганизация службы Ватикана, предпринятая папой Павлом VI в 1967 г., шла в русле обновления католицизма и имела своей целью перестроить аппарат папского престола, сделать его более гибким и способным руководить церковью в условиях различных социальных систем, регионов, стран. Наряду с традиционными учреждениями конгрегациями и трибуналами в Римской курии стали действовать секретариаты: по единству христиан, по нехристианским религиям, по контактам с неверующими, а также комиссия «Справедливость и мир», «Совет мирян», «Статистическое бюро» и другие. Новые учреждения стали приобретать в Ватикане все больший вес, поскольку они призваны решать задачи, связанные с установлением более широких контактов с некатолическими христиански*ми церквами, а также с нехристианскими религиями в целях усиления борьбы против растущего влияния марксизма и атеизма.
Ватикан усилил экуменические связи с некатолическими христианскими церквами. Он поддерживает контакты с представителями Московской патриархии.
Реформируя Римскую курию, внося существенные коррективы в политику Ватикана, его отношение к актуальным социально-политическим проблемам современности, папа Павел VI в то же время отстаивал традиционные догмы католицизма, выступал против каких-либо изменений вероучения. Папа Иоанн-Павел II продолжает эту линию.
В главе «Фиолетовая дипломатия» 3. Моравский характеризует некоторые дипломатические акции Ватикана.Большое значение папа Павел VI придавал международным вопросам, упрочению позиции Ватикана в сфере международной политики. В период понтификата Павла VI были значительно расширены дипломатические свя*зи и контакты Святого престола с иностранными госу*дарствами. В своем выступлении перед дипломатическим корпусом папа Иоанн-Павел I в сентябре 1978 г. говорил о том, что за 15 лет понтификата Павла VI число государств, представленных в Ватикане, увеличилось на 40. Всего было представлено в Ватикане 91 государство. За этот же период Ватикан установил дипломатические отно*шения с 27 государствами Африки. Уже в первой своей речи в качестве главы католической церкви Павел VI говорил о проблеме мира между народами как важнейшей проблеме своего понтификата. 4 октября 1965 г. папа вы*ступал перед Генеральной Ассамблеей ООН, призывая к упрочению мира. Глава католической церкви неоднократно выступал с призывами урегулировать проблемы Ближнего Востока. Представитель Ватикана принимал участие в чрезвычайной сессии ООН 1977 г., посвященной вопросам разоружения. 8 декабря 1967 г. папа Павел VI установил «День мира», который отмечается католической церковью ежегодно 1 января. ***Материалы, приведенные в книге 3. Моравского, сви*детельствуют о взятом Ватиканом курсе на модернизацию идейного арсенала и структуры церкви, о стремлении ис*пользовать новые формы и методы борьбы против атеизма, усилить влияние религии в общественно-политической и духовной жизни.Проф. Л. Великович
Вложения